На чем будет штурмовать Вселенную следующее поколение Комментарии: 4

Именно сейчас решается принципиальный вопрос: кто станет хозяином космоса на ближайшие два десятилетия. Полвека, когда человечество тыкалось в окрестности Земли, еще до конца не понимая зачем (разве что опередить конкурента), закончились. И денег в безвоздушное пространство выброшено немало. Проект "Аполлон" с шестью удачными экспедициями на Луну обошелся американской казне в 25 млрд. долларов (в ценах 70-х годов ХХ века). А каждый старт шаттла - под 500 миллионов долларов.

Советскому Союзу стоила 2,5 млрд. рублей так и не осуществленная лунная программа (и это в те годы, когда хорошей зарплатой считались 90 рублей в месяц). Больше 16 млрд. рублей выкинули на систему "Энергия - Буран": советский шаттл слетал один только раз.

Да, и от таких проектов была отдача. Все эти фильтры, липучки и томографы, созданные для космоса и пригодившиеся на Земле… Но сейчас мы говорим о стратегии.

МКС - день позавчерашний

Стратегия же в том, что космические державы (а к России и США уже присоединились Китай, Индия, Япония и  Евросоюз) теперь очень хорошо считают деньги и придирчиво продумывают перспективы. Телекоммуникационные, навигационные и прочие спутники себя прекрасно окупают. А вот самое интересное - пилотируемая космонавтика. Куда лететь? И по карману ли это нам?

1. На чем летать? После разорительных "челночных" программ стало понятно: советская схема - когда небольшой корабль с космонавтами выносит на орбиту ракета, а затем экипаж приземляется в капсуле - гораздо выгоднее (в 7 - 8 раз по сравнению с запуском шаттла). И надежнее: на "Союзах" погибли четверо космонавтов. Шаттлы же унесли жизни 14 астронавтов.

Вывод: следующее поколение кораблей уже не будет полностью многоразовым. Ракета - корабль - спускаемый аппарат. Можно будет спускаемую капсулу отправлять на орбиту несколько раз.

2. Зачем летать? Тут и романтика - человечество всегда хотело заглянуть за край Вселенной, и расчет - космические проекты развивают технологии страны.

На сегодня громада Международной космической станции - 420 тонн (вес состава из восьми пассажирских вагонов) - по сути, позавчерашний день. Эксперименты, которые проводят на ней космонавты, выполняли еще на "Мире". Главное, что дает МКС, - это опыт сборки и длительной эксплуатации на орбите конструкции, сходной с марсианским кораблем. Опыт, который пригодится в первую очередь США.

 

Частные лавочки

Ушлые американцы поставили себе главный приоритет: Марс! И цель амбициозная, и стимул для развития технологий еще какой. Они закрыли проект Constellation - основание колонии на Луне. Они закрыли дорогущую программу шаттлов. И, оптимизировав расходы, стали готовить марсианскую экспедицию.

Они понимают: 60 миллионов долларов, которые ­НАСА платит за каждого американца, которого нашим "Союзом" забрасывают на МКС,  - выгоднее, чем гонять устаревшие челноки. А освободившиеся деньги вкладывают в новые разработки. Одновременно четыре частные компании создают новые пилотируемые системы (к новому кораблю нужна еще и новая ракета-носитель).

Почему частные? Потому что они гибче, не так зашорены при принятии технических решений. И - опять же - лучше считают деньги.

Результат: корабль Dragon частной компании SpaceX с ракетой этой же компании Falcon уже 30 апреля должен стартовать и состыковаться с МКС. Это будет первый в мире частный космолет. Основатель SpaceX Элон Маск считает, что в ближайшие пару лет его корабль будет возить на МКС сменные экипажи в два раза дешевле, чем Роскосмос.

Параллельно гранты на разработку пилотируемых кораблей от НАСА получили:

- компания Boeing, которая разрабатывает космический корабль CST-100;

- компания Sierra Nevada Corporation - на достройку челнока Dream Chaser. Первый испытательный полет должен состояться летом этого года! Кстати, его очертания очень напоминают пилотируемый корабль "Клипер", который разрабатывали в РКК "Энергия";

- компания Blue Origin - на доработку корабля New Shepard (назван в честь Алана Шепарда, первого американского космонавта). Испытания макета корабля прошли еще в 2006 году.

На четыре проекта с 2012 по 2014 год НАСА намерено потратить 1,6 млрд. долларов (стоимость трех стартов шаттлов).

Зачем американцам аж четыре корабля? Да потому, что они никогда не "кладут яйца в одну корзину".

А где же Россия?

Вот уже три года в РКК "Энергия" конструируют новый корабль. Называется все это - перспективная пилотируемая транспортная система. Рассказывать подробности о проекте сотрудникам "Энергии" строжайше запрещено - мол, чтобы конкуренты не украли наши ноу-хау.

Единственное пришествие нового отечественного кораб-ля произошло на выставке МАКС-2011 - зрителям показали макет-декорацию. Технический проект должен быть представлен только летом этого года. Первый же полет с космонавтами возможен не раньше 2018 года!

