Алексей БОГОМОЛОВ (11 мая 2012)
Жуков едет на войну

Жуков едет на войну [ФОТО]

Комментарии: 4
Любимые средства передвижения Жукова. Вездеход ГАЗ-61 - 85 лошадиных сил.

Жукову приходилось много ездить и летать. Это были не просто путешествия. Маршал ездил воевать. Работа такая…

Как Георгий Константинович передвигался в военные годы, рассказывал его личный шофер Александр Бучин.

Профессиональный мотогонщик Бучин попал к Жукову в начале войны и проехал с ним 170 тысяч километров. А в 1947 году, когда маршал был в опале и служил в Одессе, Бучина отозвали в Москву. Там он возобновил спортивную карьеру, став одним из лучших гонщиков страны. А в апреле 1950 года Бучина арестовали и осудили на 5 лет по 58-й статье ("контрреволюция"). Освободившись, работал шофером. После отставки Жукова водитель еще полтора десятилетия общался с опальным министром обороны. Александр Николаевич Бучин дожил до девяноста с лишним лет и умер два года назад.

На хвосте у командующего

В обычных условиях июня - июля 1941 года кортеж Жукова был скромным: открытый "Паккард", раньше обслуживавший маршала Тимошенко, и "эмка" (ГАЗ-М1) с охраной. Да и разъезды были не особенно большими: квартира - Генштаб, дача - Кремль.

В августе 1941 года, когда Жуков начал чаще выезжать на фронт, его основной машиной стал вездеход ГАЗ-61, сделанный на базе "эмки". Машина была не цельнометаллическая, а с брезентовым тентом. Для лета и ранней осени это было еще нормально, а вот зимой будущему маршалу приходилось ездить в тулупе и валенках. "Эмку" сопровождения к ноябрю сменил американский "Бьюик". Огневую мощь охраны было решено усилить за счет противотанкового ружья, ствол которого, заткнутый тряпкой, торчал из окна машины.

Жуков сам никогда не пытался водить автомобиль и не интересовался вождением. Когда нужно было ускориться, он просто давил своей ногой на ногу водителя, стоявшую на педали газа, а если нужно ехать помедленнее, давал резкий приказ: "Короче!" В войну времени в автомобилях Жуков проводил много, по некоторым подсчетам, чистых 2 - 3 месяца в году, в основном на бездорожье.

В 1942 - 1945 годах основу жуковского кортежа составляли иномарки. Сначала появился полноприводный "Хорьх" (прообраз нынешних "Ауди") из гаража германского посольства в Москве, потом в 1943 году по ленд-лизу были поставлены новые "Кадиллак", "Бьюик" и "Виллис". После гибели генерала армии Николая Ватутина, попавшего в засаду бандеровцев на Западной Украине, машину маршала стал сопровождать американский бронетранспортер. Он, правда, несколько сдерживал мобильность кортежа, что раздражало Жукова, но обладал серьезной боевой мощью. А основной машиной 1944 - 1947 годов у маршала стал бронированный "Мерседес", захваченный во время освобождения  Болгарии и ранее принадлежавший германскому военному атташе. На нем он ездил и во время ­войны, и после, в Одессе. Лишь на Потсдамской конференции Жуков на время пересел на "союзнический" "Паккард". Эту машину позже "приватизировал" сын Сталина Василий, любитель новых иномарок.

Но наш бронепоезд...

Георгий Жуков во время ­войны занимал разные посты: начальника Генштаба, командующего фронтами, представителя Ставки, заместителя Верховного главнокомандующего. И передвигался, естественно, не только на автомобилях. В его распоряжении были и отдельные вагоны, и сборные поезда, и самолеты. Но до 1943 года личного поезда у военачальника не было. В январе Жукову, первому за время войны, было присвоено маршальское звание. Естественно, и обеспечение его передвижения вышло на новый уровень. Вот как Бучин вспоминал, как в марте 1943-го впервые увидел маршальский бронепоезд:

- Жуков вышел, сел в машину. Коротко сказал: "На фронт!" Велели ехать на правительственную железнодорожную базу, расположенную за Ленинградским вокзалом на Каланчевке. Там стояли поезда Сталина, Молотова и некоторых других членов Политбюро. Я уже знал дорогу туда, но впервые нас ждал не обычный, наскоро собранный состав, а спецпоезд, камуфлированный по сезону.

Спецпоезд был сформирован так, чтобы служить подвижной штаб-квартирой заместителя Верховного Главнокомандующего. Бронированный салон-вагон маршала, вагоны охраны, связи и наш, водительский, вагон-гараж на две машины. Спереди и сзади состава из пяти вагонов - бронеплощадки с зенитками. На каждой - по 37-мм орудию и счетверенной пулеметной установке.

Когда Александру Бучину задали вопрос, где ездила спутница и по совместительству личный фельдшер Жукова Лидия Захарова, он дипломатично ответил, что передвигалась вместе с охраной. В поезде, однако, жила в одном вагоне с маршалом. Впрочем, Жуков и сам этого не отрицал…

Самолет "Дуглас" С-47 - 2400 лошадиных сил.

