Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жуков едет на войну

Жуков едет на войну
Фото: Любимые средства передвижения Жукова. Вездеход ГАЗ-61 - 85 лошадиных сил.

Жукову приходилось много ездить и летать. Это были не просто путешествия. Маршал ездил воевать. Работа такая…

Как Георгий Константинович передвигался в военные годы, рассказывал его личный шофер Александр Бучин.

Профессиональный мотогонщик Бучин попал к Жукову в начале войны и проехал с ним 170 тысяч километров. А в 1947 году, когда маршал был в опале и служил в Одессе, Бучина отозвали в Москву. Там он возобновил спортивную карьеру, став одним из лучших гонщиков страны. А в апреле 1950 года Бучина арестовали и осудили на 5 лет по 58-й статье ("контрреволюция"). Освободившись, работал шофером. После отставки Жукова водитель еще полтора десятилетия общался с опальным министром обороны. Александр Николаевич Бучин дожил до девяноста с лишним лет и умер два года назад.

На хвосте у командующего

В обычных условиях июня - июля 1941 года кортеж Жукова был скромным: открытый "Паккард", раньше обслуживавший маршала Тимошенко, и "эмка" (ГАЗ-М1) с охраной. Да и разъезды были не особенно большими: квартира - Генштаб, дача - Кремль.

В августе 1941 года, когда Жуков начал чаще выезжать на фронт, его основной машиной стал вездеход ГАЗ-61, сделанный на базе "эмки". Машина была не цельнометаллическая, а с брезентовым тентом. Для лета и ранней осени это было еще нормально, а вот зимой будущему маршалу приходилось ездить в тулупе и валенках. "Эмку" сопровождения к ноябрю сменил американский "Бьюик". Огневую мощь охраны было решено усилить за счет противотанкового ружья, ствол которого, заткнутый тряпкой, торчал из окна машины.

Жуков сам никогда не пытался водить автомобиль и не интересовался вождением. Когда нужно было ускориться, он просто давил своей ногой на ногу водителя, стоявшую на педали газа, а если нужно ехать помедленнее, давал резкий приказ: "Короче!" В войну времени в автомобилях Жуков проводил много, по некоторым подсчетам, чистых 2 - 3 месяца в году, в основном на бездорожье.

В 1942 - 1945 годах основу жуковского кортежа составляли иномарки. Сначала появился полноприводный "Хорьх" (прообраз нынешних "Ауди") из гаража германского посольства в Москве, потом в 1943 году по ленд-лизу были поставлены новые "Кадиллак", "Бьюик" и "Виллис". После гибели генерала армии Николая Ватутина, попавшего в засаду бандеровцев на Западной Украине, машину маршала стал сопровождать американский бронетранспортер. Он, правда, несколько сдерживал мобильность кортежа, что раздражало Жукова, но обладал серьезной боевой мощью. А основной машиной 1944 - 1947 годов у маршала стал бронированный "Мерседес", захваченный во время освобождения  Болгарии и ранее принадлежавший германскому военному атташе. На нем он ездил и во время ­войны, и после, в Одессе. Лишь на Потсдамской конференции Жуков на время пересел на "союзнический" "Паккард". Эту машину позже "приватизировал" сын Сталина Василий, любитель новых иномарок.

Но наш бронепоезд...

Георгий Жуков во время ­войны занимал разные посты: начальника Генштаба, командующего фронтами, представителя Ставки, заместителя Верховного главнокомандующего. И передвигался, естественно, не только на автомобилях. В его распоряжении были и отдельные вагоны, и сборные поезда, и самолеты. Но до 1943 года личного поезда у военачальника не было. В январе Жукову, первому за время войны, было присвоено маршальское звание. Естественно, и обеспечение его передвижения вышло на новый уровень. Вот как Бучин вспоминал, как в марте 1943-го впервые увидел маршальский бронепоезд:

- Жуков вышел, сел в машину. Коротко сказал: "На фронт!" Велели ехать на правительственную железнодорожную базу, расположенную за Ленинградским вокзалом на Каланчевке. Там стояли поезда Сталина, Молотова и некоторых других членов Политбюро. Я уже знал дорогу туда, но впервые нас ждал не обычный, наскоро собранный состав, а спецпоезд, камуфлированный по сезону.

Спецпоезд был сформирован так, чтобы служить подвижной штаб-квартирой заместителя Верховного Главнокомандующего. Бронированный салон-вагон маршала, вагоны охраны, связи и наш, водительский, вагон-гараж на две машины. Спереди и сзади состава из пяти вагонов - бронеплощадки с зенитками. На каждой - по 37-мм орудию и счетверенной пулеметной установке.

Когда Александру Бучину задали вопрос, где ездила спутница и по совместительству личный фельдшер Жукова Лидия Захарова, он дипломатично ответил, что передвигалась вместе с охраной. В поезде, однако, жила в одном вагоне с маршалом. Впрочем, Жуков и сам этого не отрицал…

Самолет "Дуглас" С-47 - 2400 лошадиных сил.

Крылья Родины

Если было необходимо добраться куда-либо более оперативно либо перебраться через линию фронта (как в блокадный Ленинград), Жуков пользовался самолетами. Сначала это был военно-транспортный Ли-2. Александр Бучин рассказывал:

- В основном он отсыпался в полетах. Вылетал и прилетал заместитель Верховного Главнокомандующего без всякой помпы, провожающих и встречающих. Жуков с офицерами, не мешкая, поднимался по лесенке в Ли-2, и тут же военно-транспортный самолет взлетал - моторы прогревали заранее. В воздухе происходило построение: Ли-2 окружали сзади, спереди и выше пары истребителей, и кортеж направлялся к югу. Постепенно картина начала меняться. Жуков нередко улетал и прилетал без сопровождающих истребителей.

В 1943 году основным самолетом Жукова стал американский "Дуглас" С-47 - лучший транспортный самолет в мире тех лет. На таком же Сталин совершил свой единственный полет в Тегеран и обратно.

"Паккард 180" - 140 лошадиных сил.

Но все-таки самым любимым транспортным средством маршала были лошади. Он, профессиональный кавалерист, не мог отказать себе при случае проехаться верхом. Верхом он принимал и Парад Победы. А уже в 1957 году Никита Хрущев обвинял его в том, что маршал требовал поставить ему прижизненный памятник - конную статую в Георгиевском зале Кремля. Конный памятник маршалу Победы все же поставили, правда, рядом с Кремлем и через 20 лет после смерти…

При работе над материалом использована книга Александра Бучина "170 000 километров с Г. К. Жуковым", материал из официального издания ФСО РФ "Кремль-9" "По пути с маршалом Жуковым", рабочие записи бесед с Александром Бучиным.

Боевой конь - 1 лошадиная сила. Фото: zhukov-marshal.narod.ru