Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Смертельно опасно: лжетренинг!

Смертельно опасно: лжетренинг!
Фото: Алина сделала этот снимок, а вскоре покончила с собой на этом самом месте...

Девушка на фото - не профессиональная модель, хотя этот снимок вполне мог украсить собой какой-нибудь гламурный журнал. 18-летняя Алина Шамсутдинова снялась в этом образе в заброшенном здании в Новоалександровке (село неподалеку от Уфы). Друзья восхищались - красавица! А через год в этом же доме Алина повесилась.

Мама погибшей девушки Альбина вспоминает: неладное началось в феврале.

- Алина у меня умница была - окончила школу с золотой медалью, блестяще сдала ЕГЭ, поступила в авиационный университет. Всегда была послушной, если задерживалась - предупреждала. И вдруг пропала - ни звонка, ни  SMS...

Альбина все глаза выплакала. Подняли на ноги полицию, город завесили объявлениями о розыске. А девушка вернулась через десять дней, как ни в чем не бывало. Сказала, что ездила в Самару. Так захотелось.

- А вообще-то я в Питер хотела, и там под поезд броситься! - огорошила мать путешественница. - Чтобы точно никто не нашел!

Услышав такое, Альбина тут же записала дочь к психологу. Но сама мучить расспросами не стала: вернулась живая - и слава богу!

Алина пару раз сходила к врачу - и забросила. Повеселела, и матери казалось - все вернулось на круги своя. А в какой-то момент дочь записалась на какие-то психологические тренинги: сама нашла объявление. Длились они четыре дня, с 11 утра до 11 вечера. Стоили недешево - 11 500 рублей (около 2900 грн.).

- Когда дочка поступила в вуз, я перечислила ей на карточку 30 тысяч рублей ($1 тыс.): своего рода капитал для входа во взрослую жизнь. Часть она потратила на тренинг - я не препятствовала, это ее деньги, пусть распоряжается как хочет. Кто же мог подумать, что все так закончится...

После тренингов Алину было не узнать. Приезжала домой измотанная, молчаливая. Подолгу лежала на кровати и смотрела в одну точку.

Дальше - хуже. Заявила, что бросит учебу, - мол, никому диплом в наше время не нужен... Стала жаловаться на память - мол, иду и забываю куда.

А через месяц Алину нашли мертвой.

- До Новоалександровки из центра города ехать примерно час - за это время ведь можно передумать десять раз и поехать домой... Такое ощущение, будто ей задали программу, и она вела себя, как зомби! Да и столько целей у нее было, она так радовалась жизни! - плачет мать.

Пытаясь понять, что же толкнуло ее дочь на такой страшный шаг, она разыскала договор с той самой фирмой, что проводила тренинги.

- Меня сразу насторожили условия этого договора: во время занятий надо молчать; пересказывать кому-то, о чем говорилось на занятии, запрещено. А по окончании тренинга нужно привести с собой еще двоих человек. Но это ведь тренинг, а не финансовая пирамида! Может, там просто выкачивали деньги, туманя людям мозги?! 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Ловушка для мозга

Как нам заявили следователи, доказательств, что причиной смерти Алины стало именно посещение тренингов, нет и, наверное, быть не может. Поэтому нет и оснований для возбуждения уголовного дела. Тогда вопрос, мог ли тренинг стать толчком к самоубийству, мы задали психологу Евгении КРАШЕНИННИКОВОЙ - той самой, к которой Алину записала мать. Вот что сказала специалист:

- Девочка рассказывала мне, что на тренингах постоянно повторяли абсурдные фразы вроде "Я знаю, что я ничего не знаю", "Я могу не узнавать людей", "Учиться ничему не надо". Никакой смысловой нагрузки они не несут. Человек обязательно попытается их логически осмыслить, но все равно не сможет - мозг запутывается в этой ловушке и перестает критически осмысливать происходящее. Такие фразы воздействуют на бессознательное человека, и, если их слушать целую неделю, это может деструктивно повлиять на психику. Для психологических тренингов есть свои правила: в группе не должно быть больше 10 - 12 человек, и никак не сто! Прием "зеркала" никакого терапевтического эффекта не имеет, проблемы должен решать специалист, а не случайный знакомый. Я уверена, что на тренингах применялись гипнотические приемы, было и нейролингвистическое программирование. Не случайно стоимость занятий с каждым разом увеличивалась - из людей просто вытягивали деньги. Так что если у вас вдруг возникли проблемы - решать их надо только с психологом, а не в группе тренинга: слишком велик риск нарваться на шарлатанов. 

ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ 

"Вы хотите спать? Это хорошо..." 

К концу первого занятия наша журналистка была без сил.

Корреспондент "КП" отправилась на тот же тренинг, что и Алина.

Найти дверь в тренинговый центр оказалось посложнее, чем Алисе выбраться из Зазеркалья. Здание угрюмо держало оборону - никаких знаков, указывающих на то, что здесь тренинги, не было. И вдруг - словно портал в другую реальность - неприметная зеркальная дверь. Ну неужели нельзя было вывеску повесить? Позже специалисты объяснили мне, что так создается иллюзия сакральности, причастности к чему-то дефицитному.

