24 января
Загрузить еще

Харьковчанин с пересаженным сердцем стал видеть чужие сны

Харьковчанин с пересаженным сердцем стал видеть чужие сны
Фото: Для отечественной трансплантологии 47-летний Эдуард Соколов - уникум. Он - единственный в Украине долгожитель с «позаимствованным» сердцем.

Эдуард Соколов почти 10 лет живет с позаимствованным органом - рекорд для Украины! Сейчас ему 47. Он счастлив в семейной жизни - любимая жена, взрослая дочь - и с оптимизмом смотрит в будущее.

За исключением того, что постоянно нужно пить особые лекарства, Соколов живет как все.  Может даже 100 грамм себе позволить. А ведь когда-то Эдуард почти смирился с мыслью, что его дни сочтены.

"КУДА ВЫ ЕГО ВПЕРЕД НОГАМИ НЕСЕТЕ!" 

- Инфаркт у меня случился прямо на заводе, где я работал. Закурил и вдруг почувствовал сильное жжение в груди, голова закружилась, - вспоминает Соколов. - Я испугался, пошел в санчасть. Мне вкололи папаверин и отправили домой, где пришлось вызвать скорую, которая факт инфаркта не подтвердила.

Утром Эдуард поехал в поликлинику. По пути снова стало плохо, схватило сердце. В поликлинике врачи не стали брать на себя ответственность и вызвали скорую. Мужчину забрали в больницу. 

- Врач стал делать мне кардиограмму и вдруг как закричит: "Лежать! Как вы ходите, у вас же обширный инфаркт!" - вспоминает Эдуард. - Меня в авральном порядке кладут на носилки, а они в дверь не проходят. Погрузили на одеяло и понесли. Кто-то кричит: "Куда вы его несете вперед ногами, разворачивайтесь!" 

Дальше все закрутилось, как в калейдоскопе: скорая, институт терапии, знакомство с его директором академиком Любовью Малой.

- Первое, что она мне сказала: "Увижу с сигаретой - отправлю домой", - вспоминает Эдуард. - С тех пор я не курю. Она сразу распорядилась поставить мне капельницу, где одна ампула стоила тысячу долларов. Этих ампул было всего 12, их получили из Израиля как гуманитарную помощь. Когда острая боль прошла, директор отправила меня в Киев. 

"НА МОИХ ГЛАЗАХ УМЕРЛО 30 ТАКИХ ЖЕ, КАК Я" 

Несколько месяцев врачи решали, что делать с Соколовым: шунтирование или все же решать проблему радикально - делать пересадку. На тот момент в Украине были сделаны всего две трансплантации сердца, и оба пациента вскоре после операции умерли. Но Эдуард все равно согласился рискнуть. 

Нового сердца пришлось ждать девять с половиной месяцев. Периодически по больнице проходил слух, что врачи поехали за сердцем. И такие, как Соколов, садились на диван и ждали: кому же повезет. Но не везло никому - то донор умирал, то родственники не давали согласия. 

- Мне было 38 лет, я был самым старшим из реципиентов, - вздыхает мужчина. - Бывало, сидим вечером, пьем чай, а наутро я узнаю, что ночью товарища не стало. За эти девять с половиной месяцев из нашей очереди умерло около 30 человек. А уже после операции помню, как на меня смотрел 21-летний парень, который тоже ждал донорское сердце. Я бы никому не пожелал испытать на себе такой взгляд: настолько сильная в нем была зависть и ненависть!

"Я БУДУ ТЕБЯ ЛЮБИТЬ И ЩАДИТЬ - ТОЛЬКО БЕЙСЯ!"

Когда наступил час Х, судьба решила испытать Эдуарда. Накануне он с товарищем по несчастью позволил себе лишнего - мужчины взяли литровую бутылку пива с пометкой "акция", открыли крышку, а там… выигрыш 100 000 гривен.

- Было решено, что искать способ получения этих денег буду я, - улыбается Эдуард. - После завтрака собрался выходить из палаты, а в дверях сталкиваюсь с хирургом. Он показывает на меня пальцем: "Готовься, есть донор". Донор был с первой группой крови. У меня единственного в клинике была такая же. 

