Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Монашки Иерусалима: "Пасхи нам пекут мусульмане в старинных печах!"

Монашки Иерусалима:

 

Приближается Пасха. В Иерусалиме настоящий хаос. Толпы паломников, монахи. Город сотрясает перезвон колоколов и крики арабских торговцев. У них есть все кроме наших куличей. Их не продают в магазинах. Есть лаваш, есть маца и халва, но куличей нет. И как быть православному, что встречает праздник в Иерусалиме? Надо бы спросить в наших храмах. В Иерусалиме их всего пять. В четырех пожали плечами, дескать, куличей нет. А вот в пятом все иначе. 
 
- Выпекать в храме мы не можем, плита не большая, - говорит сотрудник Александровского подворья Александр Славин. – Но мы нашли выход.
 
Куличи на Святой Земле выпекают лишь в одном месте - на улице арабского квартала. 
 
- И какой? 
 
- Приходите вечером – увидите.
 
Приходим, в глубине трапезной суетятся монашки – замесили тесто. Его кладут на огромную доску.
 
- Давай-ка, подхватили! – зовет нашего фотографа служитель храма. Схватили доску на манер носилок и вон из храма. Нырнули в закоулки Старого города. Так называют историческую часть Иерусалима, которая обнесена стенами времен Крестоносцев. На территории три квартала: арабский, еврейский и армянский. Живут обособленно. Чужаков не пускают. Так как же просочимся? И главное куда?
 
- К армянам точно не пойдем, - говорит мой знакомый, что бежит рядом.
 
Ясно, что не пойдем. Там гостей не любят. В квартал, где живет тысяча человек, есть лишь один вход. Его преграждает дверь 18 века. Только ключи от нее весят три килограмма. Страж на воротах пропускает исключительно местных армян. Он всех знает в лицо. После полуночи не пропускает даже своих – опоздали. Короче, все строго. В еврейском квартале вроде проще, но там гулять лучше утром. Квартал то открыт, а вот улицы имеют свои двери. Иногда они открыты, иногда закрыты. Предугадать невозможно. 
 
- Сюда, сюда! – манит нас вперед сестра милосердия Екатерина. Она служит в приходе, делала тесто для кулича и теперь спешит во главе делегации. Сестра молода и красива. На ней платье сшитое по эскизам 19 века. Абсолютно киношный персонаж. Но на улицах Иерусалима – это не удивляет. Так навстречу нам спешит брат францисканец. Это монашеский орден времен крестоносцев. На брате темно-коричневая ряса с характерным острым капюшоном. Разминулись с нашей сестрой и бровью не повели. Обычное дело. 
 
- Пришли, - улыбается сестра Екатерина и стучит в стеклянную дверь арабской лавки сладостей. На дверях табличка "Закрыто". И это понятно – уже за полночь. Но спустя минуту дверь распахнулась и на пороге появился владелец – араб по имени Айман. Поклонился сестре, расцеловался со служителями церкви.
 
- Семья Аймана уже много лет владеет пекарней в Старом городе, - говорит сотрудник церкви Александр. – Мы с ним приятели. Айман по дружбе выпекает нам куличи на Пасху.
 
Печь не простая. Ей восемьсот лет. Сделана из соли. В те времена люди еще не знали огнеупорного камня. Чтобы растопить печь Айману потребовалась неделя.
- Вы обратили его в православие? – интересуюсь у сестры Екатерины.
 
- Пытались – не вышло. Он мусульманин до корней волос. Говорит, что забрать у него веру – это все равно, что выдернуть камень из фундамента его дома.
 
- Но почему тогда он вам помогает?
 
- И не только на Пасху, - спешит добавить сестра. – Еще он отдает нам кресты. Тут ведь много сувенирных лавок, арабы торгуют крестами. И те, что сломаны, приносят Айману, говорят, это тебе дровишки. Но Айман не сжигает – приносит в церковь.
 
- И все же почему? – спрашиваю у араба, который уже отправил тесто в печь и спешит угостить нас сладостями востока.
 
- Потому что это земля пророков. Она принадлежит всем. И вам, и нам. Зачем воевать? – пожимает плечами Айман.
 
- А ваши соседи не против? Или мы специально печем ночью, чтобы они не догадались? 
 
- С ними я найду общий язык, - взгляд араба стал серьезным.
 
Но вот прошло 15 минут - пасхи готовы. Под покровом ночи, в арабской лавке, в соляной печи…Это и называется "Куличи по-иерусалимски".
 
- Спаси Господи! – прощаемся с арабом, зовем есть куличи в воскресенье.
 
- Я приду – они вкусные, - смеется Айман. И боязливо оглядев улицу, запирает за нами двери лавки.
 
А мы спешим обратно – минув хасидов, смешавшись с Крестным ходом, что извивается по улицам Старого города, наполняя его молитвой.