22 ноября
Загрузить еще

"Мама, не отдавай меня в интернат…"

Фото: Андрюше - год и два месяца. Из-за болезни он пока не ходит, но медики верят, что он выздоровеет и обретет семью.

"КП" выясняла, почему социальное сиротство стало приметой нашего времени и есть ли шансы его победить. 

Без образования, работы и жилья. Именно с такими реалиями сталкиваются выпускники наших интернатов, несмотря на многообещающие украинские законы. Какими бы теплыми ни были стены интернатов и прекрасными их воспитатели, оказавшись на улице, 16-летние дети вдруг понимают, что не умеют жить, и часто оказываются на обочине. Стоит ли удивляться тому, что каждый третий воспитанник колоний для несовершеннолетних - сирота или ребенок, оставшийся в свое время без полноценной опеки и воспитания? А большинство матерей, отказавшихся от детей в роддомах, сами едва переступили пороги интернатов. Девушки и парни, не знавшие семейного тепла, от безысходности и непонимания обрекают на такие же страдания своих малышей. Как же разорвать этот порочный круг? Специалисты видят выход в реформировании системы воспитания сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.

- Ситуацию может изменить развитие превентивных услуг, - считает Андрей Гайдамашко, руководитель проектов по вопросам защиты детей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). - То есть нам нужно разработать механизмы превращения интернатной системы ухода за детьми, оставшимися без семейной поддержки, в систему, которая обеспечит их воспитание в заботливой семейной среде. Альтернативой уже существующим интернатам постепенно могут стать детские дома семейного типа, приемное родительство. Детям, которые после интернатов оказались в сложных жизненных условиях, должны помогать социальные общежития. А не допустить отказов от детей молодыми мамами смогут в консультационных пунктах при роддомах, а затем центрах социальной помощи матерям и детям.

Почему жизнь в детских домах и интернатах ломает детские души? Как из девушек, еще вчера твердо решивших бросить свое дитя в роддоме, в центрах социальной помощи делают ответственных и любящих матерей? Как возможность жить в социальном общежитии после интерната спасает их выпускников от голода и безысходности? И может ли одна женщина стать любящей мамой для девятерых чужих детей?

Ответы на эти вопросы мы искали с экспертами совместного проекта ЮНИСЕФ и ЕС "Развитие комплексных превентивных услуг для детей, лишенных родительской опеки, и детей, которые оказались в сложных жизненных условиях" на примере детского дома, интерната, центра помощи семьям и детям, социального общежития и детского дома семейного типа в Хмельницкой области. 

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "ДЕТДОМ"

Белокурый кроха Андрюша, вцепившись в руку медсестры, пытается сделать свои первые шаги. Ему всего год и два месяца, а его жизнь - уже сплошная вереница лечебных процедур.

- Почему отстает в развитии? - на этот вопрос главный врач Хмельницкого областного специализированного детского дома "Березка" Екатерина Горин отвечает стандартно, рассказывая о судьбе своих пациентов. - Алкоголь, курение, наркотики во время беременности - вот самые главные причины, по которым дети попадают к нам. К счастью, у Андрюши при правильном уходе есть все шансы вылечиться, а значит, и обрести нормальную семью. Ведь его биологические родители прав на него уже не имеют.

Главный врач Хмельницкого областного специализированного детского дома "Березка" Екатерина Горин.

Сейчас в "Березке" лечатся и воспитываются 100 малышей в возрасте от 4 месяцев до 6 лет. 85% из них - с хроническими трудноизлечимыми заболеваниями. У многих есть семьи, которые не в силах спасать больного ребенка (здесь лечат детей с тяжелыми формами ДЦП и других заболеваний). Но не меньше и тех, кто стал сиротой при живых маме и папе, которых лишили прав, пока малыш был в детдоме.