Соколова повезли в операционную. Говорит, по дороге пытался шутить, а медсестры еле сдерживали слезы… 

- Просыпаюсь от слов: "Эдуард, открывай глаза!" Смотрю - передо мной 12 врачей, как 12 апостолов, взгляды веселые, любопытные, - продолжает заново рожденный. - Ночью вдруг просыпаюсь от боли в груди. Говорю сердцу: "Дружище! Я буду тебя любить, щадить, но и ты меня не подводи". Оно постепенно успокоилось, и боли прекратились.

Около года Соколов ожидал, что сердце начнет болеть, но проходили дни, все было в порядке. Только вот щеки росли и живот.

- К сожалению, грушевидное лицо и живот - это побочный эффект тех препаратов, которые мне нужно ежедневно принимать, - вздыхает Эдуард. - И хоть я стараюсь беречься, умудряюсь "подцепить" все новые болячки: несколько лет назад переболел свиным гриппом, этой весной - финским.

- Как выкручиваетесь с покупкой лекарств? 

- Жена у меня завуч школы, зарплата не особо большая, плюс мое пособие по инвалидности, - делится мужчина. - Поэтому я устроился инженером по информации в сети ресторанов, провожу мониторинги. На лекарства, которые приходится принимать буквально горстями, средств пока хватает. Иммунодепрессантами, которые поддерживают работу чужеродного органа, обеспечивает государство, остальное - витамины и лекарства от других возможных болезней - за свой счет. Проблемы возникают, когда лекарства дорожают. Мне ведь медикаментов нужно больше, чем обычному человеку. К примеру, если другие болеют насморком неделю, у меня лечение растягивается на месяц, потому что иммунитет работает всего на 25 процентов. 

"ПО НОЧАМ ЗАКАНЧИВАЮ ВУЗ ЗА ТОГО ПАРНЯ"

После операции Эдуард стал искать информацию о своем доноре. Помогла медсестра, которая присутствовала при заборе сердца. Она рассказала, что парня звали Иван, 26 лет, у него была опухоль мозга. Учился в университете внутренних дел. Кстати, он спас жизнь сразу троим людям - Соколову отдали сердце, еще двум репициентам - по почке. 

Удивительно, но вместе с чужим сердцем Эдуарду досталась и часть чужой личности.

- Вот уже 9 лет мне с завидной регулярностью снится, что я курсант военного вуза, - пожимает плечами Эдуард. - Одна и та же картинка: меня окружают незнакомые люди, а я не могу сдать экзамен и закончить вуз. Помню, интересный сон видел сразу после операции. Привиделась Богородица, которая сказала, что я буду жить долго, а доктор Тодуров станет известным человеком, сделает 52 пересадки сердца. Борис Михайлович действительно пошел по карьерной лестнице, сегодня он - директор Института сердца в Киеве, на его счету уже 4 пересадки.

Кроме того, по словам Эдуарда, вместе с новым "мотором" на него свалилась масса неизведанных ранее навыков и увлечений - пристрастился готовить, начал писать книги и предвидеть будущее.

Жизнь харьковчанину спасли в Национальном институте хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова 9 лет назад. 

- Смотрю все кулинарные программы, записываю рецепты - жена не нарадуется, - смеется мужчина.- Написал три художественные книги, правда, все лежат в компьютере - издавать не на что. Первую, "Исповедь человека с пересаженным сердцем" сейчас перевожу в аудиоформат, планирую выложить в Интернете. Еще два произведения - о жизни офицера и о моем докторе. О том, как трансплантолог в итоге становится президентом. Кстати, все, что я написал о Тодурове, постепенно сбывается. В моей книге он становится директором Центра сердца - позже он занял эту должность. Дальше по сюжету он получит академика - сейчас он в шаге от этого звания. 

Сегодня Эдуард Соколов старается жить за двоих: за себя и за того парня. А в следующем году планирует устроить пир на весь мир в честь 10-й годовщины со дня своего второго рождения. 

Фото автора и www.surgery.org.ua 

КОМПЕТЕНТНО 

На таблетках можно прожить до старости

- В нашей стране это единственный человек, который живет с пересаженным сердцем столько лет, но за рубежом такие случаи не уникальны, - говорит председатель Харьковского областного общества кардиологов Вера Целуйко. - В первую очередь успех  зависит от того, насколько своевременно был пересажен орган. Соколову операцию сделали до того, как из-за сердечной недостаточности пострадают другие органы. Во-вторых, сердце хорошо прижилось. В дальнейшем все зависит от финансовой возможности больного пожизненно принимать препараты, которые уменьшают вероятность отторжения. Если такая возможность есть, человек может прожить до глубокой старости.