Девушка-менеджер расплылась в ласковой улыбке.

- Ой, как здорово, что вы к нам пришли! - кружила она вокруг меня. - Какое у вас платье красивое!

Мне почему-то стало не по себе.

Комментирует психолог 

Эмиль Газизов:

- Часто на такие занятия приходят люди, у которых не все в порядке с самооценкой, так что подобные похвалы с порога могут быть просто психологическим крючком, на который менеджеры ловят клиента. Человек начинает чувствовать себя нужным кому-то, и ему хорошо. А значит, он придет сюда еще раз.

На стенах кабинета - разноцветные плакаты с наив-ными надписями: "Я тебя люблю!", "Все будет хорошо!". Воздушные шары создавали настроение детского утренника.

В анкете прописаны правила: не разговаривать, не жевать жвачку, не рассказывать никому о том, что я узнаю на тренинге, выключать мобильный телефон, после занятий сдать бейджик... До начала тренингов нужно просмотреть фильм "Заплати другому", призванный "настроить нас на нужную волну". Смысл фильма в том, чтобы в ответ на добрый поступок помочь еще трем людям. Вроде бы ничего такого. Правда, в конце фильма главный герой - семиклассник - умирает. По фильму нужно написать сочинение и с ним прийти на занятие.

В девять утра у здания уже стояла огромная толпа - молодежь, мамы с дочками, бабушки и дедушки. Занятие стоило 1500 рублей ($50), умножаю на сто человек, общий доход организаторов - 150 тысяч ($5 тыс.). Неплохо. Я выяснила, что такой "базовый" тренинг проходит раз в месяц, длится четыре дня. Пройдя его, можно попасть на следующий этап - "трансформационный". Его-то и проходила Алина, она заплатила за пять дней еще 11 500. В общем, бизнес неплохой. Чему же тут такому учат?

Около 10 утра мы толпою ввалились в помещение: шторы на окнах плотно задернуты, играла медитативная музыка, душно. Помощники тренера с нарастающей громкостью выкрикивали под музыку одну и ту же фразу:

- Оставьте сумки, занимайте первые места!

Это длилось минут десять. Сначала показалось забавным, потом начало раздражать, но в итоге я расслабилась и почувствовала, что мозг больше не хочет контролировать происходящее. Стало хорошо. Я уселась поудобнее и приготовилась слушать.

Комментирует психолог 

Эмиль Газизов:

- Таким образом вас с порога старались поскорее вовлечь в процесс тренинга и создать искусственную конкуренцию за право занять места в первых рядах. Возможно, вводили в состояние транса: ведь известно, что повторяющиеся действия отключают мозг.

Появилась тренер: уверенная женщина лет сорока с высоко поднятой головой. Она рассказывала нам о том, как ей удалось перевернуть свою жизнь с помощью этого волшебного тренинга. Женщина не говорила, а пела, хотелось расслабиться и заснуть. Я оглянулась - многие заклевали носом.

- Вы хотите спать? Это хорошо, так вы будете лучше воспринимать информацию, - заявила тренер. - А теперь повернитесь к соседу и расскажите ему, какие у вас есть проблемы. Потом он должен будет также поделиться ими с вами.

Мои соседи - симпатичная Алена с хвостиком и скромная молчаливая Лиля.

- Пришла по совету маминой подруги, хочу понять, как правильно надо с мужем общаться! - говорит Алена.

- А я совсем одинока, да и комплексов куча, - вторит Лиля. - Слышала, что на второй день будет самая жесть: все будем рыдать, так что, девчонки, советую не краситься.

Помочь девочкам я, конечно, ничем не смогла. Показательно покачала головой и сказала стандартное "все будет хорошо". Потом нам дали задание - выбрать любого человека из зала: "Он станет вашим "зеркалом" в ближайшие три дня. С ним вы будете делиться переживаниями, а он с вами". Моей "половинкой" стала 30-летняя Ирина - мама и жена.

- Начальница пригнала нас сюда, сказала, что хороший тренинг, - поделилась девушка. - Ты только приходи завтра обязательно, иначе меня выгонят, я же останусь без пары!

("Что же делать? - с ужасом думала я потом, уже дома. - Как же я подведу человека, придется пойти...")

- Забудьте все, что вы знали, начнем с чистого листа, - эту фразу тренер повторяла снова и снова. Я будто куда-то провалилась: хотелось спать, было очень душно.

Каждые три часа делали перерыв. Занятия снова начинались с выкрикивания фразы про сумки. Дальше шла полнейшая белиберда про новое сознание и отречение от всего, что мы знали раньше. По сути, эта мысль повторялась много раз подряд в разных вариациях.

Ближе к вечеру я была словно выжатый лимон. Хотелось скорее лечь спать. Правда, уснуть еще долго не получалось: в голове крутились разные мысли.

В итоге на остальные дни тренинга я идти не рискнула - побоялась за психику...

Фото из архива семьи Алины и Милы КИЯН ("КП" - Уфа").