- У большинства наших детей родители совсем молодые, часто они сами выходцы из детдомов и интернатов, не знавшие родительской любви, - продолжает Екатерина Горин. - Из-за недостатка тепла они рано влюбляются, начинают половую жизнь. В результате большинство из них неожиданно для себя становятся родителями, не готовыми к переменам ни морально, ни материально. Алкоголь, курение и часто отсутствие нормальных жилищных условий только усугубляют проблему…

В 2010 году от нас ушли в семьи 57 детей. Из них только 17 вернулись в свои биологические семьи. Остальных усыновили. Но для нас это все равно хороший результат. Забрать к себе больного ребенка решаются только иностранцы. Наши усыновители требовательны и капризны. В последнее время хотят стать родителями для девочек в возрасте 1,5-2 года. И хотя я сама не раз убеждала многих, что разницы между любовью к сыну и дочке нет никакой, сохранить баланс по количеству мальчиков и девочек в детдоме не удается. Ребят все равно в два раза больше.

В этом году в "Березку" поступили 33 ребенка. В группы их распределяют по уровню умственного и физического развития. Решение принимает медицинская комиссия. Ведь часто дети, которые не могут заговорить со сверстниками, оказываются дружелюбными и открытыми с теми, кто помладше. Впрочем, для многих из здешних воспитанников сказать несколько слов в 4 года - уже подвиг. Вот только услышать каждого, уделить много внимания воспитатели, няни и медики не всегда в силах.

Валентина Бевзюк - директор Вовковинецкой общеобразовательной школы- интерната для сирот и детей, лишенных родительской опеки.

- В день на одного нашего воспитанника выделяется около 200 гривен, - говорит Екатерина Горин. - Нам активно помогают спонсоры. Благодаря ЮНИСЕФ мы обустроили реабилитационное отделение, где сможем лечить наших детей. Это сенсорная комната, массажная кровать, различные тренажеры. Наши выпускники (и те, кто уходят в семьи, и те, кто попадает в интернаты) не всегда оказываются за бортом жизни, некоторые поступают в колледжи и вузы. Но я прекрасно понимаю, что в будущем система детдомов потребует реформирования. И главная ее цель - доказать матерям, что их детей можно вылечить. Не только с помощью медикаментов и процедур, но и искренним материнским теплом. Именно поэтому мы планируем стать не столько домом для сирот и детей, изъятых из семей, а центром, где больные дети могли бы проходить реабилитацию вместе с мамами. Пока детям будут оказывать помощь медики, с их родителями смогут работать психологи. Уверена, что подобная профилактика убедила бы многих мам не оставлять своих детей сиротами.

Кстати, новшества, которые собираются внедрить в Хмельницком, уже успешно практикуются в одном из детдомов Харькова. Там мамы могут жить рядом с детьми, которые нуждаются в лечении, абсолютно бесплатно. Женщины должны сами позаботиться только о своем питании, но даже для этого в центрах обустроили мини-кухни. Всего же в Украине действуют 48 детдомов, 42 из которых - специализированные, то есть такие, где находятся дети с умственными и физическими отклонениями. И, увы, большинство их выпускников пока возвращаются не в семьи, а попадают в интернаты.

В семейных группах интерната дети под присмотром педагога учатся вместе готовить ужин.

НЕЧЕМ КОРМИТЬ РЕБЕНКА? ОТДАЙТЕ ЕГО НАМ!

Случаи, когда сотрудники интернатов "вербовали" в свои заведения детей, для чиновников, пожалуй, не новость. "У вас нечего есть, а ребенок - в обносках!" - давили на нерадивых сельских родителей педагоги. - А у нас и вкусно, и чисто, и тепло. Конфеты, подарки от спонсоров, экскурсии, медобслуживание. Разве можно желать лучшего?" Подобные методы убеждения в последние годы (особенно после 2005-го, когда в стране заговорили об активном реформировании интернатной системы воспитания) действовали на ура. Опустевшие интернаты-гиганты, построенные в СССР с расчетом на 200-300, а в некоторых случаях и на 600 детей, стали снова наполняться детьми. К счастью, заполнить их до отказа испугавшимся безработицы сотрудникам не удалось. К примеру, в общеобразовательной школе-интернате для сирот и детей, лишенных родительской опеки, в селе Вовковинцы, рассчитанной на 250 детей, живут 106 воспитанников.

