Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Потерянная Любовь

Потерянная Любовь
Фото: Воспоминания о Любочке не дают покоя фронтовику вот уже 70 лет.

Звонок в одесскую редакцию "Комсомолки" из Санкт-Петербурга всех растрогал до глубины души. 94-летний фронтовик, награжденный десятками наград за мужество и отвагу, просил о помощи. Сам давно на пенсии. По состоянию здоровья (в войну лишился руки) редко выходит из дому. Отдушина для старика - дети и внуки. А еще - воспоминания о первой любви, которые не дают покоя бывалому вояке вот уже 70 лет. 

"Моя жизнь могла сложиться иначе"
 
- Ее зовут Любовь Ващук. Любочка. Она из Одессы. Жене и детям я никогда о ней не рассказывал - это моя тайна. Хотя о своей потерянной любви не забывал никогда, - разоткровенничался Николай Николаевич. - Особенно часто думаю о Любочке в последние годы. Мне нужно разыскать ее и попросить прощения. Не хочу уходить в мир иной, не сделав этого. Тогда, после ранения, я не хотел, чтобы Люба строила жизнь с калекой. А сейчас понимаю, что совершил большую ошибку. Наша с ней жизнь могла бы сложиться иначе.
 
Николай и Любочка познакомились в 1939-м в Одессе, где Васильев служил на Черноморском флоте.
Войну Николай Васильев встретил в звании старшины Черноморского флота.
- Меня как раз повысили - назначили на катер-охотник командиром отделения рулевых сигнальщиков. На танцах в парке Шевченко я и увидел Любочку, - вспоминает пенсионер. - Она была такая молоденькая, хорошенькая, с каштановыми волосами, в красивом летнем платьице. В нее сложно было не влюбиться! А как мы с ней лихо отплясывали под популярную тогда песенку "Ленка, Ленка"! Начали встречаться, часто гуляли по городу, я собирался сделать предложение. Эх, если бы не война… 
 
Находила своего героя и - снова теряла
 
Когда в Одессе ввели военное положение, встречи влюбленных стали редкостью. А в сентябре 1941-го в катер, на котором служил старшина Васильев, угодила бомба. Большая часть команды погибла. Николай выжил, но ему оторвало левую руку. Парня срочно доставили в местный госпиталь, а все личные вещи, в том числе и фотографии любимой, остались на затонувшем катере.
 
- До сих пор не понимаю, как Люба узнала, что со мной случилась беда, - удивляется пенсионер. - Как мне потом рассказывали, она сразу прибежала в больницу, но опоздала - меня уже увезли на лечение в Симферополь.
 
После выписки Васильев получил вторую группу инвалидности. Вернуться домой, в блокадный Ленинград, не было возможности, и в июле 1942 года Николай выехал в Новосибирскую область, куда эвакуировали его мать. Устроился диспетчером, позже его направили работать в Новосибирский обком ВЛКСМ. Повседневные заботы немного отвлекали от постоянных мыслей о любимой. А однажды Любочка сама дала о себе знать. Почтальон принесла Николаю конверт из Одессы. Люба писала, что помнит своего героя и ждет с ним встречи. 
 
- К письму прилагалась страница газеты "Комсомольская правда", где была напечатана фотография Любочки, - продолжает фронтовик. - Она с подругами на фоне катакомб села Нерубайское, что в Одесской области. А в небольшой заметке рассказывалось о том, как девушки трудятся в подполье. Я это письмо зачитал до дыр - так оно мне было дорого. Но ответить не решился. Вбил себе в голову, что Люба достойна лучшего кавалера, а меня, калеку, должна забыть. 
 
И снова - невероятное стечение обстоятельств: письмо, которое Васильев хранил на  рабочем столе, уборщица по неосторожности смела в мусор. Единственная ниточка, которая связывала его с любимой, снова порвалась. 
 
В 1946-м Николай вернулся в Ленинград. В 1949-м женился, но брак продлился недолго. Вторая попытка создать семью оказалась более успешной - у супругов родились сын и дочь. Жизнь вроде бы наладилась. Но забыть Любочку Васильев так и не смог.
 
Если вы что-то знаете о Любе - отзовитесь!
 
Наши попытки разыскать в Одессе Любовь Ващук пока не увенчались успехом. В департаменте труда и соцполитики горсовета выдали справку, что женщина 1921 года рождения с таким именем в городе не проживает. Может, умерла? Прошерстили базу жителей Одессы и нашли семь однофамильцев. К сожалению, эти люди никакого отношения к Любочке не имеют. Побывали и по адресу, где Люба Ващук проживала с родителями до войны и куда не раз приходил в гости Николай: улица Ворошилова, 21. Сейчас она носит имя композитора Нищинского, а нужного дома давно нет - на этом месте выросли новостройки.
 
- Более десяти лет назад трехэтажные деревянные дома снесли, - рассказала местная жительница Елена. - Жильцов расселили по всему городу. Лично я никого из них не знала. 
 
Найти ту самую фотографию из "Комсомолки" тоже не получилось: в городских библиотеках подшивка не сохранилась, а редакционный архив сгорел во время пожара в 2006 году. Точную дату того номера с фотографией Любочки на фоне катакомб ветеран не помнит - говорит, это был апрель или май 1944 года. 
Так что единственная надежда - что сама Любовь Ващук, ее родственники, знакомые или те, кто хоть что-то знает об этой женщине, прочтут этот материал и сами отзовутся. А может, у вас сохранился номер "КП" со снимком Любы? Любая весточка очень важна для Николая Васильева. 
 
Мы ждем ваших звонков 
по телефонам: 
(0482) 340-308, 
097-906-54-08. 
И писем по адресу: