Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Внучка создателя танков Т-34 и Т-64 Ирина Морозова: "Половину заработанных денег дед отдавал рабочим завода"

Внучка создателя танков Т-34 и Т-64 Ирина Морозова:
Фото: Конструктор Александр Морозов корпел над Т-34 и Т-64. Фото из семейного архива Ирины Морозовой.
Управлять боевой машиной научил отец
 
Военные и инженеры в шутку называют Харьков "танкоградом". И не даром – три поколения семьи Морозовых создают, совершенствуют и испытывают танки в Харькове. Конструктор Александр Морозов корпел над Т-34 и Т-64. Жизнь его сыновей тоже связана с танками: Евгений работал заместителем главного конструктора в КБ, названного в честь отца. Александр учил курсантов в танковом училище управлять боевой машиной. А внучка легендарного конструктора 48-летняя Ирина Морозова – подполковник танковых войск, начальник группы на заводе им. Малышева.
 
- Я стала инженером-испытателем танков не потому, что это семейное дело, – говорит Ирина Морозова. – Мне с детства нравилась техника, в школе я занималась автоделом. Дедушка заметил мою заинтересованность и стал рассказывать мне, как работает коробка передач, синхронизатор… К окончанию школы я твердо знала, чем буду заниматься.
 
Внучка создателя танков Т-34 и Т-64 Ирина Морозова. Фото Оксана ЯКУШКО.
В Харьковском политехе Ирина Морозова отправилась на военную кафедру получать лейтенантские звездочки. А управлять танком женщина училась на машине, созданной ее дедом – Т-64.
 
- Мой папа преподавал эксплуатацию вождения в танковом училище. И каждые выходные я ездила с ним в Чугуев. Он занимался с курсантами, а мне давал машину с механиком. И я по полям – в дождь, по снегу, в жару – училась управлять боевой машиной.
 
"Всю жизнь носил один костюм и галстук"
 
Конструктор постоянно совершенствовал свое детище.
 
- Даже дома или на отдыхе он вдруг поднимался и шел зарисовывать какой-то чертеж, - вспоминает женщина.
 
После смерти Александра Морозова осталось множество блокнотов, испещренных схемами и набросками, которые конструктор делал в транспорте по пути домой, на совещаниях или дома. Но состояния на военных изобретениях он не сколотил.
 
- Сейчас, наверное, и нет таких людей…У Морозова, как у главного конструктора, была большая зарплата, рублей 600. Половину заработанных денег он отдавал рабочим на заводе: то старенькой уборщице поможет, то матери-одиночке…Как-то один из подчиненных отказался от помощи Морозова, так Александр Александрович купил пачку лотерейных билетов и вручил. Через время рабочий явился и смущенно сообщил, что один из билетов оказался счастливым – холодильник выиграл, - рассказала Ирина Морозова.
 
Морозов с внучкой. Фото из семейного архива.
За всю жизнь он не сносил не одной хорошей вещи, считал, что дорогая одежда - это лишнее, рассказывает женщина. У Морозова был один костюм, который он постоянно носил на работу. И коричневый галстук, который до сих пор бережно хранит его внучка.
 
У деда была обычная плюшевая шапка, вспоминает Ирина Морозова. Обычная, простенькая. И чтобы на юбилейном партсъезде в Москве главный конструктор выглядел респектабельно, дети купили ему модную в те годы пыжиковую шапку. Но инженер наотрез отказался надевать подарок.
 
- Я к своей шапке привык. Чем проще, тем лучше, - заявил конструктор.
 
Боялся привилегий и дорожил репутацией
 
А еще главный конструктор не любил пользоваться служебным положением, отмечает его внучка.
- Бабушка всегда сама ездила за продуктами, садилась на Пушкинской на пятый трамвай – и на Конный рынок. Хотя дедушку не раз спрашивали коллеги: "Почему ваша супруга не возьмет служебную машину для поездки на базар?" А как-то от завода под праздник прислали деликатесные колбасу и рыбу. Деда этот подарок страшно разозлил, он все повторял: "Что обо мне люди подумают!". И пришлось срочно вызывать машину с завода и везти продукты обратно.
Впрочем, главный конструктор не случайно избегал привилегий.
- Перспективные разработки нужно было продвигать, а он то и дело получал палки в колеса то от своих, то от чужих. Потому он и боялся привилегий и дорожил репутацией, чтоб комар и носа не подточил, - объяснила Ирина Морозова.
 
КСТАТИ
 
Т-34 стоил жизни трем его создателям
 
Для военных неизменным символов Харькова является легендарный Т-34, созданный в нашем городе. Однако у боевой машины была драматическая судьба. Талантливого инженера Афанасия Фирсова, который работал над танком с 1931 года и наполовину спроектировал "тридцатьчетверку", репрессировали. Его заменил Михаил Кошкин, который на тот момент 2,5 года проработал в конструкторском бюро в Ленинграде.
 
- Кошкин показал себя как хороший организатор. Он четко выделил людей, которые работали бы только над танком. И освободил их от остальных обязанностей. Без Александра Морозова, который не имел высшего образования, Кошкин не смог бы создать Т-34. Ведь после смерти Кошкина КБ, которое возглавил Морозов, работало чрезвычайно эффективно – как во время войны, так и после нее, - уверен военный историк Валерий Вохмянин.
 
Инженер Адольф Дик, совершенствовавший ходовую часть Т-34, не уложился в срок – опоздал на полтора месяца. И его тоже, после анонимного доноса, пустили в расход.
 
В марте 1940 года две "тридцатьчетверки" отправились маршем по весеннему бездорожью из Харькова в Москву. В одной из бронированных машин ехал Кошкин. Сталину танки понравились, да и дорогу они выдержали. А Михаил Кошкин после долгого пути заболел воспалением легких и через полгода умер.
 
Но самый забавный факт в биографии Т-34 - в июне 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев (тот самый, именем которого позже назовут танковый завод) приказал снять танк с производства как неперспективный. На испытаниях оказалось, что кабина у машины тесная, оптика плохая… Недочетов было немало, Т-34 нужно было усовершенствовать…Но 22 июня приказ аннулировали и танк вернули на конвейер. А улучшали машину, учитывая испытания в реальном бою.
 
К слову, советские историки любили козырять тем, что Т-34 уникальный. И впервые в мире у него башня цельнолитая, и двигатель дизельный…
 
- Но дизельные двигатели на серийных танках ставили в Польше еще в 1934 году. Тогда же появились и цельнолитые башни – на французских боевых машинах R-35. А до этого башни хоть американских, хоть английских танков были на заклепках. Т-34 – это не экспромт харьковских конструкторов, это целенаправленное решение задачи, - объясняет Валерий Вохмянинов.