28 июня
Загрузить еще

Матиас РУСТ, немецкий пилот, который ровно 25 лет назад приземлился на Красной площади: "Я думал, что помогаю Горбачеву с перестройкой"

Матиас РУСТ, немецкий пилот, который ровно 25 лет назад приземлился на Красной площади:
Фото: Так Матиас Руст выглядит сейчас.

Своих постов лишились министр обороны СССР Сергей Соколов и несколько ключевых генералов ВВС. 

В сентябре 1987-го Матиасу Русту объявили приговор суда: 

4 года. Через год с небольшим он вернулся в родной Гамбург и на много лет пропал с информационных экранов. Интервью давал редко, пиара на своем имени не делал, поэтому вся история его четвертьвековой жизни после посадки на Красной площади окутана легендами. Как Матиас Руст распорядился тем шансом, который ему дала жизнь?

Обозреватель "Комсомолки" напросилась в гости к скандально знаменитому летчику и узнала подробности, которые тот никогда и никому не рассказывал.

 - Когда ты прилетел домой, тебя встречали как героя?

- Нет, героем я был, только пока сидел. Потом мнение изменилось, потому что от меня ждали совсем другого поведения. Я был очень слаб физически и морально, а от меня ждали радостных улыбок. Я был счастлив, конечно, но в то же самое время мне было грустно. Было ощущение, что я оставил в СССР друзей. Я имею в виду тех следователей, которые меня допрашивали.

- И поэтому через несколько лет вернулся в Россию опять?

- В 1994-м. Было очень интересно посмотреть, как все изменилось.   

- Это был твой единственный визит в Россию?

-15 лет назад один немецкий телеканал пытался было меня туда отправить, но мне не дали российскую визу.

- В Интернете пишут, что в Москве ты якобы открыл бутик и продавал обувь под брендом "Матиас Руст"?

- Ничего подобного!

- Тогда скажи, почему, получив всемирно известное имя, не попытался им воспользоваться?  

- Могу сказать твердо: я летал в Москву не из корыстных соображений. Я хотел оставить свое послание человечеству, что и сделал. Я хотел активно поучаствовать в перестройке и надеялся, что Горбачев меня в это движение включит. И считаю, что перестройку немножечко ускорил.

 - Это правда, что в Германии тебя навсегда лишили летной лицензии?

- Ее просто не продлили. Для того чтобы продлить, мне нужно было пройти тестирование у специальных психологов. Они должны были  подписать заключение - достаточно ли я вменяем, чтобы управлять самолетом? Но в дело вмешалась политика... Я хотел было судиться, но потом махнул рукой, потому что это потребовало бы больших расходов. Сделал себе в 2000 году лицензию в Южной Америке и с тех пор летаю на Карибах.

Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...

- А кто за твои путешествия платит?

- Сам. Несколько лет назад зарабатывал игрой в покер. Сейчас работаю аналитиком в швейцарской финансовой компании.

 - А что получилось с личной жизнью?

- Дважды разведен: первый раз был женат на польке, второй - на индианке.  

- Почему ты не пускаешь в свой дом журналистов?

- Плохой опыт: были тут как-то одни, сняли видео, а потом начали публично обсуждать, почему у него эта вазочка тут стоит, а диван тут, и что это значит с точки зрения психоанализа...

Едем вместе на летное поле, в тот самый аэроклуб, с которого Матиас Руст стартовал 25 лет назад. Его знаменитой "Сессны" на летном поле давно нет - из Москвы ее, конечно, вернули - за что 

аэроклубу пришлось заплатить штраф в 13 тысяч немецких марок. После этого самолетик купил один японский бизнесмен, который впоследствии перепродал его Берлинскому научно-техническому музею. Ну а мы садимся в точную копию, только другого цвета. Руст радостно трогает рычаги, отмечая, что навигационная система осталась прежней, и шутит: "Ну что, полетели?" 

- Была ли у тебя какая-нибудь наивная детская мечта?

- Я мечтал стать пилотом или астронавтом. К летному делу меня приобщил отец, взяв в возрасте 5 лет на аэродром. Я увидел, как взлетают и приземляются множество маленьких самолетиков, и был заворожен. На 17-летие отец подарил мне полет с пилотом. Мне это настолько понравилось, что я через три месяца начал брать уроки.  

- И много взял?

- 40 часов практических и 80 теоретических.  

- Ну не верю! Самые авторитетные генералы отмечали высочайший профессионализм пилота "Сессны". А по твоим словам, ты был начинающим...

