Жукову приходилось много ездить и летать. Это были не просто путешествия. Маршал ездил воевать. Работа такая…
Как Георгий Константинович передвигался в военные годы, рассказывал его личный шофер Александр Бучин.
Профессиональный мотогонщик Бучин попал к Жукову в начале войны и проехал с ним 170 тысяч километров. А в 1947 году, когда маршал был в опале и служил в Одессе, Бучина отозвали в Москву. Там он возобновил спортивную карьеру, став одним из лучших гонщиков страны. А в апреле 1950 года Бучина арестовали и осудили на 5 лет по 58-й статье ("контрреволюция"). Освободившись, работал шофером. После отставки Жукова водитель еще полтора десятилетия общался с опальным министром обороны. Александр Николаевич Бучин дожил до девяноста с лишним лет и умер два года назад.
На хвосте у командующего
В обычных условиях июня - июля 1941 года кортеж Жукова был скромным: открытый "Паккард", раньше обслуживавший маршала Тимошенко, и "эмка" (ГАЗ-М1) с охраной. Да и разъезды были не особенно большими: квартира - Генштаб, дача - Кремль.
В августе 1941 года, когда Жуков начал чаще выезжать на фронт, его основной машиной стал вездеход ГАЗ-61, сделанный на базе "эмки". Машина была не цельнометаллическая, а с брезентовым тентом. Для лета и ранней осени это было еще нормально, а вот зимой будущему маршалу приходилось ездить в тулупе и валенках. "Эмку" сопровождения к ноябрю сменил американский "Бьюик". Огневую мощь охраны было решено усилить за счет противотанкового ружья, ствол которого, заткнутый тряпкой, торчал из окна машины.
Жуков сам никогда не пытался водить автомобиль и не интересовался вождением. Когда нужно было ускориться, он просто давил своей ногой на ногу водителя, стоявшую на педали газа, а если нужно ехать помедленнее, давал резкий приказ: "Короче!" В войну времени в автомобилях Жуков проводил много, по некоторым подсчетам, чистых 2 - 3 месяца в году, в основном на бездорожье.
В 1942 - 1945 годах основу жуковского кортежа составляли иномарки. Сначала появился полноприводный "Хорьх" (прообраз нынешних "Ауди") из гаража германского посольства в Москве, потом в 1943 году по ленд-лизу были поставлены новые "Кадиллак", "Бьюик" и "Виллис". После гибели генерала армии Николая Ватутина, попавшего в засаду бандеровцев на Западной Украине, машину маршала стал сопровождать американский бронетранспортер. Он, правда, несколько сдерживал мобильность кортежа, что раздражало Жукова, но обладал серьезной боевой мощью. А основной машиной 1944 - 1947 годов у маршала стал бронированный "Мерседес", захваченный во время освобождения Болгарии и ранее принадлежавший германскому военному атташе. На нем он ездил и во время войны, и после, в Одессе. Лишь на Потсдамской конференции Жуков на время пересел на "союзнический" "Паккард". Эту машину позже "приватизировал" сын Сталина Василий, любитель новых иномарок.
Но наш бронепоезд...
Георгий Жуков во время войны занимал разные посты: начальника Генштаба, командующего фронтами, представителя Ставки, заместителя Верховного главнокомандующего. И передвигался, естественно, не только на автомобилях. В его распоряжении были и отдельные вагоны, и сборные поезда, и самолеты. Но до 1943 года личного поезда у военачальника не было. В январе Жукову, первому за время войны, было присвоено маршальское звание. Естественно, и обеспечение его передвижения вышло на новый уровень. Вот как Бучин вспоминал, как в марте 1943-го впервые увидел маршальский бронепоезд:
- Жуков вышел, сел в машину. Коротко сказал: "На фронт!" Велели ехать на правительственную железнодорожную базу, расположенную за Ленинградским вокзалом на Каланчевке. Там стояли поезда Сталина, Молотова и некоторых других членов Политбюро. Я уже знал дорогу туда, но впервые нас ждал не обычный, наскоро собранный состав, а спецпоезд, камуфлированный по сезону.
Спецпоезд был сформирован так, чтобы служить подвижной штаб-квартирой заместителя Верховного Главнокомандующего. Бронированный салон-вагон маршала, вагоны охраны, связи и наш, водительский, вагон-гараж на две машины. Спереди и сзади состава из пяти вагонов - бронеплощадки с зенитками. На каждой - по 37-мм орудию и счетверенной пулеметной установке.
Когда Александру Бучину задали вопрос, где ездила спутница и по совместительству личный фельдшер Жукова Лидия Захарова, он дипломатично ответил, что передвигалась вместе с охраной. В поезде, однако, жила в одном вагоне с маршалом. Впрочем, Жуков и сам этого не отрицал…
|
Крылья Родины
Если было необходимо добраться куда-либо более оперативно либо перебраться через линию фронта (как в блокадный Ленинград), Жуков пользовался самолетами. Сначала это был военно-транспортный Ли-2. Александр Бучин рассказывал:
- В основном он отсыпался в полетах. Вылетал и прилетал заместитель Верховного Главнокомандующего без всякой помпы, провожающих и встречающих. Жуков с офицерами, не мешкая, поднимался по лесенке в Ли-2, и тут же военно-транспортный самолет взлетал - моторы прогревали заранее. В воздухе происходило построение: Ли-2 окружали сзади, спереди и выше пары истребителей, и кортеж направлялся к югу. Постепенно картина начала меняться. Жуков нередко улетал и прилетал без сопровождающих истребителей.
В 1943 году основным самолетом Жукова стал американский "Дуглас" С-47 - лучший транспортный самолет в мире тех лет. На таком же Сталин совершил свой единственный полет в Тегеран и обратно.
|
Но все-таки самым любимым транспортным средством маршала были лошади. Он, профессиональный кавалерист, не мог отказать себе при случае проехаться верхом. Верхом он принимал и Парад Победы. А уже в 1957 году Никита Хрущев обвинял его в том, что маршал требовал поставить ему прижизненный памятник - конную статую в Георгиевском зале Кремля. Конный памятник маршалу Победы все же поставили, правда, рядом с Кремлем и через 20 лет после смерти…
При работе над материалом использована книга Александра Бучина "170 000 километров с Г. К. Жуковым", материал из официального издания ФСО РФ "Кремль-9" "По пути с маршалом Жуковым", рабочие записи бесед с Александром Бучиным.
|