- Только 22 из них - круглые сироты, - говорит директор интерната Валентина Бевзюк. - Остальные получили этот статус при живых родителях, уже когда находились у нас… То есть были социальными сиротами.

Интернат в Вовковинцах по отношению к процессу реформирования можно считать прогрессивным. Здешние преподаватели прошли обучение по разным формам опеки. То есть могут быть не только педагогами в интернате, но и приемными родителями, и воспитателями в детских домах семейного типа. В рамках реформы пять лет назад в Вовковинцах решили провести необычный эксперимент - создать группу, в которой жили бы дети из нескольких биологических семей. Помочь жить и адаптироваться в новой обстановке братьям и сестрам разного возраста взялась супружеская пара воспитателей.

- Для детей это было очень сложно, - говорит Валентина Бевзюк. - Они боялись - привыкли жить в группах по возрасту. Их жизнь была устроена по четкому режиму - подъем, уроки, работа, самоподготовка. В спальни они зачастую попадали только вечером. А ответственность несли только за себя. При этом очень часто дети, оказавшиеся у нас целыми семьями, могли увидеть своих сестер и братьев только в столовой. В итоге родственные связи слабели, и по окончании интерната самые близкие друг другу люди оказывались абсолютно чужими.

Семейные группы предполагали взаимопомощь и заботу родных. Чтобы приблизить условия жизни детей к домашним, мы сделали в спальных помещениях гостиную, столовую, прачечную. Воспитатели объясняли детям, как работает техника, как правильно сортировать белье, как нужно готовить те или иные продукты и с чем их можно соединять. В этой группе дети сами могли выбирать, когда им заниматься самоподготовкой. А старшие поневоле стали помогать и учить младших.

А в небольших уютных спальнях воспитанникам под силу выучить любой урок.

За изменениями в поведении детей наблюдала наш психолог. Не заметить агрессию, тревогу и недоверие наших воспитанников в первое время было трудно. Но уже через полгода ситуация кардинально изменилась. Младшие дети под опекой старших стали раскрываться. Между братьями и сестрами выросла привязанность - как раз то чувство, которого так не хватает интернатовским детям. С тех пор прошло достаточно времени, и я уже могу говорить о конкретных результатах. Дети, которые вышли из семейных групп, более адаптированы к жизни! К примеру, у нас была семья, из которой двое детей уже закончили интернат. Сейчас у нас учится только самый младший братик. Сначала в университет поступила его старшая сестра, позже она уговорила получить высшее образование другую. Девочки вместе живут в общежитии, за сиротские деньги купили ноутбук, они постоянно навещают брата, везут ему подарки, звонят, не забывают. И я надеюсь, что эта связь не прервется.

Благодаря местным властям теперь в нашей школе могут учиться и дети из села. Немного, 25% от общего количества учеников. Но и это тоже большой плюс. Ведь благодаря общению с семейными детьми наши воспитанники социализируются - их уже не клеймят в селе обидным словом "интернатовские", они ходят в гости к своим более благополучным друзьям и учатся жить в другой среде. Недостатка общения у наших детей нет - к нам каждые выходные приезжают в гости студенты, спонсоры, волонтеры. Со многими из них воспитанники заводят искреннюю дружбу. Но дает ли все это желаемый результат в будущем, когда дети покинут стены интерната? Увы, далеко не всегда.

У детей нет работы, жилья, имущества. Кроме того, многие из них на генетическом уровне склонны к алкоголизму. В итоге вскоре после окончания интерната скатываются на дно. Они наедине со своими проблемами. Мы и так как можем стараемся сломить их психологию - "мне все должны". Часто по этой причине интернатовские дети, привыкшие к тому, что все в этой жизни достается им из жалости, просто так, не знают реальной цены вещам… Конечно, есть успешные примеры -  когда дети поступают в вузы, тянутся изо всех сил. Но таких, увы, немного.