- Когда я сел в Москве, у меня в общей сложности было сто часов налета. 40 часов надо было налетать, чтобы получить права. Еще 50 набрал, долетев из Гамбурга до Исландии, а остальные 10 на пути из Хельсинки в Москву.

- Это правда, что твой отец торговал самолетами "Сессна" и полет был частью рекламной кампании?

- Ничего общего с авиацией отец не имел - он работал инженером-электриком.    

- А еще я читала в одном интервью, что твоя мама будто бы говорила: "Сына заставили это сделать". Что она имела в виду?

-  Это вопрос интерпретации. Она могла сказать: должна была быть причина, по которой сын полетел в Москву. Причина действительно была: отношения между Западом и Востоком. Когда я учился в школе, мы всегда боялись русских.

- Это же мы должны были вас бояться!  

- Нет, мы. Потому что нас учили, что русские обязательно вернутся отомстить.

- Что ты еще знал об СССР к своим 18?

- Я начал интересоваться политикой с 13 лет. В школе снижали оценку, если кто-нибудь использовал сокращение "ГДР" вместо "Дойчланд".  Специально все делалось для того, чтобы армия вооружалась, а государство покупало оружие. Со всех сторон говорилось, что Советский Союз - это зло.

- И ты полетел в Москву, чтобы разрушить эту стену... Ну и как сам думаешь - это тебе удалось?

- Вполне: холодная война закончилась, Россия и Германия в очень хороших отношениях.

- А еще раз на эту авантюру ты бы пошел?

- Я себя тоже постоянно об этом спрашиваю. Я стал намного старше, мои представления о жизни изменились, и я отношусь теперь ко всему иначе. Чтобы сделать нечто подобное, тебе должно быть меньше двадцати лет и ты не должен знать, что такое страх.  

- Интересно, сколько людей в мире думают, что ты сумасшедший?

- Люди называют сумасшествием поведение, которое не понимают. Когда человек совершает нечто нестандартное - лезет в горы или прыгает с моста на банджо, - многие тоже говорят, что это сумасшествие.  

- Ты гордишься тем, что сделал 25 лет назад?

- "Гордость" - не самое правильное слово. Для меня было важнее всего долететь до Москвы и донести свое послание миру. И я все-таки думаю, что победил.       

- Но послушай: у тебя была мечта летать - летать ты в итоге не можешь. Другая мечта - увидеть Москву и Горбачева. Горбачева ты так и не увидел, а в Россию не можешь получить визу. Так ты неудачник или счастливчик?

- Конечно, счастливчик - я же выжил! Вернувшись из России, я понял: все происходит так, как предписано.

- Извини, если мое мнение тебя обидит, но я никак не могу понять, кто ты? На сума-сшедшего вроде бы не похож, на суперагента натовских спецслужб, осуществившего секретную операцию,тоже... Почему ты все время пытаешься плыть против течения?

- Потому что я во всем ищу   потайной смысл. Мы живем в выдуманном мире и думаем, что все в нем устроено так, как мы видим. Но существует кое-что еще, что этот мир движет. Именно это я и ищу. И пытаюсь понять, что нас ждет после смерти.

- И что же?

- Я сам до сих пор ищу ответы. Вернее сказать: ищу Бога.

- А во время своего полета ты его, кстати, не встречал?

- Нет, но постоянно ощущал его присутствие. Я чувствовал, что делаю то, что Бог поддерживает.

Возразить ему было нечего. Было слышно, как за стеклом самолетика с шумной завистью вздохнул наш режиссер-оператор... 

Вместо послесловия

Дарим Матиасу сувенирную пилотку со значками российских ВВС. 

- Шапка! - обрадовался он, вспомнив русское слово. - В следующий раз я приеду в Москву в этой "шапка"!

- Опять пилотом? - язвительно уточняю я.

- Нет, пассажиром, - отвечает он, смеясь.

Ну слава богу, успокоил. Впрочем, к концу нашего разговора никакой иронии по отношению к этому человеку не осталось.

Я думала, что лечу в Гамбург посмотреть на неудачника, который в свои 44 года зарабатывает тем, что дает интервью, и напишу материал о том, как человек бездарно растранжирил свою жизнь, имея в запасе такой блестящий старт.

Медицинский диагноз мое образование ставить не позволяет, но вот человеческий - вполне. Так вот: передо мной  сидел человек счастливый. 

Многие думают, что счастье - это мечта, и потому бегут за ней всю жизнь. Ну а он, получается, догнал ее еще в 19 лет и поэтому больше никуда не спешит. 

Фото автора и из личного архива Матиаса Руста.