Загрузить еще

На чем будет штурмовать Вселенную следующее поколение

Именно сейчас решается принципиальный вопрос: кто станет хозяином космоса на ближайшие два десятилетия. Полвека, когда человечество тыкалось в окрестности Земли, еще до конца не понимая зачем (разве что опередить конкурента), закончились. И денег в безвоздушное пространство выброшено немало. Проект "Аполлон" с шестью удачными экспедициями на Луну обошелся американской казне в 25 млрд. долларов (в ценах 70-х годов ХХ века). А каждый старт шаттла - под 500 миллионов долларов.

Советскому Союзу стоила 2,5 млрд. рублей так и не осуществленная лунная программа (и это в те годы, когда хорошей зарплатой считались 90 рублей в месяц). Больше 16 млрд. рублей выкинули на систему "Энергия - Буран": советский шаттл слетал один только раз.

Да, и от таких проектов была отдача. Все эти фильтры, липучки и томографы, созданные для космоса и пригодившиеся на Земле… Но сейчас мы говорим о стратегии.

МКС - день позавчерашний

Стратегия же в том, что космические державы (а к России и США уже присоединились Китай, Индия, Япония и  Евросоюз) теперь очень хорошо считают деньги и придирчиво продумывают перспективы. Телекоммуникационные, навигационные и прочие спутники себя прекрасно окупают. А вот самое интересное - пилотируемая космонавтика. Куда лететь? И по карману ли это нам?

1. На чем летать? После разорительных "челночных" программ стало понятно: советская схема - когда небольшой корабль с космонавтами выносит на орбиту ракета, а затем экипаж приземляется в капсуле - гораздо выгоднее (в 7 - 8 раз по сравнению с запуском шаттла). И надежнее: на "Союзах" погибли четверо космонавтов. Шаттлы же унесли жизни 14 астронавтов.

Вывод: следующее поколение кораблей уже не будет полностью многоразовым. Ракета - корабль - спускаемый аппарат. Можно будет спускаемую капсулу отправлять на орбиту несколько раз.

2. Зачем летать? Тут и романтика - человечество всегда хотело заглянуть за край Вселенной, и расчет - космические проекты развивают технологии страны.

На сегодня громада Международной космической станции - 420 тонн (вес состава из восьми пассажирских вагонов) - по сути, позавчерашний день. Эксперименты, которые проводят на ней космонавты, выполняли еще на "Мире". Главное, что дает МКС, - это опыт сборки и длительной эксплуатации на орбите конструкции, сходной с марсианским кораблем. Опыт, который пригодится в первую очередь США.

 

Частные лавочки

Ушлые американцы поставили себе главный приоритет: Марс! И цель амбициозная, и стимул для развития технологий еще какой. Они закрыли проект Constellation - основание колонии на Луне. Они закрыли дорогущую программу шаттлов. И, оптимизировав расходы, стали готовить марсианскую экспедицию.

Они понимают: 60 миллионов долларов, которые ­НАСА платит за каждого американца, которого нашим "Союзом" забрасывают на МКС,  - выгоднее, чем гонять устаревшие челноки. А освободившиеся деньги вкладывают в новые разработки. Одновременно четыре частные компании создают новые пилотируемые системы (к новому кораблю нужна еще и новая ракета-носитель).

Почему частные? Потому что они гибче, не так зашорены при принятии технических решений. И - опять же - лучше считают деньги.

Результат: корабль Dragon частной компании SpaceX с ракетой этой же компании Falcon уже 30 апреля должен стартовать и состыковаться с МКС. Это будет первый в мире частный космолет. Основатель SpaceX Элон Маск считает, что в ближайшие пару лет его корабль будет возить на МКС сменные экипажи в два раза дешевле, чем Роскосмос.

Параллельно гранты на разработку пилотируемых кораблей от НАСА получили:

- компания Boeing, которая разрабатывает космический корабль CST-100;

- компания Sierra Nevada Corporation - на достройку челнока Dream Chaser. Первый испытательный полет должен состояться летом этого года! Кстати, его очертания очень напоминают пилотируемый корабль "Клипер", который разрабатывали в РКК "Энергия";

- компания Blue Origin - на доработку корабля New Shepard (назван в честь Алана Шепарда, первого американского космонавта). Испытания макета корабля прошли еще в 2006 году.

На четыре проекта с 2012 по 2014 год НАСА намерено потратить 1,6 млрд. долларов (стоимость трех стартов шаттлов).

Зачем американцам аж четыре корабля? Да потому, что они никогда не "кладут яйца в одну корзину".

А где же Россия?

Вот уже три года в РКК "Энергия" конструируют новый корабль. Называется все это - перспективная пилотируемая транспортная система. Рассказывать подробности о проекте сотрудникам "Энергии" строжайше запрещено - мол, чтобы конкуренты не украли наши ноу-хау.

Единственное пришествие нового отечественного кораб-ля произошло на выставке МАКС-2011 - зрителям показали макет-декорацию. Технический проект должен быть представлен только летом этого года. Первый же полет с космонавтами возможен не раньше 2018 года!

Не ясно и с ракетой-носителем "Ангара", которая должна вывести новый корабль на орбиту. Проект еще 1995 года до сих пор на стадии испытаний.

Впрочем, понятно, почему в Роскосмосе не торопятся с новой пилотируемой системой. А зачем? На век МКС (до 2020 года) "Союзов", разработанных в 60-х годах прошлого века, хватит. А дальше? Согласно недавно представленной стратегии развития отечественной космонавтики, мы собираемся повторить "подвиг" американцев 50-летней давности - прогуляться по Луне. Марсианские амбиции у нас оформлены только в виде совместной с Европейским космическим агентством автоматической станции…

P.S. В этом году китайцы собираются обживать первую собственную орбитальную станцию. А к середине следующего десятилетия хотят построить базу на Луне. Нынешний глава НАСА Чарльз Болден считает, что именно с Пекином лет через пятнадцать США будут соревноваться в космосе. Не с Россией.

 

КЛЮЧ НА СТАРТ

Слово не воробей - вылетит и...

Самые знаменитые фразы космонавтов

Первым космонавтским словом, как известно, было "Поехали!". 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин сказал его совсем негромко, но его услышала вся планета. И только через много лет выяснилось, откуда взялось это "Поехали!". Оказывается, это стандартный ответ космонавтов инженеру-методисту отряда космонавтов Марку Галлаю. Когда он запускал тренажер, то обычно спрашивал: "Ну что, поехали?.."

Всего через три недели прозвучало и второе слово. 5 мая 1961 года стартовавший с мыса Канаверал Алан Шепард сказал: "Только бы не облажаться!"

Дальше пошли пафосные домашние заготовки.

16 июня 1963 Валентина Терешкова выдала при взлете: "Эй, небо, сними шляпу!" А 20 июля 1969-го астронавт Нил Армстронг, ступая на поверхность Луны, сказал историческое: "Маленький шаг для человека, большой скачок для человечества". Тот же Армстронг считается автором и самой знаменитой благодаря Голливуду фразы: "Хьюстон, у нас проблемы". А вот это был чистый экспромт...