Не ясно и с ракетой-носителем "Ангара", которая должна вывести новый корабль на орбиту. Проект еще 1995 года до сих пор на стадии испытаний.

Впрочем, понятно, почему в Роскосмосе не торопятся с новой пилотируемой системой. А зачем? На век МКС (до 2020 года) "Союзов", разработанных в 60-х годах прошлого века, хватит. А дальше? Согласно недавно представленной стратегии развития отечественной космонавтики, мы собираемся повторить "подвиг" американцев 50-летней давности - прогуляться по Луне. Марсианские амбиции у нас оформлены только в виде совместной с Европейским космическим агентством автоматической станции…

P.S. В этом году китайцы собираются обживать первую собственную орбитальную станцию. А к середине следующего десятилетия хотят построить базу на Луне. Нынешний глава НАСА Чарльз Болден считает, что именно с Пекином лет через пятнадцать США будут соревноваться в космосе. Не с Россией.

 

КЛЮЧ НА СТАРТ

Слово не воробей - вылетит и...

Самые знаменитые фразы космонавтов

Первым космонавтским словом, как известно, было "Поехали!". 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин сказал его совсем негромко, но его услышала вся планета. И только через много лет выяснилось, откуда взялось это "Поехали!". Оказывается, это стандартный ответ космонавтов инженеру-методисту отряда космонавтов Марку Галлаю. Когда он запускал тренажер, то обычно спрашивал: "Ну что, поехали?.."

Всего через три недели прозвучало и второе слово. 5 мая 1961 года стартовавший с мыса Канаверал Алан Шепард сказал: "Только бы не облажаться!"

Дальше пошли пафосные домашние заготовки.

16 июня 1963 Валентина Терешкова выдала при взлете: "Эй, небо, сними шляпу!" А 20 июля 1969-го астронавт Нил Армстронг, ступая на поверхность Луны, сказал историческое: "Маленький шаг для человека, большой скачок для человечества". Тот же Армстронг считается автором и самой знаменитой благодаря Голливуду фразы: "Хьюстон, у нас проблемы". А вот это был чистый экспромт...

Политика

Омелян подписал:  В Москву будут ходить только медведи
Омелян подписал: "В Москву будут ходить только медведи" 23

Министр инфраструктуры заинтриговал "историческим документом".

Премьер Болгарии требует отремонтировать все мосты в стране
Премьер Болгарии требует отремонтировать все мосты в стране 5

Причиной такого решения стал обвал моста в итальянской Генуе, где погибли 39 человек.

 Одинокий предатель на службе у агрессора : лучшее из обвинения Януковичу
"Одинокий предатель на службе у агрессора": лучшее из обвинения Януковичу 125

Получасовая речь прокуроров на дебатах была богата на эмоции.

Происшествия

Депутата, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата
Депутата, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата 230

Своеобразный "импичмент" и сбор подписей инициировала в Новоукраинке "Радикальная партия", от которой Александр Мольченко баллотировался на выборах.

Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России
Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России 379

Иридий доставил борт из Стамбула, сам контейнер предназначался венгерской компании Izotop Intezet Kft.

На Львовщине в ДТП попал туристический автобус из Венгрии
На Львовщине в ДТП попал туристический автобус из Венгрии [видео] 237

Два крупногабаритных транспортных средства не разминулись на мокрой узкой дороге.

Экономика

Нацбанк предупредил об опасности работы с неофициальными поставщиками онлайн-игр
Нацбанк предупредил об опасности работы с неофициальными поставщиками онлайн-игр 108

Национальный банк Украины обратился к банкам и небанковским финансовым учреждениям с целью предупредить о рискованных финансовых операциях.

Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ
Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ 664

Ответ на этот вопрос выяснили в Центре транспортных стратегий.

В Европе жара привела к овощному кризису, а в Украине дожди спровоцировали зерновой
В Европе жара привела к овощному кризису, а в Украине дожди спровоцировали зерновой 991

Качество пшеницы серьезно пострадало из-за излишних осадков, что уже повлияло на стоимость муки. Ее цена, по мнению некоторых фермеров, может увеличиться на 40%.

Светская хроника и ТВ

 Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами , -  Мадонна отмечает юбилей
"Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами", - Мадонна отмечает юбилей

16 августа одной из самых ярких американских поп-певиц исполняется 60 лет.

Олег Винник показал, как рассекает на серфе в Доминикане
Олег Винник показал, как рассекает на серфе в Доминикане [видео] 139

Артист активно отдыхает на побережье Атлантического океана.

На  Оскар  хотят претендовать 6 украинских фильмов
На "Оскар" хотят претендовать 6 украинских фильмов [видео] 74

Среди них два фильма о событиях и героях конфликта в Донбассе, один хоррор, кино о Василие Слипаке и две драмы.

Спорт

Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков
Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков 95

Турецкий "Гулспор" провел уникальную трансферную сделку.

Михаэля Шумахера перевезут в Испанию
Михаэля Шумахера перевезут в Испанию 2285

Спортсмен продолжает восстанавливаться после тяжелейшей травмы.

Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно
Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно [видео] 893

Болельщики встретили появившееся на экранах видео смехом.