Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Константин Грищенко: "Сострадание и отзывчивость всегда были присущи украинцам"

Константин Грищенко:
Фото: Украинский вице-премьер считает, что нужно сделать все для развития паллиативной и хосписной помощи.

Практически во всех регионах Украины сегодня проходят мероприятия, направленные на информирование населения о проблемах этих людей, организовываются круглые столы, встречи. И это благодаря поручению вице-премьер-министра Константина Грищенко - наверное, первого чиновника такого уровня, который не боится говорить во всеуслышание об этой проблеме. Что уже сделано в этой сфере, какие проблемы еще предстоит решить, мы спросили у самого вице-премьера. 

"Надо поддержать людей, которых уже не вылечить"

- Еще совсем недавно большинство людей не знало, что такое хоспис и что означает слово паллиативная помощь. Как вы оцениваете нынешнее состояние оказания паллиативной помощи в Украине?

- Действительно, для многих украинцев и сегодня эти слова являются незнакомыми. Но ситуация меняется. На протяжении последних лет в Украине создается и развивается система паллиативной и хосписной помощи. Не так быстро, как бы хотелось, но это происходит. 

Увеличиваются мощности стационарных учреждений, особенно в регионах, где руководители местных органов власти понимают важность этого инновационного подхода оказания медико-социальной помощи неизлечимо больным и членам их семей. Это, в частности, Ивано-Франковская, Донецкая, Харьковская области и Севастополь. 

Очень порадовал Киев. Вчера осмотрел хоспис на базе Киевского городского клинического онкоцентра и могу сказать, что руководству города удалось показать то, как именно надо двигаться в этой сфере. Александр Попов внимательно относится к этой теме, и, надо сказать, планы города по развитию соответствующей инфраструктуры впечатляют. 

Постепенно создаются службы паллиативной и хосписной помощи на дому. Это не требует больших финансовых затрат, только понимания и содействия со стороны местной власти.  

Система паллиативной и хосписной помощи развивается благодаря мощной поддержке украинских и международных общественных организаций, в частности Украинской лиге содействия развитию паллиативной и хосписной помощи, Международному Фонду "Відродження", церковным и благотворительным организациям, а также усилиями неравнодушных медицинских работников, ученых, представителей бизнеса и т. д. Готовность сострадать ближнему всегда была одной из главных черт украинского характера.

Есть положительные сдвиги в подготовке специалистов, вовлеченных в предоставление помощи как в учреждениях здравоохранения, так и дома. В 2010 году была создана первая в нашей стране кафедра паллиативной и хосписной медицины на базе Национальной медицинской академии последипломного образования им.
П. Л. Шупика.

- Сколько в Украине существует хосписов? 

- Сегодня в Украине действуют 12 хосписов (8 в системе здравоохранения, 4 - благотворительных учреждения) и 74 отделения паллиативной помощи, в которых развернуто 1136 коек.

Согласно стандартам ВОЗ на 100 тысяч населения должны функционировать 10 паллиативных коек, следовательно, Украине еще нужно как минимум 4500 - 4700 мест в хосписах. То есть пока уровень обеспечения у нас составляет лишь 25%. Потому правительство намерено увеличить количество хосписов в течение ближайших трех лет как минимум вдвое. Думаю, это посильная задача, если этот процесс поддержат регионы.  

- Почему именно хоспис является оптимальным инструментом для расширения предоставления такой помощи?

- Потому что только хосписы работают согласно философии и концепции всесторонней комплексной помощи неизлечимо больному пациенту, которая позволяет обеспечить максимально возможное качество жизни. 

Паллиативное или хосписное терапевтическое сопровождение предусматривает не только симптоматическое лечение. Главное - психологическая поддержка, духовная опека, качественный физический уход с целью обеспечения пациенту физического и духовного комфорта.

Все другие лечебные учреждения нацелены на излечение болезни, в то время как хосписы работают с теми, кому, к сожалению, побороть болезнь уже не под силу.

Пациенты имеют право на обезболивание

- Какие шаги необходимо предпринять, чтоб в Украине развивались институты по оказанию паллиативной помощи, которые существуют в Европе?

- Прежде всего необходимо повысить внимание граждан и центральных органов исполнительной власти к важности паллиативной помощи, сосредоточить усилия на консолидации общества вокруг этой тематики.

К сожалению, многие стараются не замечать тех, кто волею судьбы получил страшный диагноз и остался с бедой один на один. Равнодушие к таким согражданам также вредит общественной морали, как и насилие в отношении детей или недостаточное внимание к инвалидам. Важно понимать, что в такой беде может оказаться каждый из нас. 

