Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Первоклашка, первоклассник, вот и кончился твой праздник!

Первоклашка, первоклассник, вот и кончился твой праздник!
Фото: - Ох, когда же эти уроки закончатся?

В первые дни было весело. Праздник, цветы, бантики нарядные. И учителя все улыбались и за ручку держали. И Сидоров с последней парты не был похож на гремлина. И мама с папой визжали от восторга при виде рисунка "Бабушка и цветы", где бабушка похожа на тыкву, а цветы - на шурупы.

Раньше всем все нравилось, и еще говорили, что в школе будет весело! А теперь все изменилось. Праздник закончился, нужно сидеть за партой очень долго. Если решишь нарисовать на парте "Бабушку и цветы", ругают. Если повернешься, потому что сзади рычит Сидоров‑гремлин, - ругают. И маме с папой теперь не нравится, видите ли, кривая палочка в тетрадке! И учительница почему‑то не улыбается больше, и вообще... Я больше не пойду в школу!!!

Картина лежащего на полу отпрыска, безапелляционно заявляющего свой отказ ходить в этот ужас, является в кошмарах многим родителям. Но если представить, что так бывает и это нормально, становится легче.

Семилетняя Варя, дочь моей подруги, вернувшись 1 сентября из школы, заявила, что это "прекрасный ужас", а потом начала аккуратно прощупывать почву: "Мам, а ведь бывает такое, что через неделю после 1 сентября люди уже совсем не хотят ходить в школу? А бывает такое, что люди и не ходят больше? А?"

Постараемся дать советы родителям таких "революционеров" вместе с психологом Владиславом Степановым.

Фото Евгении ГУСЕВОЙ. 

Почему ребенок больше не хочет идти в школу? 

1. В садике или на развивающих занятиях все было проще. Все дети были равны - и те, кто рисовал аккуратные цветочки, и те, кто изображал бабушку‑тыкву. Всех хвалили. Отвечать на вопросы можно было хором, можно было вскакивать и выкрикивать. В школе появляется система оценок, даже если как таковые оценки не ставят. Здесь хвалят, только если сделал правильно, отвечать можно, только если поднял руку. Здесь много правил, и все время возвращают к "надо".

2. Раньше ребенок чувствовал себя самым‑самым (особенно это актуально для домашних, недетсадовских детей). Ведь его одного хвалили за все, и все его поступки считали героическими, и обращались к нему персонально. А в школе он перестал быть героем. Таких героев у него в классе 30 человек. И учительница может похвалить только некоторых. И задание дается сразу всем, а не ему лично.

3. Раньше все проблемы решала мама. Бросалась как тигрица на писк своего детеныша, и проблема с занятыми качелями, с дракой из‑за куклы и неподеленными шоколадками разрешалась. В школе все конфликты нужно разруливать самому. Он хотел сесть за вторую парту, но ее заняли, как быть? Не может найти линейку в портфеле - мама не поможет. И этот Сидоров... кто заставит его перестать быть злобным гремлином? Все нужно решать самому.

4. Часто родители так увлекаются рассказами о том, что школа - это волшебная планета, на которой весело и легко, что дети приходят на уроки в розовых очках и для них становится жестоким ударом откровение, что в школе трудно, скучно и не дают бегать!

5. Для ребенка‑лидера, который привык быть лучшим, тяжелым переживанием будет ситуация, если он в первые дни не найдет себе последователей, друзей, компанию, в которой он сможет быть королем. И такое разочарование тоже может стать причиной лозунга "Больше не пойду в школу!".

6. Дети в садике или на площадке знакомились и дружили очень легко и просто. В семь лет все меняется. Школьники уже личности. Они знакомятся, привнося свою систему, свои ценности. И если его систему одноклассники не принимают, то эти одноклассники автоматически становятся плохими. И это тоже повод разлюбить школу.

7. Плохим может стать и учитель, но совсем не потому, что кричит, ругается или выгоняет из класса. Нет, чтобы стать плохим, учителю достаточно сказать: "Ты нарисовал не очень ровный домик, постарайся сделать ровнее". Или достаточно сделать замечание: "Не крутись!" 

ТАК НЕ НАДО

Не противопоставляйте малыша учителю 

- Не ругайте учителя. И не хвалите своего ребенка в противовес учителю. Если учитель сказал: "Твой домик не очень ровный", - не стоит успокаивать чадо возмущением: "Чего это он тебя ругает? А мне вот твой домик нравится! Хороший, ровный домик! А учитель сам рисовать не умеет!" Так вы настроите ребенка против главного авторитета в его новой взрослой жизни.

