29 сентября
Загрузить еще

Как Наполеон, Николай I и Гитлер диагнозы ставили

Праздником эту дату как-то трудно назвать. Тем не менее в этот "красный день календаря", который учредила Всемирная федерация психического здоровья в 1992 году, пациенты своим знакомым врачам-психиатрам дарят цветы.

По статистике сегодня на Земле живут больше 500 миллионов людей, у которых не все в порядке с психикой.

В истории психиатрии были случаи, когда душевнобольными объявляли здоровых людей. О самых темных страницах из истории нам рассказал психиатр, президент Московской психотерапевтической академии, профессор Михаил Буянов.

- Михаил Иванович, когда психиатрию потащили в политику?

- Начало "нецелевому" использованию этой области медицины положили еще помощники Наполеона. Когда к власти пришел Бонапарт, якобинцев-революционеров "запретили". Но несколько десятков человек, среди которых был генерал Клод-Франсуа Мале, призвали восстановить якобинство. Мале разъезжал по Парижу с товарищами, расклеивал листовки и призывал: "Долой Наполеона!" Когда об этом сообщили Бонапарту, он оказался в сложном положении. Вроде - бунтовщики. Но, с другой стороны, заслуженные генералы. И тогда кто-то из помощников императора предложил поместить их в Бисетр - психоневрологический санаторий: пусть там агитируют. Генералов там свободно посещали приятели, а одного из них - даже его любовница Софи Гюго, мать будущего великого писателя Виктора Гюго.

- А в России когда повторили опыт Наполеона?

- Спустя почти четверть века. В 1836 году русского философа и публициста Петра Чаадаева обвинили в сумасшествии после публикации в журнале "Телескоп". В первом "Философическом письме" он резко раскритиковал власти за духовный застой и отлученность России от "всемирного воспитания человеческого рода". Журнал закрыли. К Чаадаеву приставили полицейского врача. Это было решение Николая I. Психиатры к этому никакого отношения не имели. Да, Чаадаев отличался множеством странностей, но не таких, чтобы считать его душевнобольным.

- Среди ваших коллег из прошлого вам лично за кого стыдно больше всего?

- За известного психиатра, профессора Ивана Сикорского (кстати, отца выдающегося авиаконструктора). Он принимал участие в сфабрикованном жандармами "деле Бейлиса". Суть в том, что нищего, полуграмотного еврея Менделя Бейлиса обвиняли в том, что он в 1911 году убил ребенка. Ему как будто бы для магического ритуала понадобилась кровь. Сикорский на суде заявил, что всем евреям свойственно убивать людей, чтобы напиваться их кровью. Это за гранью добра и зла - психиатр ставил диагноз всему народу! 

- При Гитлере психушки были переполнены?

- Да, но виновниками этой трагедии были даже не нацисты, а сами психиатры. Это был позор для моей профессии. В 1920 - 1930-е годы в немецкой психиатрии стали авторитетами директор Института психиатрии в Мюнхене и глава "Немецкого общества расовой гигиены" Эрнст Рюдин и антрополог Ганс Гюнтер. Они призывали к очистке человеческой расы от душевнобольных, которые якобы могут испортить генофонд. И стали требовать эвтаназии для душевнобольных.

- В 1970-е годы в Советском Союзе инакомыслящих прятали в "желтых" домах?

- Да, и первый, кто пострадал в 1970 году, это был писатель и ученый Жорес Медведев. Он живет сейчас в Англии, ему 86 лет. Его по приказу Обнинского горкома партии Калужской области поместили в психбольницу. Психиатры к этому вообще никакого отношения не имели. Отправили его в больницу партийные власти. Им не понравилось, что он там что-то не так сказал. Но поднялся шум на весь мир. И через три недели его отпустили. Жорес Александрович уехал в командировку в Англию, и, пока он находился там, его лишили советского гражданства.

Диссиденты в психбольницах, как правило, находились недолго, их отпускали, часть из них потом уезжали за границу. Это еще одна позорная страница истории психиатрии.

- Сегодня карательная психиатрия приобрела новый облик?

- Да, мошенники из-за конкуренции, родственники из-за квартир начали обманывать психиатров. И сейчас есть случаи, когда вполне здоровых людей помещают в психбольницы. Конечно, если это доходит до правоохранительных органов, их выпускают. Но психиатрия от этого чище не становится. Сегодня вообще возникает такой вопрос: кто кого карает? Раньше общество карало душевнобольных. А сейчас общество карает самих психиатров.