Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

В душе каждого китайца - Великая Китайская стена

В душе каждого китайца - Великая Китайская стена
Фото: Стена китайцев на Великой Китайской стене. Так жители Поднебесной отмечают праздник Лунного пирога (полной луны). Фото: РЕЙТЕР.

Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ>>>

КАК ОНИ ЖИВУТ

Хорошенькая (!) двадцатилетняя китайская студентка с непроизносимым именем встречает меня у метро. Она должна провести меня до Университета иностранных языков и показать заодно, как живут люди в Пекине.

- Зовите меня для удобства Люда, - говорит она на неплохом русском.

Люда ведет меня через жилые тихие кварталы Пекина, столь далекие от феерического столичного блеска и бурного кипения жизни. Чем-то они мне напоминают хрущевки и дворы моего детства. Люди азартно режутся в местные "шашки". В переулках торгуют овощами по смешным ценам и даже допотопными черно-белыми телевизорами и радиоприемниками шестидесятых годов. Соседи сплетничают и пьют неизменный чай. Квартиры у китайцев столь крохотные и бедные, что люди предпочитают большую часть времени проводить во дворах, а домой приходят только спать. Старушки, похожие на сонных черепах, сидят в разбитых креслах и время от времени кивают прохожим. Жизнь кажется медленной, словно мед, текущий из кувшина. Китайцы смакуют минуты благоденствия, украденные у нескончаемой борьбы за выживание. А над старыми двориками расстилается перепачканное серое пекинское небо, которое словно выползло из заводских труб.

Издалека Китай видится как страна усердных, суетящихся муравьев. Несмотря на хаотичность движения, все НАСТОЯЩИЕ решения принимаются крайне медленно. Время ничего не значит в Азии, и в политике китайцы не любят спешить. В делах они откидывают как ненужную роскошь гнев, ненависть и обиду. 

Крестьяне в Китае до сих пор живут бедно. И их сотни миллионов! Фото: globallookpress.com.

ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О "КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ"?

Само слово "угроза" китайцев раздражает. (И я их отлично понимаю: мне самой приходится отвечать на вопросы о "русской угрозе" в моих странствиях по белому свету.)

- Опасны ли мы? Уж точно не сейчас, - говорит профессор Мэй Реньи. - Китаю придется концентрироваться на внутренних проблемах очень долгое время. Мы все еще не повысили наш стандарт бедности. Сейчас это 2000 юаней в год (всего $300!). Стоит его повысить, и немедленно число людей, живущих за чертой бедности, подпрыгнет до 80 миллионов! А что делать со стариками? Людей старше 65 лет у нас уже 100 миллионов. И люди живут все дольше. Нам нужно не просто накормить людей, но дать им всем пенсии и медицинские страховки. Не стоит преувеличивать силу Китая и говорить о нем как о сверхдержаве. И наша культура не включает в себя одержимость какой-либо миссией. Потому мы не опасны. Как, к примеру, американцы, одержимые своей миссией распространения демократии.

- Ну какая от нас угроза миру? - удивляется профессор Ши Тецян. - Китайцы смирный, не­агрессивный народ. Да, у нас растут военные расходы, но ведь это по мере развития экономики. Что касается страхов русских, то китайцы не понимают вашу логику. Они приезжают к вам заработать, и они действительно пашут. Один китайский ученый сравнивал российско-китайские отношения с отношениями США с Мексикой и Канадой. У Канады богатые природные ресурсы, а у Мексики - людские ресурсы. Америка органически сочетает эти преимущества у себя и за счет этого развивается. Почему вы не учитесь на ее примере? Китайцы - это дешевая рабочая сила. Они трудолюбивы, неприхотливы, работают без праздников и выходных. 

Патрули на главной площади Пекина Тяньаньмэнь демонстрируют всему миру триумф китайских технологий - модные электрические средства передвижения. Фото: globallookpress.com. 

- Ну а если они решат жениться? А там и дети? - спрашиваю я. 

- Ну, значит, это любовь. Но намеренно с этой целью никто не едет. Вы нас плохо понимаете. У нас есть древняя поговорка: листья падают недалеко от корня. Как бы хорошо китаец ни жил за границей, рано или поздно он захочет вернуться на родину и умереть там. Для нас очень важно лечь в свою землю.