15 декабря
Загрузить еще

Пью дома кофе, а врач пишет, что я у него на приеме. Чем грозят фейковые записи в Helsi

Пью дома кофе, а врач пишет, что я у него на приеме. Чем грозят фейковые записи в Helsi
Фото: kyivvlada.com.ua

Недавно подозрение по факту несанкционированных действий с обрабатываемой в автоматизированных системах информацией было вручено акушеру-гинекологу одной из клиник в Подольском районе столицы. В течение двух лет, как сообщили в столичной прокуратуре, медик внес в систему Helsi не менее 22 ложных записей о приеме пациентов. Врача регулярно «посещали» несколько женщин, даже не знавших о его существовании. Они же и обратились в правоохранительные органы.

Почему возможны махинации в электронной медицинской системе, чем они могут навредить и как действовать в случае обнаружения махинаций, выясняла журналист Коротко про.

Почему именно Helsi?

Каждая услуга, предоставляемая пациентам, должна быть отражена в ЕСОЗ – Электронной системе здравоохранения. Врачи делают там записи через МИС – медицинские информационные системы, к которым относится и Helsi. В Украине более трех десятков МИС, однако именно Helsi имеет больше пользователей, потому что признана удобной и легкой в ​​пользовании. В настоящее время в системе зарегистрировано 28 713 386 пациентов, 41 138 врачей, 2 205 клиник (преимущественно государственных ). Происходит в среднем 215 096 записей к врачам ежедневно.

Система открывает для каждого пациента личный кабинет, в котором отображается его электронная медицинская карточка. Кабинетом можно пользоваться или не пользоваться – это по желанию.

Самые массовые проникновения в кабинеты прошли в мае прошлого года, когда разгорелся громкий скандал с записями о фейковых приемах. Толчком к проверкам стало сообщение в фейсбуке бывшего пресс-секретари Киевского метрополитена Наталии Макогон, которая увидела в Helsi, что она сама и ее муж посещали врачей, к которым и не собирались ходить. Такие же записи обнаружили в своих кабинетах многочисленные пользователи соцсетей. И хотя о проблеме изредка говорили еще с 2021 года, на этот раз Минздрав не мог игнорировать общественный резонанс. Чиновники начали проверку.

Надо отдать должное, большинство подозрений оказались не фейками. Записи делали врачи разных направлений,  участвовавшие в вакцинации от коронавируса. Однако в Национальной службе признали, что 10% подозрительных приемов таки были приписками. С нарушителями обещали разобраться, наладить контроль. Однако комментарии к новости о гинекологе-ударнике свидетельствуют, что до сих пор любой может оказаться в кабинете врача, даже если находится в сотне километров от него.

«У меня хелси несколько раз писало, что ваш прием у врача закончился. Хотя я вообще туда не хожу, поэтому думаю, они все так делают»,

«Три раза водила на прием к стоматологу ребенка, а он еще 5 к нему записал. А нас и в Украине в то время не было»,

«Сижу дома, пью кофе, а на телефон приходит СМС про завершившийся прием у ларинголога», – делятся пользователи соцсетей. Украинцы, которые пользуются другими информационными системами, в частности Медкарт24, пишут, что и там есть приписки, фейковые консультации или направления на обследование, которых не было.

- Автоматизированные системы не могут самостоятельно что-либо вносить или верифицировать, они служат лишь механизмами передачи информации от пациента к врачу, и наоборот. Разве что могут случиться технические ошибки, когда система путает абсолютных тезок или происходит сбой. Медицинские записи в систему могут создавать только сами медики, – говорит адвокат Борис Мироненко.

Почему это происходит

В контексте подозрения гинекологу из Киева полиция расследует версию об умышленном завладении бюджетными средствами. Собственно, именно об этом говорили и в мае.

– Медицинские услуги, которые врач внес через информационную систему в ЕСОЗ, мониторятся и оплачиваются НСЗУ. Чем больше услуг – тем больше денег получает медучреждение и может рассчитывать на увеличенный бюджет в следующем году. По факту в накрутках заинтересовано прежде руководство заведений, - рассказала один из врачей Подольского района столицы.

По словам нашей собеседницы, врачи семейного звена в нарушениях не заинтересованы.

– Мы получаем деньги в соответствии с подписанными декларациями, а сколько раз подписант приходит на прием, нам безразлично. От количества приемов зависит заработок на вторичном звене – у «профильщиков». Но к большинству из них пациент попадает по направлению семейного врача. Грубо говоря, если вы уролог и хотите приписать себе несколько приемов, должны просить меня сделать фейковые направления. Возможно, где-то так и работает, но это риск, потому что при желании все можно отследить.

Без направления, напоминает терапевт, можно прийти к гинекологу, фтизиатру, стоматологу, поэтому именно эти меднаправления чаще всего фигурируют в скандалах с некорректными приемами.

Чем может навредить

Пострадавшим от подобных сделок называют государство, потому что именно оплачивает невыполненную врачом работу. Однако знающие люди говорят, что такая коррупция в медицине – это рисовое зернышко по сравнению с валунами. Да и сами врачи, мол, никому не вредят. Ну «вырвал» стоматолог кому-то здоровый зуб, так у «пациента» он остался…

- Любая ложная информация о человеке может ему навредить. Мы идем к тому, что все истории болезней должны быть собраны и отображаться в ЕСОЗ. И вот представьте: привезли по скорой человека без сознания, а у него кроме гипертонии записаны три визита к фтизиатру. Это уже подозрение на туберкулез, искажение предварительного диагноза, возможно, потерянное время. Да и в любом случае безосновательное вмешательство в медицинскую карту пациента является нарушением его права на неприкосновенность личной жизни. Человек пострадал, потому что его использовали в собственных интересах.

Адвокат советует быть бдительным по отношению к своему персональному кабинету в медицинской информационной системе и реагировать на подозрительные записи.

Что можно сделать

После майского скандала в НСЗУ обещали что-то оптимизировать, однако пока обманутые пациенты прежде всего должны полагаться сами на себя. А значит:

  • В личном кабинете целесообразно настроить информирование по СМС, тогда каждая запись в нем будет сразу отображаться в телефоне.
  • Если медицинской услугой не пользовались и ее не заказывали, сначала нужно попытаться связаться с врачом. Его контакты найдутся в Helsi или другой медицинской информационной системе, которой пользуетесь.
  • Только врач, сделавший запись, может обозначить в системе услугу как недействительную. В конце концов, человек мог ошибиться или готов исправиться и извиниться.
  • Если врач не идет на контакт или куда-то исчез (приписки приемов иногда делают перед увольнением), нужно написать письменную жалобу на руководство медучреждения, куда якобы состоялся визит, которого на самом деле не было.
  • Также жалобу нужно подать в НСЗУ – на «горячую линию» по номеру 16-77, или на сайте.
  • Если злоупотребления совершались регулярно, следует обратиться с заявлением в полицию.