Выход из ситуации я вижу только в работе с биологическими родственникам. Ведь есть такие дети, у которых нет родителей, но есть дяди-тети, которые могли бы помочь ребенку встать на ноги, но для этого им тоже нужна поддержка государства. А нашим чиновникам стоило бы задуматься над тем, чтобы запустить механизм помощи таким детям по окончании интерната не только на бумаге, но и в реальной жизни. Возможно, тогда слово "интернат" не вызывало бы такого ужаса, как сейчас…

ТОЛЬКО ФАКТЫ

  • Треть детей устраивается в интернаты по причине бедности семей, треть - в результате социальных проблем, большинство воспитанников интернатов имеют одного или двух родителей, а более 10% социально и педагогически заброшенных детей - из благополучных семей.
  • 20% выпускников интернатов не могут устроиться на работу или продолжить учебу и получить профессию.
  • Только у 40% сирот и детей, лишенных родительской опеки (9-11-е классы интернатных заведений), есть собственное жилье.
  • 55% несовершеннолетних, которые находятся в воспитательных колониях, не имели полноценной опеки и воспитания, поскольку проживали в неполных семьях, как правило, бедных (каждый третий - сирота).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей ГАЙДАМАШКО, руководитель проектов по вопросам защиты детей Детского фонда ООН ЮНИСЕФ: "У нас нет концептуального видения реформы"

- У программы,  которую реализовывает ЮНИСЕФ совместно с ЕС, есть несколько элементов. Первый - это развитие нормативно-методической базы, второй - работа с конкретными детьми, которые оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах. База, которую мы разрабатывали, апробировалась в Хмельницкой области. Все благодаря тому, что здешние специалисты были благосклонны к экспериментам и новшествам.

В первую очередь мы сделали новое реабилитационное помещение в детском доме "Березка", хотели приспособить его под оказание услуг, которыми могут воспользоваться семьи с детьми, у которых особые потребности. Оказав родным такую помощь, мы можем снизить риск попадания детей в детские дома, а затем в интернаты. Это раннее вмешательство позволит сделать реабилитацию успешной. Ведь если ребенок счастлив в эмоциональном плане, медицинские процедуры будут успешнее.

- А какими вы видите трансформации интернатных учреждений? Почему этот вопрос вдруг стал насущным?

- Это проблема не сегодняшнего дня. Но, увы, трансформация интернатов продвигается очень медленно. А все потому, что у нас нет единого концептуального видения реформы. Нет стратегии. В стране только декларируют развитие семейных форм воспитания, инклюзивного образования для детей с особыми потребностями (то есть включение их в социум, а не изоляция). Но зачастую это просто слова. Почему нужно закрывать интернаты? Ответ простой. В них практически нет детей. Огромные здания, построенные в СССР, выжимают из казны солидные суммы на их содержание. Например, в 2009 году на одного воспитанника интерната государство тратило 4,4 тысячи гривен. При этом только 27% из этих денег идут непосредственно на нужды детей. Остальное - это оплата коммунальных услуг, зарплаты сотрудникам. Целесообразно ли тратить такие деньги, если после интернатов дети остаются ни с чем? Не лучше ли было бы часть этих сумм пустить на жилье для выпускников?

- Но закрыть интернаты - значит оставить детей без крыши над головой, а педагогов - без работы…

- Именно поэтому нужна стратегия. А к каждому конкретному случаю подходить обдуманно. Педагоги могут реализовать себя в социальной сфере. Посмотрите на нашу пирамиду социальных услуг. Она же перевернута. В области у  нас работают 20 соцработников, в районе  - 4-5, а на местах, в селах трудиться некому. Есть участковый врач и милиционер, но нет соцработника. А ведь именно своевременная работа с конкретными кризисными семьями - залог того, что ребенок не окажется в интернате. Но этих людей нужно обучать и мотивировать зарплатой. Что касается детей, то сейчас мы должны работать не только с последствиями, но и на предупреждение. Пожалуй, только так можно переломить ситуацию.

О том, какая альтернатива детским домам и интернатам есть в Украине, читайте в завтрашнем номере "КП".