Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Cвященники-подвижники строят храмы за свои деньги

Cвященники-подвижники строят храмы за свои деньги
Киевские при этом еще очень сердятся, когда кто-то сует нос в их дела. Духовные или финансовые. Но все ли священники такие? Ответ на этот вопрос спецкор "Комсомольской правды" искал в Сквирском районе Киевской области. 

"Говорю гаишникам: целуйте Крест Животворящий!" 

Отцу Александру 31 год. Десять лет назад он стал священником и получил приход в селе Большие Ерчики. Познакомился я с ним случайно - он сам позвонил. Попросил пригнать "Фольксваген Пассат" из Германии. Причем непременно белого цвета. 
 
- В Украине, - объяснял батюшка при встрече, - такой автомобиль стоит 7 тысяч долларов, а там - примерно 1000 евро. 
 
- Предыдущий "Пассат"  мне тоже пригнали из-за границы, - продолжал о. Александр. - Я его съездил до дыр, на разборку уже сдал. Остался только техпаспорт. 
 
Тут батюшка протянул мне цветастую бумагу, явно сделанную на цветном принтере. В углу неаккуратно был приклеен значок голограммы. 
 
- Как же вы ездите с такими документами? - удивился я тогда. 
У отца Александра подрастают две дочери и сын, жена работает музыкальным руководителем в детском садике.
 
- Гаишники меня тоже всегда об этом спрашивали, - грустно улыбнулся батюшка. -  Но откуда у сельского священника деньги на нормальный автомобиль? А без машины мне никак - в  Ерчиках  храм строим!
 
- И что же вы говорите гаишникам? 
 
- Целуйте, говорю, дети мои, Крест Животворящий! Гаишники нехотя, но целуют… Боятся Бога прогневить. 
 
Отца Александра направили в Ерчики в середине 2000-х. Храма здесь не было. Паствы в общем тоже - 6 пенсионеров приходили по праздникам. На их пожертвования, понятное дело, не только церковь не построишь, но и не проживешь никак. А поэтому батюшка сразу начал вкалывать - и чтобы семью прокормить, и чтобы в Ерчиках была большая церковь. 
 
- Зачем здесь церковь? Для шести старушек? - спрашиваю его с иронией. 
 
- Пусть даже для одного человека! - именно восклицает, а не говорит батюшка. - Учение Иисуса Христа должно быть среди людей… 
 
Со строительством храма отцу Александру повезло. На третьем году его служения нежданно-негаданно нашелся спонсор - крупный  киевский бизнесмен, уроженец  Больших Ерчиков. Хотел сделать доброе дело для своей родины. Выделил деньги и при этом строго запретил упоминать где бы то ни было его имя. В 2007 году залили фундамент, который рассчитан даже на сильное землетрясение.
 
С работой тоже повезло. Через некоторое время я встретил батюшку снова - он работал водителем у владельца сети магазинов в Сквире. Узнав, кто хочет устроиться к нему на работу, бизнесмен радовался как ребенок.  
 
- Личный водитель  в рясе - вот где крутизна! И бензин у меня не крадет, потому что Бог его контролирует!
 
В 2008-м  грянул кризис, и водитель-священник остался без работы. Через два года  на строительстве храма случилась трагедия - пьяный рабочий грохнулся  из-под 16-метрового купола на бетонный пол. Сквирская прокуратура начала расследование. Строительная компания из Белой Церкви, которая осуществляла работы, упросила батюшку на допросах не упоминать ее имя. Мол, строители-шабашники работали, местонахождение их неизвестно. А когда дело закрыли… отказалась продолжать работы. 
 
- Но мы же сделали вам предоплату, сто тысяч гривен! - удивлялся батюшка в разговоре с гендиректором Владимиром Ивановичем. 
 
- А мы заново пересчитали сметы. Пришли к выводу, что ничего вам не должны, - парировал строитель.
 
С тех пор строительство храма, в который вложен уже миллион гривен, приостановлено. Родственники спонсора ругают его - потратил бы лучше эти деньги на семью. Еще говорят, батюшка ворует, наверное…
В этом месте соединяются подземелья, которые выкопали священник и его помощники, и древнерусские оборонительные ходы. 
 
КОММЕНТАРИЙ ЦЕРКВИ
 
Отец Валерий ЯБЛОНСКИЙ, секретарь Белоцерковской епархии Украинской православной церкви: 
 
- Да, в больших городах у священника больше возможностей для заработка: может читать лекции, посещать колонии, тюрьмы, освящать банки, офисы, автомобили. Согласитесь, что и уровень жизни в городе выше, чем в селе. 
 
