Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

На каждом концерте Вертинского сидел цензор

На каждом концерте Вертинского сидел цензор
Фото: Вертинский старался уделять дочерям Марианне (слева) и Насте максимум свободного времени. Фото: Russian Look.
Александр Вертинский родился в Киеве 21 марта 1889 года. В выходные отмечалось 125-летие со дня рождения певца. Он уехал из страны уже состоявшимся артистом: в 1920 году отбыл на пароходе вместе с белогвардейскими частями и беженцами, покидавшими Крым. А потом пошли скитания: Турция, Польша, Франция, Германия, Америка, Китай.
 
Во второй половине 30-х годов артист решил вернуться в СССР. Помешала начавшаяся Вторая мировая война. И только в ноябре 1943-го поэт с молодой женой и четырехмесячной дочерью Марианной прибыл в Москву, где прожил еще 14 лет.
 
Генсек запиливал его пластинки 

Возвращение Вертинского на Родину не могло произойти без согласия Сталина. Почему же беглецу разрешили вернуться? Во-первых, он за 20 с лишним лет эмиграции не допускал антисоветских высказываний. Во-вторых, в 1942 году Вертинский женился, а супруга его, Лидия Циргвава, была наполовину грузинкой, что не могло ускользнуть от Сталина. В-третьих, возвращение в СССР певца с мировым именем в переломный момент Великой Отечественной было серьезным пропагандистским ходом. И в конце концов Сталину просто нравились песни Вертинского! 

Коба любил музыку. С удовольствием слушал арии из опер, народные и революционные песни в живом исполнении (на рояле играл Жданов, на баяне - Буденный, а подпевали Ворошилов с Молотовым).  

До войны у Сталина на Ближней даче было несколько патефонов и довольно много пластинок (всего в сталинской коллекции их более трех тысяч). В конце 1941 года от имени Черчилля министр иностранных дел Великобритании сэр Антони Иден привез советскому вождю подарок - радиолу с мощным приемником и полуавтоматическим проигрывателем. 

Мне не раз приходилось бывать на Ближней даче, и сотрудники, работающие там, рассказывали: Сталин лично рецензировал свои пластинки, ставя на них определенное количество крестиков (от трех до восьми). Чем больше крестиков, тем запись считалась лучше. Иногда вождь выражал свое мнение более определенно.

Мог написать  "Дрянь" или "Пустое". 

Записи Александра Вертинского, сделанные в СССР (с 21 по 24 января 1944 года в Москве записали 8 пластинок по две песни на каждой), перед выпуском попали к вождю. Председатель Комитета по делам искусств Михаил Храпченко приложил к ним записку: "Тов. Сталину. Согласно договоренности, посылаю Вам подготовленные нами пластинки с записью А. Вертинского".

Об интересе генсека к этим записям свидетельствует то, что на них есть следы многократного прослушивания. Крестики, правда, Сталин на пластинках Вертинского не ставил. Но и надписей "Дрянь" или "Пустое" на них тоже нет…

Трудная судьба лауреата

Популярность Вертинского эксплуатировалась в СССР по полной программе. В годы войны он выступал на фронте, в госпиталях, а всего с 1944 по 1957 год дал более 3000 концертов. Однако Москва была для него практически закрыта, а на каждом концерте сидел  цензор, следивший за репертуаром. В первые 10 лет после возвращения на Родину Вертинского не обижали. Дали хорошую квартиру на улице Горького, где он жил с женой и двумя дочерьми, предоставили возможность зарабатывать концертами. Немного больше денег принесло кино. 

В первой половине 

50-х Вертинский снялся в нескольких фильмах, а за роль кардинала Бирнча в ныне забытой ленте "Заговор обреченных" он в 1951 году получил Сталинскую премию 2-й степени. Это составляло пять месячных зарплат "вождя народов", то есть 50 тысяч рублей. И примерно восемь средних годовых окладов в СССР.
Но в творческом плане Вертинского ограничивали. Из более чем сотни его песен репертуарная комиссия одобрила для публичного исполнения только тридцать.

Пластинки, так нравившиеся Сталину, издавались небольшими тиражами, по радио песен Вертинского не передавали до второй половины 

70-х. Мало того, во время проведения кампаний по борьбе с "упадочным искусством", например, в начале 60-х, пластинки из продажи вообще изымали. Но сам артист этого уже не застал. 21 мая 1957 года он отработал последний концерт в Ленинградском доме ветеранов сцены, вернулся в гостиницу "Астория" и умер от сердечного приступа…

Пять самых известных песен артиста:
 
"В бананово-лимонном Сингапуре..."
"Ваши пальцы пахнут ладаном"
"В синем и далеком океане..." 
"Мадам, уже падают листья..."

"Маленькие актрисы"

Слово дочери


Марианна ВЕРТИНСКАЯ: Сказки про Фаншетту

 

- Александр Николаевич был строг?

- Наоборот, он был добрейшей души человек. Строгой была мама. "Что ты, Лиличка, кричишь на них? - удивлялся отец, когда мы приносили из школы двойки. - Я сам был первым двоечником в Киеве". Отец много ездил на гастроли. И когда приезжал домой, старался проводить с нами как можно больше времени. Сочинял для нас сказки про кошку Фаншетту. Однажды Фаншетта встретила кота Федула, который поступил в Свердловскую оперу и пел там тенором. Но Федула оттуда уволили, и он пошел на Микояновский завод ловить мышей. Но и там проворовался, и снова его выгнали... Это была бесконечная сказка, от которой мы с сестрой млели и просили продолжения.