 Государству предстоит серьезное реформирование нормативной базы, отстающей от принятых в ЕС подходов. Здесь нужны совместные усилия Кабинета министров, Министерства здравоохранения, общественных организаций.  

- Благодаря вам сделаны серьезные шаги к упрощению доступа тяжелобольных к обезболиванию. Почему эта тема стала для вас настолько близкой?

- В начале года ко мне поступило обращение от одной общественной организации о доступе тяжелобольных к препаратам, содержащим наркотические вещества. Я начал вникать в проблему и был шокирован, узнав, что несколько лет этот вопрос обсуждается в министерских кабинетах, но никак не решается. 

Еще в 2011 году международная организация Human rights watch выпустила специальный доклад, посвященный Украине, в котором резко раскритиковала ситуацию с доступом тяжелобольных людей к обезболивающим. Основные замечания - у нас слишком сложная процедура получения сильных обезболивающих, в Украине он выпускается лишь в ампулах (которые нужно потом возвращать), и делать укол может врач скорой или медсестра, да и аптек, где можно приобрести такие медикаменты, в стране очень мало (на область - несколько пунктов). 

Сложилась ситуация, когда сотни соотечественников ежедневно умирали в муках, не получая адекватного обезболивания. Имели место и вопиющие случаи, когда больные совершали самоубийства из-за невыносимой боли.

Пришлось в прямом смысле слова продавливать необходимые решения. В результате было принято отдельное постановление Кабинета министров, внесены изменения в приказы Минздрава, которые должны существенно облегчить ситуацию в этой сфере, была зарегистрирована таблетированная форма морфина.

Законы будут совершенствовать

- Есть ли положительные результаты от принятия этого постановления и специального приказа МОЗ, которые направлены на упрощение доступа тяжелобольных к обезболивающим?

- Принятие постановлений - уже позитивный результат, поскольку создана основа для изменений и совершенствования ведомственных нормативно-правовых актов Минздрава, МВД и других органов.

При предоставлении паллиативной помощи пациенту теперь разрешается выписывать на одном рецептурном бланке лекарственные средства в достаточном количестве. Таким образом созданы все условия для получения адекватной схемы обезболивания в домашних условиях.

Принятие указанных нормативных документов является лишь первым шагом, и работа по обеспечению их выполнения в полной мере продолжается.

- Многие общественные организации жалуются на то, что, несмотря на данные изменения, все равно врачи стараются не выписывать обезболивающие препараты, которые содержат наркотические вещества. 

- Именно поэтому я вчера посетил Киевский городской клинический онкологический центр, где провел совещание с ведущими медиками, представителями общественных организаций, Минздрава, МВД, Госнаркоконтроля относительно того, насколько эффективно используются врачами новые нормативные документы. И я получил для себя много полезной информации. Обязательно будут даны соответствующие поручения с моей стороны.

Основное, что я услышал, - врачи постепенно начали выписывать лекарства, а это уже самое главное. Лед, как говорится, тронулся. Если посмотреть на потребление морфина, то каждый месяц он демонстрирует 17-20%-ный рост, что также подтверждает данную тенденцию. 

- Тем не менее инерция в применении новых правил со стороны врачей существует. Как вы думаете, почему? 

- Во-первых, и это надо признать, далеко не все врачи полностью проинформированы обо всех аспектах новых правил. Здесь следует активнее проводить соответствующую разъяснительную работу.

Во-вторых, у многих врачей до сих пор присутствует страх, что у правоохранительных органов возникнет много вопросов. Мы прекрасно это понимаем, поэтому я неоднократно на всех мероприятиях говорю нашим правоохранительным органам, что мы европейская страна и задача правительства - облегчать жизнь людям, а не усложнять ее. Поэтому мы будем и дальше совершенствовать законодательство, чтобы сократить до минимума количество лазеек, которые позволяют правоохранителям ограничивать деятельность врачей.

- Что делать обычному гражданину с тяжелым диагнозом, если врач не хочет выписывать ему рецепт обезболивающего?

- Лишать гражданина права на должное обезболивание - это такое же преступление, как не оказать пациенту свое-временную медицинскую помощь. И такие случаи должны отслеживаться и жестко наказываться. 

Необходимо использовать все существующие механизмы, предусмотренные законодательством, начиная от жалобы к непосредственному руководителю медицинского учреждения, где работает врач, к руководителю городского или областного управления здравоохранения и заканчивая обращениями в суды. 

Сегодняшние нормативные акты, которые обязывают чиновников отвечать на жалобы, создают достаточные основания, чтобы рассчитывать на решение каждой возникающей проблемы.