Загрузить еще

Дай миллион!

Дай миллион!
Фото: Толчок развитию воздушного сообщения Харькова с другими городами континента стал возможен благодаря масштабной реконструкции Международного аэропорта «Харьков».

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

На днях стало известно, что в начале июня из Международного аэропорта "Харьков" начнут летать прямые рейсы в Барселону. Испанский мегаполис присоединился к десяткам других курортов, до которых жители Слобожанщины теперь могут добраться за несколько часов без пересадок и проволочек в транзитных аэропортах. Ранее этот список пополнили Анталия (Турция), Батуми (Грузия), Бургас (Болгария), Дубаи (ОАЭ), Ереван (Армения), Ираклион (Крит), Салоники (Греция), Тиват (Черногория) и многие другие. Безусловно, это очень удобно. Особенно теперь, когда сезон отпусков только набирает свою силу.

Кто бы мог поверить, что всего пару лет назад из харьковского аэропорта прямые рейсы летали только в Киев, Москву и в лучшем случае в одну-две европейские столицы. Такой "вертикальный взлет" в развитии воздушного сообщения Харькова с другими городами континента стал возможен благодаря масштабной реконструкции Международного аэропорта "Харьков". И прежде всего - благодаря появлению новой взлетно-посадочной полосы, которая теперь может принимать средние самолеты моделей Boeing и Airbus. Это уже не говоря о том, что модернизация аэропорта и строительство ВПП было одним из базовых условий для того, чтобы УЕФА согласился на проведение в Харькове матчей Евро-2012.

Вот только оказалось, что развитие воздушных ворот Слобожанщины радует не всех харьковчан. Например, таким положением дел недовольны несколько жителей села Павленки, которым участившиеся рейсы якобы мешают спать по ночам. 

"ПОМОГИТЕ МАТЕРИАЛЬНО"

Невыносимые страдания граждан, проживающих в частных домах в несколько этажей неподалеку от аэропорта, по странному стечению обстоятельств сначала привлекли внимание не харьковских телеканалов, а  Первого канала (Россия). Именно там вышел новостной сюжет о неудобстве, которое испытывают жители домов вблизи Международного аэропорта "Харьков" после реконструкции его аэродромной части. Собственно говоря, внимание российских СМИ к украинским городам давно перестало удивлять кого-либо. Тем более что по мере приближения Евро-2012 информационная атака из-за рубежа только нарастает. Многочисленные зарубежные издания уже успели испугать будущих гостей Харькова убийствами бездомных животных, бесконтрольной вырубкой деревьев с нанесением увечий "зеленым" активистам, преследованием политических деятелей и пр. Где-то это праведный гнев журналистов, где-то - банальная зависть стран, которым не достался евротурнир.

И вот - очередной повод пошуметь. На этот раз - вокруг Международного аэропорта "Харьков", первого объекта оте­чественной авиа­индустрии, открытого в позапрошлом году после реконструкции к Евро-2012.

"Если в два, в три часа ночи пролетает вот этот самолетик, а бывает и больше, значит, спать невозможно. Просыпаешься - заснуть не можешь, только заснешь - в шесть часов утра следующий самолет", - рассказывает уже в харьковском телеэфире женщина из села Павленки. А после долгих рассказов о том, как тяжело жить в трехэтажной "хатынке" по "расписанию аэропорта", закадровый голос как бы невзначай упоминает: "Жители села не могут и переехать - после появления полосы их дома просто обес­ценились. Кто должен компенсировать ущерб - вопрос пока открытый".

Вот тут-то и возникают сомнения в бескорыстности внезапно возникшего "народного гнева". "Не учите меня жить - помогите материально", как говаривала незабвенная героиня "Двенадцати стульев" Эллочка-людоедка.

 ЦЕНА ВОПРОСА

Фраза, брошенная "между прочим", привлекает гораздо больше внимания, чем живописания о том, как самолеты на подлете к аэропорту начинают "так вот еще шевелить крыльями" (это дословная цитата упомянутой жительницы Павленков в телесюжете). Харьковский аэропорт-то непоколебимо стоит на своем месте уже около 80 лет. А нынешняя активность воздушного сообщения не идет ни в какое сравнение с той, которая была здесь при расцвете советской власти, когда взлетали-садились по 150 самолетов в день. Не говоря уже о том, что в то время использовались гораздо более шумные воздушные суда. 