Но в городе много народа, много церквей и батюшка здесь безлик. Его никто не знает. Другое дело село - здесь он на виду. И все говорят: наш батюшка сделал доброе дело, вдову утешил, разведенного на путь истинный наставил… Так жить труднее, но и почетнее.
 
"Думали, уеду, не выдержу…"
 
Еще одному батюшке - тоже отцу Александру и тоже из Сквирского района, только из села Самгородок - 42 года. В село приехал семнадцать лет назад, совсем молодым, за душой ни копейки. И сразу сказал: построим здесь церковь круче, чем в Киеве! 
 
- Заметил, что мне с удовольствием и за спасибо помогают местные наркоманы, пьяницы  и жулики, - рассказывает о. Александр. - И через несколько месяцев такой богоугодной трудотерапии  они, как правило, бросают свои пагубные привычки. Разве это не чудо?
Отец Александр из села Самгородок возле выстроенного им храма - осталось только закончить отделочные работы.
 
- А где раньше службы проходили? - интересуюсь у него. 
 
- Да в бывшей бане колхозной! - улыбается о. Александр. - Потом начали строительство. Первым делом я  выкосил на участке  бурьян. Потом соорудил, извините, туалет. Прово­зился с ним  две недели. Люди смеялись - совсем поп с ума спятил: вместо церкви туалет строит. А после принялся  за заливку церковного фундамента. Я забрасывал цемент, песок и щебень в бетономешалку, а несколько старушек-прихожанок передавали ведра с бетоном по цепочке к котловану. Вот так было! 
 
Никто не шел помогать. Все думали -  уеду я скоро. Виданное ли  дело! Мальчишка со старухами храм строит! Но когда стены церкви поднялись от земли  уже  метра на три, люди из села начали мне оказывать помощь: деньгами, материалами, рабочей силой. Я спрашиваю: почему же раньше-то  не помогали? А они отвечают - теперь мы видим, что вы не уедете. Какой же хозяин  бросит незаконченную стройку.
 
Церковь действительно со многими киевскими поспорит. Тут целый храмовый комплекс: колокольня, воскресная школа, трапезная, гостиница для паломников. Все объекты  - на стадии отделочных работ. Под храмом, по подобию пещер Киево-Печерской лавры, батюшка вырыл целую систему разветвленных подземелий, в которых будут усыпальницы, подземные часовни, кельи и даже подземный колодец. При рытье храмовых подземелий отец Александр наткнулся на систему древнерусских подземных ходов. Самгородок во времена Киевской Руси был пограничной крепостью. Поэтому какого масштаба будет теперь подземная часть храма, не берется судить никто. Некоторые историки   предполагают, что самгородские подземелья  тянутся аж до самой Сквиры.
 
- Рытьем подземелий я занимаюсь зимой, когда строительство наверху приостанавливается, - рассказывает отец Александр. - Однажды  вызвал меня к себе один  милицейский чин из  Сквиры: "Как  же  вы, говорит, духовное лицо, а в подземельях  под церковью наркоманский притон устроили?"  Я объяснил ему, что никакого притона нет - наркоманы помогают мне  в строительстве. И вообще они для меня такие же прихожане,  как и остальные. И вы, говорю, тоже можете посетить  наш храм. "Вот еще, - обиделся начальник. -  Буду я в одной церкви вместе с наркоманами стоять!"
 
Отец Александр улыбается, вспоминая.
 
- А кроме того, зимой в селе особо делать нечего, работа в подземельях с лопатой и тачкой - эффективный способ отгонять от себя греховные мысли. Ведь  моя матушка Ксения с детьми уже давно проживают отдельно.
 
- Как отдельно? 
 
- Восемь лет назад я получил благословение от своего церковного начальства просить в Почаевской лавре подаяние  на строительство нашего храма. Тогда  Ксения, моя матушка, и  перебралась с нашими четырьмя детьми в Почаев. Там живут и родители мои.  Восемь лет ежедневно, в любую погоду, она просила подаяние на храм. За эти годы ей удалось собрать 300 000 гривен. Правда, в последне время она мало просит - от долгого пребывания на холоде начались серьезные проблемы со здоровьем. С миру по нитке, и через 17 лет после начала строительства, на Пасху 2012 года, я провел в храме первое бого­служение. Сейчас постоянно посещают храм около сорока человек. Для села это огромное количество.  А семнадцать лет назад прихожан было всего двое…
 
Долгой беседы не получается. Батюшка просит прощения - надо ехать в Сквиру. 
 
