Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Легко ли быть стариком в Украине

Легко ли быть стариком в Украине
Фото: В библиотеке дневного центра Хесед можно почитать газеты и книги. Фото Максима ЛЮКОВА

ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Медицина и технологии совершили невозможное: буквально за сто лет продолжительность жизни на Земле увеличилась в разы. Самый яркий пример - население Чили. В 1910 году средняя продолжительность жизни там была всего 33 года, а сто лет спустя - уже 82!
 
Помните у Гоголя выражение "старушка жена". Это он сказал о женщине, которая, по самым грубым подсчетам, не могла быть старше 40 лет! Ведь украинских девушек в XIX веке отдавали замуж в 13-15 лет, и старшему сыну жены Тараса Бульбы исполнилось всего лишь 20. Современные украинки живут в полтора-два раза дольше, чем их прабабушки. Это достижение? Безусловно.
 
Но то, что можно считать достижением цивилизации, с таким же правом можно назвать большой проблемой для общества. Ведь чем больше в стране пожилых, тем больше забот. Во многих странах мира количество пенсионеров уже превысило количество работающих людей. Трудовых ресурсов не хватает. А тем, кому за 60 (в большинстве стран это возраст ухода на пенсию), нужна социальная защита, качественная и доступная медицина и еще хороший досуг. Ведь жизнь продолжается… 
 
КОГДА ПРИХОДИТ БЕСПОМОЩНОСТЬ
 
Чем больше пожилых, тем, увы, становится больше болеющих. Еще несколько десятилетий назад такие синдромы, как деменция, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера или Паркинсона, были большой редкостью. А сегодня - обыденное явление. Тяжелые хвори настигают и молодых людей. Часто в 35 лет они нуждаются в таком же уходе, как 80-летние. И это новый вызов и для семей, и для государства.
 
Если для одиноких престарелых есть пусть и не очень комфортные пансионы, то родным людей, у которых обнаружили столь тяжелые синдромы, идти некуда - специализированных центров или пансионов нет. А ведь деменция и болезнь Альцгеймера делают людей несамостоятельными. Семьи, где есть такие старики, сталкиваются с невероятными трудностями - врачи в поликлиниках не готовы объяснить, что происходит, и дать совет, как себя вести, больницы - не могут постоянно держать у себя пациентов, а система соцзащиты - не может предложить реальной помощи, так как направлена только на защиту одиноких. 
 
Надо искать сиделку либо оставлять работу и присматривать за близкими. А это ведь тоже потеря и без того дефицитных рабочих рук в стране. Но правительству недосуг…
 
Конечно, стали появляться частные компании, предлагающие услуги сиделок, или частные пансионы для пожилых людей, но они осваивают лишь крупные города. Даже в столице не каждая семья может нанять сиделку. Одна проблема - где взять деньги (см. Считалка "КП"), вторая - где найти надежного человека, кому можно доверить беспомощных родителей. 
83-летний волонтер и мастер на все руки Илья Аронович и сломавшийся утюг починит, и телефон, и зонтик. Фото Максима ЛЮКОВА
 
СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕАТИВ
 
В развитых странах из столь трудного положения выход нашли. Муниципалитеты открывают специальные пансионы не только для пожилых, но и для людей с серьезными заболеваниями. Такие есть даже в очень маленьких городах и поселках. Большой популярностью пользуются так называемые садики для пожилых. Сюда утром приводят старичков, они друг с другом общаются, занимаются творчеством, за ними присматривают медицинские и социальные работники, психологи. А вечером дети забирают их домой. Такие садики весьма популярны в США и некоторых странах Европы.
 
В Германии, например, весьма популярна система досмотра болеющих и престарелых на дому. Волонтеров привлекают из общественных организаций, церкви, профессиональных и студенческих объединений. Часто заботу берут на себя соседи. 
 
Интересную систему изобрели в Голландии. К примеру, в нескольких километрах от Амстердама есть деревня "Деменция". Здесь когда-то размещался такой же бесчеловечный приют для больных стариков, как и многие в Украине. Постояльцев держали взаперти, пичкали лекарствами. Но все изменилось. Во многом благодаря тому, что пришло понимание о природе этого странного заболевания мозга - деменции. Люди теряются в событиях, путают факты и домыслы, забывают, в какое время и где живут. Но во всем остальном остаются людьми. В деревне 23 дома, которые различаются в зависимости от пристрастий и возраста постояльцев: обитатели одного - люди творческие в прошлом, другие - мастеровые, третьи - религиозны и т.д. Привычная домашняя обстановка помогает сохранять спокойствие и самостоятельность. Старикам не запрещают готовить и убирать, что-то мастерить. Они гуляют по уютным улочкам деревни, ходят в кафе, парикмахерские, кино, ездят на велосипеде… 
Лидия Каротина, председатель общества ветеранов сцены, читает лекцию о значении юмора в жизни. Фото Максима ЛЮКОВА
 
ИНИЦИАТИВУ БЕРУТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 
 
У нас не все так радужно, как в Европе. Государство пытается что-то делать, но нынешних финансирования и усилий явно недостаточно. Поэтому соццентры не берут на обслуживание пожилых людей, у которых есть дети, даже если отпрыски живут в другой стране, просто не заботятся о родителях, пьянствуют или ушли в наркотический дурман. Назвать такую работу социальных служб полноценной сложно. Да, они что-то делают, но этого мало. 
 
