Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Обратная сторона "АэроСвита"

Обратная сторона
Фото: Бывшие сотрудники «АэроСвита» провели в «последний путь» некогда крупнейшего украинского авиаперевозчика. Фото: УНИАН.
В минувшую среду к однообразной палитре занесенного снегом центра Киева ненадолго добавилось несколько новых красок. Похороны. Пусть и символические, зато со всеми полагающимися атрибутами: траурное шествие по Владимирской улице, траурный митинг, пронос гроба под звуки похоронного марша вокруг Софиевской площади. Это свыше 300 бывших сотрудников "АэроСвита" провели в "последний путь" некогда крупнейшего украинского авиаперевозчика. Сегодня положение дел в компании действительно патовое, хотя еще недавно такое развитие событий было трудно представить.
 
ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ, ЕСТЬ!
 
12 лет назад в "АэроСвите" поставили перед собой задачу: инвестировав значительные средства, развить сетевую модель авиа­перевозок. 
 
- Мы посчитали, - говорит глава Наблюдательного совета компании Григорий Гуртовой, - что Украине необходим сетевой перевозчик, а страна ставит в приоритет развитие транзита и маршрутной сети. Сделать удалось немало, и этот очевидный факт следует признать.
 
По его словам, начиная с 2000 года "АэроСвит" лидировал среди украинских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров. Обслуживал крупнейшую, по сравнению с другими отечественными авиаперевозчиками, маршрутную сеть: 80 международных воздушных линий, связывающих нашу страну со столицами, деловыми центрами и популярными курортами 33 государств, плюс доставка пассажиров в большинство крупных административных центров Украины. Заключение более 20 коммерческих договоров о совместной эксплуатации воздушных линий и около 150 тарифных и интерлайн-соглашений о признании авиаперевозочной документации позволило дополнить сеть собственных рейсов маршрутами полетов зарубежных и отечественных авиаперевозчиков. Имелись все предпосылки для дальнейшего успешного развития компании, но, как гласит украинская поговорка…
 
"НЕ ВСЕ ТАК СТАЛОСЯ, ЯК БАЖАЛОСЯ"
 
Грянул кризис, приведший к резкому падению объемов авиаперевозок во всем мире. Не осталась в стороне и Украина: так, в I полугодии 2009 года объемы пассажирских перевозок сократились на 18,4%, грузов и почты - на 25,6%, пассажиропоток на регулярных основных маршрутах снизился на 20-25% (в зависимости от направления), средняя пассажирская загруженность на регулярных международных рейсах отечественных авиакомпаний - на 9-10%.
 
Если в других странах в период кризиса государство оказывало поддержку отрасли авиаперевозок, то у нас чиновники, наоборот, только осложняли жизнь отечественным авиаперевозчикам. Продолжают делать это и сейчас.
 
До сих пор законодательно не сняты налоговые и регуляторные ограничения, существенно тормозящие процесс обновления самолетных парков всех авиакомпаний. Например, импорт нового самолета в Украину обойдется в 1,5 раза дороже, чем в большинство стран Европы. 
 
В 2008-2011 годах "Украерорух" дважды поднимал расценки на аэронавигационное обслуживание. С 1 сентября 2009 года цены вообще приравнены к международным, да еще установлены в евро даже для внутриукраинских перелетов. От "Украероруха" не отставал аэропорт "Борисполь". Аэропортовые сборы выросли на 16%. 
 
Из-за этого расходы "АэроСвита" на аэронавигацию и аэропортовое обслуживание суммарно увеличились на 22%, удельные расходы на аэропортовое обслуживание по одному пассажиру выросли в 4 раза. А ведь "Украерорух" и "Борисполь" - государственные предприятия.
 
ТАКИЕ РАЗНЫЕ АКЦИОНЕРЫ 
 
Ухудшавшуюся с каждым годом ситуацию в "АэроСвите" можно было исправить, но лишь при консолидации усилий всех его акционеров. Получилось же следующее: одни стремились развивать компанию, другие старались не дать им такой возможности, не внося при этом никаких своих предложений и не желая участвовать в управлении компанией. Три года "АэроСвит" не мог провести общее собрание акционеров. 55 безрезультатных попыток. Виктор Пинчук (через ООО "ГенАвиаИнвест" и Hurst Overseas Ltd. суммарно владеет 27,41% акций) и Фонд госимущества (от имени государства владеет 22,4% акций) срывали любые намерения стабилизировать финансовое положение "АэроСвита".
 
Вот что предлагали конструктивно настроенные акционеры: принять программу оптимизации и сокращения расходов; провести эффективную реструктуризацию деятельности компании; изменить бизнес-модель работы; наладить полноценное финансирование и т.д. Все разумно, все по делу, но все осталось лишь "благими намерениями". Уже и Фонд госимущества изменил свою позицию, а крупнейший акционер "АэроСвита" Виктор Пинчук по-прежнему остается "сторонним наблюдателем" происходящего. 
 
На сегодняшний день перспективы некогда флагмана украинских авиаперевозок, мягко говоря, весьма туманны. Будущее покажет: "больной скорее жив, чем мертв" или же наоборот. Важно, чтобы подобного не случилось впредь, и многое тут будет зависеть от государства.