Жизнь на Земле была бы не возможна, если бы из Солнечной системы не исчезла гигантская планета. Именно ее исчезновение позволило планетам земной группы выстроиться в стабильную последовательность. И это в свою очередь дало шанс появиться и развиться жизни на Земле. Выходит, мы обязаны своим существованием этой планете, которая когда-то находилась в нашей системе? Ученые из Юго-Западного исследовательского института американского города Сан-Антонио уверены в этом, сообщает
В состав Солнечной системы входит 8 планет: 4 небольшие планеты земной группы и 4 гигантские внешние планеты. Исследователи провели компьютерное моделирование эволюции нашей планетной системы и пришли к выводу, что раньше гигантских планет могло быть пять.
- Динамическая нестабильность Солнечной системы, когда ей было 600 миллионов лет, оказывала влияние на орбиты гигантских планет, - объясняет руководитель исследования доктор Дэвид Несворн. - Это было причиной гравитационных взаимодействий, которые повлияли на гигантские планеты и малые тела. Одним из результатов этих процессов было образование Пояса Койпера. Некоторые тела достигли планет земной группы и столкнулись с ними. Гигантские планеты также направились к Солнцу, расчистив центральную часть планетной системы от малых тел.
Ученые предполагают, что движение гигантских планет к середине Солнечной системы могло значительно повлиять на планеты земной группы. В результате даже было возможным столкновение Земли с Марсом или Венерой. (Эту гипотезу, кстати, выдвигал ученый Иммануил Великовский в своей книге "Миры в столкновении". -С.К.) Возможно, этого не произошло благодаря тому, что орбита Юпитера быстро изменилась, а Уран или Нептун были вытеснены в дальнюю часть планетной системы.
Эта теория говорит о том, что механизм, позволивший Юпитеру вытеснить Уран и Нептун, изменил орбиту Юпитера, а небольшие планеты, находящиеся ближе к Солнцу, перестали подвергаться влиянию гигантских планет.
Однако моделирование, проведенное на основании теории, показало, что Юпитер мог вытеснить не Уран и Нептун, а еще одну гигантскую планету, причем намного дальше – за пределы Солнечной системы. Эта планета, предположительно, было сопоставима по массе с Ураном или Нептуном. Орбита Юпитера изменилась именно благодаря исчезновению пятой гигантской планеты, свидетельствует эксперимент.
Вероятность этого, говорят астрономы, достаточно велика. Недавнее обнаружение значительного количества планет в межзвездном пространстве говорит о том, что процесс "выбрасывания планет" является довольно распространенным явлением.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
О чем писал историк Великовский в книге "Миры в столкновении"?
35 веков назад Венера была кометой, вырвавшейся из недр Юпитера. Земля наверняка была бы стерта с карты звездного неба, если бы на пути кометы не встал Марс. Атмосферы двух небесных тел столкнулись. Начался чудовищный бой, и Красная планета одержала победу. Но какой ценой?
На Земле и Луне произошли мощные катастрофы, изменившие состав их атмосфер, географию и климат. Еще хуже пришлось Марсу. "Если там и была жизнь, то с тех пор ее не стало", - приходит к выводу ученый Иммануил Великовский.
Перечитывая американские рукописи, Великовский обратил внимание на то, что в них настойчиво повторялось имя планеты Венеры. Майя называли Венеру косматой, волосатой, хвостатой звездой. Это в точности совпадало с тем, как принято называть кометы. Кома на латыни значит "волосы".
От других "подвижных звезд" Венера отличалась не только размерами и яркостью. Остатки ее кометного хвоста подчас принимали причудливые формы. Афина Паллада изображалась в громоздких шлемах со множеством накладок-украшений в виде перьев. Другие ипостаси планеты Венеры (Исида, Иштар) изображались с рогами. Свою Венеру Кецалькоатля народы Месоамерики представляли в виде змея, покрытого перьями. Индейцы боялись Венеры. Стоило ей появиться на небосклоне, как в домах затворялись окна и двери, даже печные трубы: считалось, она может заразить человека дурной немочью. В то же время народы Месоамерики поклонялись Венере и вплоть до начала XIX столетия приносили ей человеческие жертвы.
Отношение к Венере у народов майя было особое, не то, что к другим планетам. На исходе 52-годичного цикла майя собирались в одном месте в ожидании светопреставления. Когда же выяснялось, что конца света не будет, майя в варварски-красочном обряде приносили человеческие жертвы и затем возвращались к повседневным делам в полной уверенности, что им отпущено еще пятьдесят два года безбедного существования. Тот же странный цикл, с разницей всего в два года был у евреев. Каждый пятидесятый год считался у них "юбилейным".
Но что могло приходить или наступать с интервалом в пятьдесят или пятьдесят два года? Комета!
Куда же она делась в последующие времена? Была выброшена из Солнечной системы? Повадками "вышибалы" славился Юпитер: при сближении с кометами он своим притяжением увеличивал их скорость, превращая кометные орбиты в гиперболические, что равнозначно удалению комет из Солнечной системы.
Страшно представить, что ждало нашу планету при столкновении с незваной гостьей. К счастью, конца света не произошло: земляне отделались лишь катаклизмами. Причиной тому стал Марс, оказавшийся на пути Венеры. Столкновение не было прямым - соприкоснулись атмосферы. Блистали молнии, летели искры. Земляне воспринимали это как битву планетных богов. От трения атмосфер рождались небольшие кометы, они летели впереди и с флангов Марса, светились, пламенели и казались воинами в блестящих доспехах. С той поры смирная планета Марс становится символом воинской доблести, ратных подвигов, грозным богом войны.
Марс заслонил собою Землю. Ему это дорого стоило: он лишился атмосферы, поверхность покрылась разломами, гигантскими вулканами. Если существовала на Марсе жизнь, на том она и пресеклась.
"Усмирение" Венеры проходило постепенно. Приемыш Солнца, перестав в прямом смысле быть кометой, еще долго кружил по вытянутой орбите, на которой его небесные пути перекрещивались с путями Земли и Марса.