18 мая
Загрузить еще

Три наивных вопроса о налоговых изменениях

Три наивных вопроса о налоговых изменениях
Фото: В Налоговой уверяют - бизнесмены сами справляются с несложной отчетностью. Фото Thinkstock.

Если с Нового года плательщики единого налога, которые изначально были для государства неким единым целым, были разбиты на четыре группы в зависимости от своих доходов и специфики деятельности, то теперь же Государственная налоговая служба внесла новые законодательные правила - появились еще пятая и шестая группы. Кто войдет туда и захочет ли кто-нибудь "записаться", изучали журналисты "Комсомолки".

В чем суть изменений?

Самое главное изменение в законодательстве заключается в том, что будет поднята планка оборота для тех, кто работает на едином налоге. Если сейчас максимальный оборот для физлиц-предпринимателей ограничивается 3 млн грн., а для юрлиц - 5 млн грн., то  с 1 января 2013 года предприятиям с годовым оборотом до 20 млн грн. также необязательно будет пользоваться общей системой налогообложения. Даже с такими солидными доходами можно оставаться в категории плательщиков единого налога, то есть среди субъектов малого и среднего бизнеса.

Кроме финансового вопроса, изменился и критерий численности персонала. Пятая группа (физлица) может нанимать до 20 работников, шестая, это уже юрлица, - до 50-ти. Условия уплаты налога таковы: 10% с дохода либо 7% с дохода плюс НДС.

Каковы последствия для бизнеса?

Давайте разберемся, кого может привлечь новая форма расчетов с государством. Усредненный портрет представителя пятой и шестой групп эксперты ГНСУ представляют себе так: предприятие с относительно высокой рентабельностью и большим оборотом средств  или товаров. То есть, прежде всего, торговые учреждения, начиная с интернет-магазинов и вплоть до ресторанов и развлекательных заведений.

Кроме того, две новые группы приготовлены на вырост для тех предпринимателей, которым удастся раскрутиться. Ранее успешному проекту родом из малого бизнеса нужно было переходить на общую систему налогообложения. Теперь можно этого не делать.

Главное преимущество упрощенной системы для предпринимателей - простота администрирования. И посчитать легко, и заплатить несложно, и отчитаться не составит труда. Не надо нанимать отряд бухгалтеров, чтобы правильно расставить цифры в запутанных бланках.

Также не надо больше "дробить" на несколько мелких ЧП свой бизнес, не влезавший в рамки старой системы. Так ведь и запутаться недолго или, что еще хуже, нарваться на обвинение в фиктивном предпринимательстве со стороны той же Налоговой…

Какой интерес государства?

Мотивы государства достаточно очевидны. Во-первых, конечно, налоги от предпринимателей, перешедших в новые группы.  Во-вторых, налоговики рассчитывают вывести потенциальных  представителей пятой и шестой групп из "сумрака"  теневой экономики.

- Предприятия с такими правилами налогообложения невыгодно будет использовать в традиционных схемах обналички и конвертации, потому что махинации становятся слишком затратными по сравнению со своевременной и полной уплатой налогов, - уверен председатель ГНСУ Александр Клименко. - Преимущества "упрощенки" неоспоримы: это и экономия для предпринимателей за счет более простого ведения бухгалтерского учета, и мораторий на проверки на адаптивный период, пока бизнес не научится работать по новой системе. Естественно, стимулируя развитие бизнеса, мы ожидаем положительную динамику бюджетных поступлений. Но не за счет увеличения давления на бизнес, а за счет того, что у предпринимателей отпадет необходимость в минимизации своих налоговых обязательств.