Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Образование как базис независимости Украины

Образование как базис независимости Украины

Этим актом до 2010 года предполагалось создать единое европейское образовательное и научное пространство. 

Цели были масштабными:

* построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

* формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;

* обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, финансы, влияние; 

* достижение большей совместимости национальных систем высшего образования; 

* повышение качества образования;

* закрепление центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей. 

Позже число участников Болонского процесса увеличилось до сорока. Однако наметились и другие тенденции, достойные пристального внимания.

Например, ведущие университеты Европы, США и России Болонскую декларацию, по сути, проигнорировали. Кембридж и LSE (Лондонская школа экономики и права) заявили, что они не хотели бы переходить к системе, основанной на кредитах, и считают действующую у них систему образования оптимальной. Они отказались приводить свои учебные программы в соответствие с требованиями Болонского процесса, мотивируя это тем, что их университеты имеют столетние традиции, которые позволили им стать лучшими из лучших в мире. 

Со временем дискуссии вокруг Болонской системы и эта тема были преданы информационному забвению на пространстве Евросоюза. В результате Болонская декларация осталась лишь декларацией, под лозунгами которой наши чиновники обеспечили себе статусное положение и протоптали дорогу на просторы ЕС, даже не задумываясь о последствиях того, чем они занимаются. 

Сегодня, оценивая возможности и перспективы Болонского процесса, я вижу на одной чаше весов постоянные и многочисленные заграничные командировки чиновников и политиков за бюджетные средства, эксклюзивный доступ к различным зарубежным фондам, щедро финансирующим этот "политический туризм" лишь за словесную поддержку болонской идеи, а на другой - украинские школы, большинству из которых за 20 лет независимости ни разу не выделили средств для покупки мела. 

Но интересно и другое: у Болонского процесса появились противники в самом Евросоюзе. Так, в 2005 году Национальным союзом студентов Европы был издан бюллетень под названием "Черная книга Болонского процесса". По информации, предоставленной студентами, в Европе наблюдается значительное повышение платы за обучение в вузах, падает уровень и качество образования, а мобильность, на которую надеялись студенты, в действительности осталась такой же низкой, как и до проведения образовательных реформ. Чиновники от образования и администрации высших учебных заведений не только не поощряют участие студентов в принятии решений, касающихся изменений в процессе образования, но и постоянно препятствуют студенческим инициативам.

Естественно, что Национальный союз студентов Европы из организации, поддерживающей Болонский процесс, превратился в организацию, которая пытается бороться с негативными последствиями его внедрения.

 

В последние годы появились студенческие образования, которые борются не только с негативными результатами внедрения в жизнь принципов Болонской декларации, но и выступают против ее принципов. Так, Nork Studention считает, что Болонский процесс направлен на коммерциализацию высшего образования, ориентацию его лишь на рынок труда и ведет к снижению качества массового образования. Члены этой организации начали антиболонское движение, к которому присоединились студенты из 40 различных студенческих объединений.

Высшая комиссия по образованию Великобритании в своем официальном докладе обнародовала экспертные сводки, согласно которым система образования в стране переживает не самые лучшие времена. По мнению представителей комиссии, вся система обучения направлена на привлечение зарубежных студентов, а не на просвещение своих граждан. 

Таким образом, мнение некоторых экспертов, предполагавших, что Болонская система уничтожит национальные системы образования, подтвердилось. 

Безусловно, Болонская система имеет и преимущества. Например, очень часто в процессе учебы студент понимает, что ошибся в выборе будущей профессии. В таком случае, согласно положениям Болонской системы, он имеет возможность поступить в магистратуру в другой вуз и на другую специальность. Но каким образом это распространяется на студентов, которые не являются гражданами государств - членов ЕС, разговор особый. Следует отметить, что и в нашей системе такая возможность была, правда, для этого студенты должны были сдавать дополнительные экзамены.