- У одного из влиятельных местных чиновников сегодня день рождения, - оправдывается о. Александр. - И он хотел бы придать оному празднику некую благопристойность. Ну, вы же понимаете, о чем я говорю? Среди приглашенных - люди, которые ранее высказывали намерение оказать помощь  строительству. Так что я должен быть не только священником, но и дипломатом, прости меня Господи!  
Батюшка крестится и набирает на стертых кнопках старенькой мобилки номер одного из своих добровольных помощников. Провожаю его до хаты, которая тоскливо смотрит на мир рассохшимися и утепленными целлофаном незрячими окнами. Холодно в доме… Быстро переодевается и мчится в Сквиру. 
В этом месте соединяются подземелья, которые выкопали священник и его помощники, и древнерусские оборонительные ходы. 
 
КОММЕНТАРИЙ ЦЕРКВИ
 
Отец Валерий ЯБЛОНСКИЙ:
 
- К сожалению, в Украине множество церковных храмов за время советской власти и войн было разрушено. Поэтому священно­служители вынуждены сегодня заниматься строительством. Строят и молодые священники, и те, кто в сане уже по 20 и более лет.
 
Конечно, строить церковь в наше непростое время безумно трудно. Тем более что епархии и патриархат не выделяют  для этой цели никаких средств. Даже зарплаты священник не получает. Но тем радостнее и приятнее будет потом священнику  служить в новопостроенном храме. Сейчас в нашей епархии в стадии строительства находится тридцать церквей. 
 
"Значит, так Богу угодно…"
 
Духовная судьба 33-летнего сквирского священника отца Евгения сложилась не так удачно, как у отца Александра. Получив сан, Евгений десять лет назад был направлен в приход села Тхоривка Сквирского района. Церкви в селе не было. В "адаптированное" помещение на службы ходило несколько человек, да и то по воскресеньям. Обычное дело, как видите! 
 
И молодой  батюшка  устроился на работу  на местный спиртзавод водителем-дальнобойщиком. Но каждое воскресенье облачался в рясу и правил службу.  
 
И было бы все в его жизни хорошо, но каждую пятницу, регулярно,  спиртзавод   выдавал всем работникам бесплатно, помимо зарплаты, 6 литров спирта. И оказалось, зеленый змий зело есть хитер и напорист. Потерял о. Евгений и приход, и место в славной касте дальнобойщиков. 
 
Епархиальное начальство думало лишить его сана, но он покаялся. Простили на первый раз. Теперь у отца Евгения четыре прихода, в каждом он служит по воскресеньям один раз  в месяц. Приходы в селах Токаривка - там на местном кладбище часовенка 3 на 4 метра, Квитневое - в детском садике выделены две комнаты под богослужения; Золотуха - кладбищенская часовня и Каменная Гребля - там службы проходят в бывшей колхозной конторе. В каждом селе пять-шесть прихожан. И надежды построить свой храм уже нет… 
 
Да и прокормить семью не получается. Но не беда! Вместе с братом о. Евгений копает колодцы, варит кузова для КамАЗов, ремонтирует машины в автосервисе. Бывают еще подработки на строительных шабашках. Сейчас, например, баню строит. И не ропщет…
 
- Значит, так нужно! Мы своим умом не можем осмыслить Божьего Промысла, - говорит мне батюшка. 
 
КОММЕНТАРИЙ ЦЕРКВИ
 
Отец Валерий ЯБЛОНСКИЙ:
 
- Церковь не запрещает иметь батюшке кроме богословского и светское образование или профессию. Это даже хорошо. Ведь тогда люди видят, что священник - это не какой-то инопланетянин в рясе, а живой человек, такой же, как все.  К такому священнослужителю  люди относятся с большим доверием. Охотнее советуются с ним.
 
P.S. У всех троих на молитвы остается только вечер да ночь. 
 
Отец Александр из Самгородка молится о скорейшем завершении строительства  храма, о воссоединении со своей семьей, о здоровье матушки и о том, чтобы Бог дал всем людям силы и мудрость достойно прожить следующий день.
 
Отца Александра из Ерчиков во время вечерней молитвы частенько поправляет маленький сын: "Папа, вы не так совершаете поклон!"  - говорит ребенок. Александр перекланивается по-новому. "А теперь так?" - "Так!"
 
Отец Евгений во время молитвы не импровизирует. 
 
"Есть православный молитвослов, там умные люди по­дробно расписали, как следует совершать молитву. Отступать от молитвослова даже на шаг я не хочу, ибо можно впасть в ересь".