28 сентября
Загрузить еще

Украинцев обманывают в магазинах с помощью НЛП

Украинцев обманывают в магазинах с помощью НЛП
Фото: - Мы продадим вам все, что только пожелаете, даже немного больше. Фото: Thinkstock.
Принося деньги продавцам, она опустошает карман покупателя. Есть ли противоядие от манипуляций нашим сознанием? За ответом "КП" обратилась к специалистам.
 
ОПАСНОСТЬ ГДЕ-ТО РЯДОМ
 
Может, вы замечали, как вернулись домой из магазина с покупкой, которую не очень хотели сделать, но поддались на уговоры, потратили деньги и остались недовольны? Специалисты утверждают, что люди теряют волю не просто так, а потому что ими манипулируют. 
 
Интернет насыщен объявлениями, в которых обещают быстро научить сотрудников любой компании продажам с применением НЛП-методик. Курсы стоят немало (от 2 до 15 тысяч гривен в зависимости от продолжительности), но, как утверждают те, кто их прошел, дело того стоит.  
 
На удочку манипуляторов каждый человек может попасть не только в бутике, но и в медицинском центре, фитнес-клубе, школе иностранного языка, супермаркете, где в отделах работают так называемые консультанты, и, конечно же, в интернет-магазинах.
 
- Я бухгалтер, работа сидячая, спина все время ноет. На одном сайте прочитала рекламу устройства, спасающего от остеохондроза, - рассказала "КП" свою историю жительница Харькова Ирина Н. - Я заполнила форму заявки на сайте. Через какое-то время мне позвонили. Женщина представилась врачом киевской больницы, расспросила меня о здоровье, а потом сказала, что у меня остеохондроз и что единственное средство, которое меня спасет, - это их комплекс. А лечение надо начинать прямо сейчас, иначе будут последствия.
 
Я, конечно, заподозрила неладное - разве можно, не увидев пациента, поставить диагноз? Но она все время так складно хвалила их чудное устройство, а если принимать комплекс витаминов и пищевых добавок, то лечение будет более эффективным. Я несколько раз спрашивала о цене, но она лишь упорно нахваливала аппарат. В заключение меня переключили на менеджера, тот сообщил, что за аппарат надо заплатить 2,5 тысячи гривен и за пищевые добавки еще 500 гривен. Я сказала, что это дорого. Меня попросили остаться на телефоне, затем другой менеджер мне радостно сообщил, что у них последний день акции и я могу купить весь комплекс за 2 тысячи гривен. Я и не знаю, как согласилась… Только когда положила трубку, поняла, что не могу потратить столько денег. 
 
Ирина позвонила своим благодетелям на следующий день и сказала, что отказывается от покупки. И тут началось… Женщине постоянно звонили, уговаривали не отказываться от покупки, предлагали большие скидки, переключали с одного менеджера на другого. 
 
- Сначала меня уговаривали, потом стали угрожать, говорили, что посылка уже в пути, что мне штраф выпишут за несвоевременную оплату товара и в суд на меня подадут, если я не оплачу расходы компании. Не могу понять, почему я столько времени тратила на эти переговоры, - недоумевает Ирина. - Выключила бы телефон и все. Но я реально испугалась…
 
И неудивительно, эксперты считают, что на женщину умело давили люди, которые владеют манипулятивными технологиями.
 
АГРЕССИВНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
 
- Методы НЛП часто используют в так называемых агрессивных технологиях продаж, - рассказывает практикующий психолог Елена Рябчикова. - Акцент делают на психокомплексы человека, в первую очередь на психокомплексе страха. Например, если вы это не купите (если речь о медпрепаратах), то рискуете не излечиться "никогда". Также добавляются такие технические моменты, как непрерывная речь, своеобразная бомбежка словами и техника "выбор без выбора". Например, "вы умный человек и понимаете, что именно это средство является уникальным в лечении такого заболевания". Ну кто же признается, что он не умный человек или чего-то не понимает?
 