Но вопрос о комфорте жителей близлежащих сел почему-то возник только сейчас - накануне Евро-2012 и не столь далеких выборов в Верховную Раду, назначенных на 28 октября сего года. И возник сразу же в дуэте с темой компенсации ущерба. Это наталкивает на определенные мысли как простых харьковчан (достаточно посмотреть комментарии пользователей сети Интернет), так и именитых экспертов.

Один из аэропортов Лондона находится прямо посередине мегаполиса.

"Взлетно-посадочная полоса построена вдоль старой полосы и находится в прежних пределах аэродромного комплекса. И мне довольно странно, что претензии зазвучали как по заказу - за полторы-две недели до Евро, хотя самолеты здесь летают с 30-го года прошлого века. А в 60-80-е годы аэропорт вообще функционировал на полную мощность! Также обратите внимание: в селах насчитывается порядка 500 жителей, но все претензии исходят от одного-двух человек. И это наталкивает на определенные выводы о том, что эти люди, возможно, преследуют свои личные интересы", - говорит коренной харьковчанин и главный эксперт по вопросам подготовки Украины к Евро-2012 Андрей Капустин.

Эксперты-экономисты же вообще высказывают предположение, что Международный аэропорт "Харьков" столкнулся с той же проблемой, с которой сталкиваются все крупные экономические организации в мире, - с так называемым промышленным шантажом. Всегда находятся люди, которые сознательно покупают недвижимость неподалеку от аэропорта, вокзала, автомагистрали, чтобы потом затеять судебный процесс с государством и, если повезет, получить компенсацию. Практика показывает, что всего нескольким людям вполне по силам организовать видимость "праведного гнева" и даже "народного бунта". Правда, если хорошенько присмотреться, борьба чаще всего оказывается бессмысленной - эдаким мыльным пузырем. Некоторым подтверждением тому могут служить и данные агентств недвижимости Слобожанщины, по данным которых участки в селах Павленки и Федорцы (оба населенных пункта находятся под глиссадой аэропорта, то есть на траектории снижения воздушных суден) как продавались раньше, так продаются и сейчас по 2000-2200 долларов за сотку. Соответственно, информация о значительном падении цен на землю в районе аэропорта, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?

Показательно, что в возню вокруг аэропорта весело включились местные политики, которые всегда не прочь подзаработать дополнительные очки в глазах избирателей на громких "горячих" темах, не требующих особых усилий.

Один из областных депутатов оппозиционного "Фронта Змін" уже пообещал "инициативной группе" из Павленков помощь "штата юристов". Оно и понятно: жалобу составить - не вывоз мусора организовать и не газ провести. 

Чем чревата подогреваемая политиками активность павленковцев? Как считают эксперты, скорее всего ничем, потому как во всем мире большинство воздушных ворот рано или поздно оказывается внутри жилой застройки растущих мегаполисов (см. "Где и как строят"). А те иностранные граждане, кому не нравится жизнь "под крылом самолета", обычно судятся с местными министерствами транспорта или другими органами власти, уполномоченными заниматься развитием авиации.

В "павленковском деле" ситуация явно будет выглядеть именно так. Потому что, хотя аэропорт реконструировали и за бюджетные, и за частные деньги, аэродром строило именно государство. Причем во всем своем многообразии: заказывало проект коммунальное предприятие "Харьковский городской центр недвижимости", проектировал профильный госинститут "Украэропроект", проект проходил экспертизу в МинЧС, СЭС, Мин­экологии и куче прочих инстанций. Положенные по закону общественные слушания проводила гос­администрация Харьковского района. Поэтому, по мнению юристов, судебные перспективы у павленковских скандалистов нулевые. 

КСТАТИ

Где как строят

Целый ряд крупнейших аэропортов мира в настоящее время расположены в черте города: в Нью-Йорке, Чикаго, Ванкувере и многих других мегаполисах. А, например, Международный аэропорт имени Бенито Хуареса, расположенный прямо в мексиканской столице, является  самым загруженным портом не только Мексики, но и всей Латинской Америки!

В черте города также расположено немало аэропортов в Европе. Так, аэропорт "Линате" находится всего в 7 км от центра Милана, пражский аэропорт "Рузыне" - на расстоянии 17 км от центра города на северо-западной окраине Праги, а международный аэропорт "Внуково" - всего в 

11 км от МКАД и в 30 км от центра Москвы.