Крылья Родины

Если было необходимо добраться куда-либо более оперативно либо перебраться через линию фронта (как в блокадный Ленинград), Жуков пользовался самолетами. Сначала это был военно-транспортный Ли-2. Александр Бучин рассказывал:

- В основном он отсыпался в полетах. Вылетал и прилетал заместитель Верховного Главнокомандующего без всякой помпы, провожающих и встречающих. Жуков с офицерами, не мешкая, поднимался по лесенке в Ли-2, и тут же военно-транспортный самолет взлетал - моторы прогревали заранее. В воздухе происходило построение: Ли-2 окружали сзади, спереди и выше пары истребителей, и кортеж направлялся к югу. Постепенно картина начала меняться. Жуков нередко улетал и прилетал без сопровождающих истребителей.

В 1943 году основным самолетом Жукова стал американский "Дуглас" С-47 - лучший транспортный самолет в мире тех лет. На таком же Сталин совершил свой единственный полет в Тегеран и обратно.

"Паккард 180" - 140 лошадиных сил.

Но все-таки самым любимым транспортным средством маршала были лошади. Он, профессиональный кавалерист, не мог отказать себе при случае проехаться верхом. Верхом он принимал и Парад Победы. А уже в 1957 году Никита Хрущев обвинял его в том, что маршал требовал поставить ему прижизненный памятник - конную статую в Георгиевском зале Кремля. Конный памятник маршалу Победы все же поставили, правда, рядом с Кремлем и через 20 лет после смерти…

При работе над материалом использована книга Александра Бучина "170 000 километров с Г. К. Жуковым", материал из официального издания ФСО РФ "Кремль-9" "По пути с маршалом Жуковым", рабочие записи бесед с Александром Бучиным.

Боевой конь - 1 лошадиная сила. Фото: zhukov-marshal.narod.ru

 

Политика

Война спецслужб по-украински - зачем СБУ вскрыла компромат на  разведчика  Семочко
Война спецслужб по-украински - зачем СБУ вскрыла компромат на "разведчика" Семочко 87

История с замглавы Службы внешней разведки (СВР), помимо его миллионов и российского гражданства его родственников, может иметь и второе дно.

Декоммунизация по-польски – в Варшаве снесли последний памятник советским солдатам
Декоммунизация по-польски – в Варшаве снесли последний памятник советским солдатам [фото] 248

Монумент благодарности воинам Красной армии, освобождавшим польскую столицу от нацистов, простоял в парке Скаришевского почти 50 лет.

Гройсман просит денег у инвесторов, уверяя: модернизировали, модернизируем и будем модернизировать!
Гройсман просит денег у инвесторов, уверяя: модернизировали, модернизируем и будем модернизировать! 219 1

Украинскому премьеру очень хочется увидеть реальные инвестиции, но ничего конкретного потенциальным "вкладчикам" на экономическом форуме он так и не предложил.

Экономика

В Ukrlandfarming Бахматюка рассказали, как решают проблему нехватки кадров из-за трудовой миграции
В Ukrlandfarming Бахматюка рассказали, как решают проблему нехватки кадров из-за трудовой миграции 71

Аграрный сектор страны страдает от нехватки работников из-за быстрого роста агробизнеса и трудовой миграции за рубеж.

Рада одобрила госбюджет-2019 в первом чтении
Рада одобрила госбюджет-2019 в первом чтении 140

Проект госбюджета-2019 рассчитали по курсу 29,4 гривны за доллар.

Бюджет Украины будут планировать на три года вперед
Бюджет Украины будут планировать на три года вперед 117

Верховная рада приняла в первом чтении среднесрочное планирование бюджета.

Общество

Факт. Изменения в ротовой полости после 50-ти: как к этому подготовиться?
Факт. Изменения в ротовой полости после 50-ти: как к этому подготовиться? 28

Здоровье ротовой полости после 50-ти: какие ждут изменения и как к ним подготовиться.

Наполовину воин, наполовину крест – музей Днепра пополнился 102-й каменной бабой
Наполовину воин, наполовину крест – музей Днепра пополнился 102-й каменной бабой [фото, видео] 46

Чтобы доставить уникальное изваяние в компанию других баб, археологи объявили сбор средств в соцсетях.

Певица Cardi B появилась на шоу в костюме украинского дизайнера
Певица Cardi B появилась на шоу в костюме украинского дизайнера 52

Певица выбрала наряд от Валерии Ковальской.

Светская хроника и ТВ

Николь Кидман обезобразилась для новой роли: кто еще из звезд шел на такое
Николь Кидман обезобразилась для новой роли: кто еще из звезд шел на такое [фото, видео] 65

Вышел официальный трейлер триллера "Время возмездия".

Победительница  Голос. Дiти  Данэлия Тулешова:  После украинского шоу решилась на Евровидение
Победительница "Голос. Дiти" Данэлия Тулешова: "После украинского шоу решилась на Евровидение" [фото, видео] 137

Юная певица рассказала о жизни после победы в популярном вокальном проекте.

Беременную Меган Маркл напугала игрушечная машинка [видео]
Беременную Меган Маркл напугала игрушечная машинка [видео] 616

Случай произошел во время встречи с талантливой молодежью в Мельбурне.

Спорт

Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА
Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА 201

Известный украинский футбольный функционер Григорий Суркис в данный момент является вице-президентом УЕФА, и его полномочия в этой организации истекают в 2019 году.

Украинских игроков команды  Карпаталья  навсегда дисквалифицировали
Украинских игроков команды "Карпаталья" навсегда дисквалифицировали 720 2

Спортсмены приняли участие в так называемом чемпионате непризнанных государств - турнире ConIFA World Football Cup.

Арсен Венгер:  Я отдохнул и готов работать
Арсен Венгер: "Я отдохнул и готов работать" 234

Многолетний тренер лондонского "Арсенала" возвращается в большой футбол.