Я понимаю, что реформа образования в Украине, что называется, "перезрела". Но прежде чем становиться на сторону болонских реформаторов или их оппонентов, я хочу посмотреть на  происходящее не с позиции критики ради критики, а проанализировать, какие еще цели преследовали авторы болонской реформы, если не считать тех красивых лозунгов, за которыми, как оказалось, ничего нет, кроме коммерциализации образования и науки в целом.  

Сегодня становится очевидным, что большинство европейцев все чаще предпочитают получать высшее образование и работу в США, а молодые украинцы стремятся жить и работать в Европе. Однако и в США, и в ЕС эмигранты заполняют те рабочие места, которые непривлекательны для коренных американцев и европейцев (главным образом это касается сферы материального производства и неквалифицированных услуг).

В последнее время и в странах ЕС, и в Украине резко снизился интерес абитуриентов к техническим специальностям. Но если мы на это смотрим как на бедствие, свидетельствующее о снижении общего экономического и интеллектуального потенциала страны, то для Европы эта тенденция находится в русле государственной политики, согласно которой "у станка" должны стоять эмигранты, а руководящие должности достаются коренным гражданам. 

Если Украина и дальше будет развиваться в таком ключе, непременно возникнет ряд закономерных вопросов. Например, кто завтра будет работать на наших предприятиях и будут ли они вообще существовать? Какая система и в каких странах сегодня готовит промышленную элиту новой Украины? 

Готовы ли мы создать в своей стране такую систему отношений друг к другу, к обществу, в которой есть труд для "своих" и для эмигрантов? Какова будет цена такой статусной политики? Весьма показателен в этом плане опыт Югославии. 

За лозунгами Болонской реформы, по мнению Медведчука, не оказалось ничего, кроме коммерциализации образования и науки в целом. Фото: архива "КП".

На рынке товаров и технологий обостряется конкуренция между ЕС, США, Японией и Китаем. Понятно, что в таких условиях Болонская система была призвана обеспечить конкурентоспособность европейских товаров и услуг на мировом рынке. И не какими-то мифическими методиками преподавания, а за счет минимизации затрат на подготовку высококвалифицированной и сравнительно низко-оплачиваемой рабочей силы, источником которой "отцы Европы" вполне закономерно видели эмигрантов.

И если на обучение молодежи из стран третьего мира еще нужно тратиться, то, приглашая выпускников вузов из бывшего Союза, где по сей день сохранилась одна из самых высокоразвитых систем образования в мире, Европа получает готовых дипломированных специалистов совершенно бесплатно! 

Показательный факт - по мере того, как Болонская система воплощалась в жизнь, двери в ЕС для Украины закрывались все плотнее. По сути, Болонская система сделала Украину ненужной в составе ЕС, потому что позволяет получать от нас то, в чем нуждается и за что можно не платить. 

Учитывая, что на школьное образование наше государство выделяет гроши, а все тяготы образования ложатся на плечи родителей, то цинизм Болонской системы выглядит еще более откровенным. Европа за наш счет пытается догнать стремительно опережающую ее тройку лидеров в борьбе за мировые рынки. И делает это при активной поддержке украинских чиновников. А мы - финансируем и чиновников, и политиков, которые в этом активно и участвуют. Каков же выход? 

А он очевиден и прост. Мы должны понять, что Украина - независимое государство и имеет все возможности для того, чтобы на основе существующей в стране системы образования построить качественно новую, взяв все лучшее из мирового опыта, построить то, что нужно именно нам - обществу и государству Украина. 

Именно поэтому Общественное движение "Украинский выбор" начинает новый проект "Образование - дело общества, а не государства". Я убежден, что нашей школе нужна реальная автономия, нашим детям - хорошее образование. Нам нужно готовить для себя, для своей страны настоящую элиту, способную стать движущей силой в возрождении науки, культуры и профессиональности. Сегодня мы готовим только дешевую рабочую силу для поддержания статуса "великих" держав, а это неправильно, неперспективно и преступно в отношении украинского народа.

Виктор МЕДВЕДЧУК, Общественное движение "Украинский выбор".