Чтобы заставить человека принять импульсивное решение, используется техника тотального "да". Задается несколько простых вопросов, на которые человек с готовностью говорит "да" (например, "Сегодня так солнечно, не правда ли?"), и тут же задается вопрос, на который он, может, и не готов ответить утвердительно, но говорит "да" автоматически, потому что перед этим совершенно искренне давал положительные ответы.
 
Еще продавцы часто используют такие техники, как настойчивое обнадеживание и уникальность предложения. Например, если вы это купите, то вас ждет успех, или вы станете совсем здоровым, или выучите английский в совершенстве, или заработаете много денег. Таким образом они воодушевляют человека, и тот готов платить за такой "рецепт счастья и удачи".
 
Как бы там ни было, отмечает эксперт, все эти приемы эффективны, когда человек плохо знает свои права. Такому вешать лапшу на уши - одно удовольствие. Понять, что покупатель неподготовлен, очень просто по тому, как он говорит: задает ли уточняющие вопросы или принимает на веру все, что ему говорят, конкретны ли его вопросы, затрагивают ли они различные нюансы данного предложения, выясняет, каковы последствия, стремится ли выяснить все подробности или ограничивается лишь той информацией, которую ему предоставляют. 
 
Если покупатель понимает, что любой товар можно вернуть, он себя ведет более уверенно. К таким продавцы относятся настороженно. 
 
КОМПЕТЕНТНО 
 
Не поддавайтесь давлению
 
Елена БЕДЕНКО, юрист:
 
- Каждый потребитель товаров и услуг может отказаться от них до оплаты. Человек не подписывал никакого договора, не брал на себя письменных обязательств, поэтому никаких санкций продавец не в праве к вам применить. Даже если вы что-то заказывали по Интернету, всегда имеете возможность отказаться от заказа. И никто не может подать на вас в суд, так как для подачи иска нужно точно указать, к кому у вас претензии, вплоть до паспортных данных. Такие угрозы - простое психологическое давление. 
 
На ЗАМЕТКУ
 
Правила выживания
 
Что бы вы ни покупали, есть несколько моментов, которые вас должны насторожить:
  • исключительность ("только у нас вы можете купить этот товар");
  • монолог продавца (администратора, представителя услуг), когда он не дает вам слово вставить, не отвечая на ваши конкретные вопросы;
  • прогрессирующее давление. Когда человек говорит "да", ему оказывают услугу. Когда говорит "нет" и уходит - с него нет спроса. А когда человек сомневается - он добыча для манипулятора и на него давят. Это может быть повышение голоса, настойчивость, иногда грубость; 
  • цейтнот ("Только один день скидка 70%. Спешите! Вы можете упустить свой шанс"). Поддаваясь давлению, вы можете купить что-то, вовсе не нужное. 
  • Приемы самообороны
1. Соберитесь. Каждому человеку доступно составить список покупок и четко ему следовать. Научитесь не принимать импульсивные решения, а обдумывать каждую трату.
 
2. Изучайте свои права. Чем больше вы знаете о своих правах, тем меньше вероятность стать жертвой манипулятора.
 
3. Не оставляйте свои телефоны на сайтах и консультантам, раздающим скидки за номер телефона на улицах и в магазинах. Лучше сами позвоните и задайте вопросы. Нет номера телефона? Игнорируйте такого продавца.
 
4. Учитесь говорить "нет". 
 
- На переговорах специалисты, применяющие НЛП, человека "якорят", - предупреждает Елена Рябчикова. - То есть постоянно держат контакт с клиентом ("Проходите, присаживайтесь, давайте пальто, возьмите буклетик"). Разрывайте контакт ("Спасибо, я сам повешу пальто"). Не смотрите в глаза собеседнику непрерывно, скользите взглядом. Перехватывайте инициативу, задавайте случайные вопросы ("У вас такая красивая статуэтка, можно я посмотрю"), переводите разговор на другие темы, не бойтесь показаться нескромным, невежливым. Потому что из желания быть вежливым шансы попасть на удочку манипулятора вырастают. Учитесь говорить "НЕТ".