Тех, кто остался за бортом, пытаются поддерживать общественные организации, живущие преимущественно за счет спонсоров из развитых стран. Дневной центр еврейской благотворительной организации "Хесед Нахалат Авот Азриэль" - это не садик и не пансионат для престарелых, но здесь пожилые люди чувствуют себя хоть кому-то нужными. 
 
Когда мы наведались в дневной центр, два автобуса привезли людей из Печерского района. У них обширная программа - геронтологическая зарядка, завтрак, кружки по интересам, лекции. Вот Лидия Каротина, председатель общества ветеранов сцены, прочитала лекцию о важном значении юмора в жизни. Кто захотел, смог посетить парикмахера и привести себя в порядок. 
 
- В Киеве и области под опекой Хесед 12 тысяч пожилых. У нас самый большой Хесед в Украине, - рассказывает Дмитрий Донской, директор еврейского благотворительного фонда "Хесед Нахалат Авот Азриэль". - Мы ведем патронаж одиноких, выдаем памперсы, прокладки, пеленки, покупаем моющие средства. Наши патронажные сестры готовят, убирают, общаются с людьми, водят их на улицу погулять, отводят в поликлинику, помогают оформлять документы и т.д. У нас работают более 300 патронажных сестер.
 
У центра нет медицинской лицензии, зато здесь организовали выездные консультации врачей - терапевта, геронтолога, офтальмолога. А еще есть программа по ремонту в квартирах, покупке бытовой техники. Работает большой отдел, где чинят обувь, бытовые приборы, мебель, предметы домашнего обихода. И все это совершенно бесплатно! Здесь работают волонтеры. Вот, например, 83-летний Илья Аронович. Он каждый день приходит в центр. Он мастер на все руки - и сломавшийся утюг починит, и телефон, и зонтик.
 
- Здесь помогаю другим, - отмечает Илья Аронович, - приношу пользу, да и самому веселее, всегда в обществе, есть с кем поговорить.
 
Вообще взаимопомощь в Хесед - главный принцип. Здесь очень много стариков работают волонтерами, принимают звонки, оформляют заявки, выдают книги в библиотеке, выдают напрокат специальные кровати, стойки, ходунки и другие устройства, необходимые для больных людей, которые мало двигаются. Волонтерство - даже не работа, а образ мысли и жизни, где главное - не дать себе замкнуться, очерстветь душой, где цель - помочь сохранить смысл жизни другим.
 
- Мы давно, с 1996 года, дружим с Соломенским центром соцзащиты. Мы много программ реализуем совместно. Хочу сказать, что там работают прекрасные люди. А наша общая беда - наши законы. Эта позорная норма была и раньше, но никто не требовал ее исполнения. Теперь такой лояльности нет. Мы можем оказать человеку помощь лишь на 1500 гривен в год, а с каждой следующей гривны должны отдавать 15 процентов налога. И чем больше сумма помощи, тем больше процент. Это немыслимая ситуация, когда тот, кто помогает, за это еще и налогом облагается. Такого нет нигде в мире. Наши иностранные спонсоры не понимают, почему налоговики отбирают деньги, предназначенные обездоленным людям, говорит Дмитрий Донской. 
Женщина даже в почтенном возрасте должна думать о красоте. В дневном центре помогают пожилым сохранять привлекательный внешний вид. Фото Максима ЛЮКОВА
 
В НАС УЖЕ НИКТО НЕ ВЕРИТ
 
Или вот еще пример - фонд "Каритас", который финансирует правительство Германии. Эта организация нанимает квалифицированных медсестер для ухода за тяжелобольными людьми. Волонтеры не только выполняют медицинские манипуляции, но и делают работу по дому, ходят в магазин, готовят еду, гуляют с пациентами, которые находятся под их опекой, разносят продуктовые наборы. При этом деятельность фонда абсолютно прозрачная. Здесь умеют считать каждую копейку. К сожалению, активность организации постепенно снижается. Сейчас в Киеве работают всего 4 медсестры, которые опекают около 70 людей.
 
- Подобные программы правительство Германии реализовывало во многих странах Восточной Европы и России, - отмечает координатор программы домашней опеки благотворительного фонда "Каритас" Ольга Осадчая. - Цель была одна - показать, как можно наладить систему эффективной социальной помощи с прозрачным и полностью контролируемым финансированием. После того как пилотные проекты завершили работу, правительства Польши, Чехии и ряда других стран взяли на себя их ведение. В Украине уникальная ситуация - мы работаем 9 лет. Уже происходит сокращение программ, но в стране никто не хочет взяться за реальную социальную помощь. 
 
Досаду западных благотворителей и общественных организаций можно понять. Наши чиновники привыкли работать по старинке, наладили свои схемы распределения финансов и меньше всего хотят что-то перестраивать. Но мир меняется независимо от их желаний. 
 
Скольким бы людям ни помогали общественные организации, все равно у них не хватит ресурсов охватить всех нуждающихся. И опыт других стран показывает, что социальная помощь должна быть государственной и разносторонней. Люди отдали свои силы и здоровье, работая на страну, и, когда они стареют, страна должно вернуть долг и обеспечить им полноценную старость. Именно это и есть то самое социальное партнерство, о котором у нас с таким задором говорится перед выборами и о котором, увы, забывают, когда развеялся дым избирательных баталий.
 
В ТЕМУ
 
ТОРГОВЛЯ НА ЗАВЕРШЕНИИ ЗЕМНОГО ПУТИ НЕДОПУСТИМА
 
Еще одна беда, о которой стоит вспомнить - тяжелые неизлечимые болезни, такие как онкология, СПИД, сосудистые патологии или туберкулез. Только от рака в стране каждый день в муках и боли умирают 260 человек. 
 
Если медицина бессильна, человек должен уйти из жизни достойно. На Западе это понимают и делают все, чтобы облегчить страдания. А у нас люди часто обречены. 
- Моя бабушка умирала очень тяжело и долго, - рассказывает киевлянка Анастасия. - Никто не мог понять, что с ней происходит. Врачи пеняли на то, что это старческое. Назначали то одни препараты, то другие. Бабуля теряла сознание, круглосуточно кричала от боли. Нас даже к психиатру отправили - мол, болей нет, ей только кажется. Когда бабушка умерла, вскрытие показало, что у нее был рак легких. Подумать страшно, как она все это пережила. Из-за пропущенного диагноза она даже обезболивающих не получала…
 
В Киеве всего два хосписных отделения. Для мегаполиса это мизер. Понятно, спрос на услуги велик, устроить в хоспис умирающего - дело непростое. Не только потому, что критерии отбора строги, но в первую очередь потому, что места заняты. На форумах в Интернете киевляне рассказывают, что втиснуться можно, и обойдется это в 10 тысяч гривен, да еще придется доплачивать за пребывание.
 
- Я склонен верить, что это правда, потому как у нас нет системы паллиативной помощи. Это особый подход, где в постоянном взаимодействии и медицина, и социальная составляющая, и психологическая, и духовная помощь, - подчеркивает экс-министр здравоохранения, а ныне глава Украинской лиги содействия развитию паллиативной и хосписной помощи Василий Князевич. ? Торговля на завершении земного пути недопустима. Когда человек еще работает, он может найти способ оплатить даже дорогую медицинскую помощь. А тут, когда нет перспективы у пациента, родственники все потратили на лечение, с них вновь тянут деньги... Это надо менять. В Украине 8 хосписов, более 10 отделений паллиативной помощи при больницах - это около 800 коек, а нужно не менее 4 тыс. Но мало просто создавать койки. Нам необходимо создать философию паллиативной помощи, а это требует, прежде всего, изменения культуры нации и государства в целом, воспитания особого отношения к здоровью, старости, смерти. Именно вокруг такой цели должна крутиться политика и экономика. Мы видим опыт стран, которые были на нашей стадии. Он показывает, что все можно сделать. Надо только делать.
 
СЧИТАЛКА "КП"
Сколько стоит сиделка?
 
  • 75-100 грн. в час
  • 135-250 грн. в сутки
  • 3-4 тысячи грн. в месяц 
  • Пребывание в частном пансионате - от 5 тыс. грн. в месяц.
  • Цены могут меняться в сторону увеличения в зависимости от тяжести состояния подопечного и графика работы.
 
ЦИФРЫ
 
Пятая часть населения Украины - люди старше 60 лет. Каждый пятый из них одинок, каждый десятый не может сам себя обслуживать. 6 процентов пенсионеров прикованы к постели.
 
Число пожилых в мире уже превысило число молодых людей. К 2050 году доля населения старше 60 лет достигнет 22 процентов - это примерно 2 млрд человек. В 4 раза увеличится число стариков, которые не смогут сами за собой ухаживать из-за различных болезней.
 
КСТАТИ
 
Самое молодое население - в Уганде. 
 
Есть такое понятие в демографии - медиана, это отметка, которая делит людей страны на две равные части. То есть людей моложе этой отметки ровно столько же, сколько и старше. Так вот в Уганде медиана составляет всего 15 лет. Самыми старыми государствами считаются Монако и Япония - 45 и 42 года соответственно. Украина на 35-м месте - 38 лет. В целом медиана населения мира сейчас равна 27 годам. А к 2050 году она достигнет 36 лет.