- Не сравнивайте с другими школами: "У! Да ты еще не видел плохую школу. Вот за углом в школе учителя вообще монстры! И на завтрак дают рыбий жир, а не сырки, как у вас!"

Ребенок может испугаться, что его когда‑нибудь переведут в такую вот жуткую школу.

- Не говорите, что школа - это работа школьника. Это его важное дело, взрослое и ответственное, но это не работа. И тем более не произносите такую фразу: "Тебе не нравится в школе? А ты думаешь, я хочу на работу ходить? Да я терпеть не могу свою работу, но хожу ведь!" 

Наоборот, донесите до ребенка, что узнавать новое - это очень здорово, что работа - это интересно, а вы на работу идете с радостью, ведь занимаетесь интересным (полезным, любимым) делом. 

ЧТО ДЕЛАТЬ 

Чаще хвалите и рассказывайте, что и вам в детстве было непросто 

- Хвалить. Подчеркивать, что ребенок молодец! Он большой молодец, потому что учится, потому что отлично пишет в тетрадке, потому что теперь может прочитать, сколько минут рекомендуется варить его любимые макароны‑буковки.

- Во всем, что касается школы, ищите и находите плюсы! Обозначайте их при любом удобном случае.

- Учите решать конфликты. В этом вам помогут игры - с плюшевыми зайкой и мишкой, с Барби и Кеном, или просто сами разбейтесь по ролям: проиграйте, что должен сказать Зайка, если грубый Мишка занял его парту. Объясните, почему Зайка и его друзья не любят Котика, который все время жалуется учителю. Пусть ваш школьник объяснит Зайке, что нужно сказать учителю, если тебе хочется в туалет, пересесть, если не получается какое‑то задание. Потренируйтесь и проиграйте все возможные трудные ситуации.

- Сфокусируйте внимание на тех вещах, которые в школе ребенку нравятся. Чувствуете, что с восторгом говорит о рисовании, задавайте вопросы так, чтобы школьник сам, рассказывая, отмечал плюсы этого урока. Не может сам ответить на вопрос, что нравится, помогите вопросом: "Как тебе на физкультуре? Кажется, у вас классный спортзал?"

- Если ребенок грустит, но ничего не рассказывает, маме стоит сходить в школу. Поболтать с... учениками. Первоклашки обычно радостно окружают общительного родителя и рассказывают о себе. После такого общения вы сможете задавать наводящие вопросы о том, как там Виталик, а как там Лидочка. А что нарисовал Ваня на уроке? Про себя ребенок может и не рассказать, а вот про Виталика и Лидочку - запросто. А вы уже направляйте рассказы своего первоклашки в нужное русло.

- Почаще говорите о будущем дне. "Завтра ты пойдешь на физкультуру, там будете бегать, прыгать. А на рисовании вас, наверное, научат изображать какую‑нибудь красоту. Если сможешь, принеси рисунок, покажи нам с папой".

- Рассказывайте истории из своего школьного детства. Доставайте фотографии, на которых мама - красавица с бантиками, папа - хулиган, вспоминайте, как вам было сначала страшно, потом весело, расскажите, что лучших друзей нашли в школе (если это правда), вспоминайте разных учителей, разные смешные истории. Только постарайтесь, чтобы все ваши рассказы были со счастливым концом.

- Выстраивайте бизнес‑план - спланируйте карьеру ребенка начиная с конца. "Кем ты хочешь быть? Докто-ром? Чтобы стать доктором, нужно пройти практику в больнице, а до того нужно окончить медицинский институт, а чтобы в институт поступить, нужно окончить школу. Вот видишь, ты уже начал шагать навстречу своей мечте! Ты молодец!" 

СОВЕТ БЫВАЛОГО 

Слезы и усталость - это нормально 

"Полина обычно такая веселая и такая спокойная. А как в школу пошла, так рыдает по любому поводу, нервничает, злится", - делится грустью соседка, мама первоклашки.

Психологи и физиологи дают первоклассникам минимум 2 месяца на адаптацию. Дети теперь устают совсем по‑другому. Устают не от быстрого бега, а от эмоций, новых незнакомых стрессов, впечатлений. Будьте терпеливы, будьте спокойны. Поддерживайте, успокаивайте, будьте рядом.

В этот период очень важен режим: правильный сон, здоровое питание, баланс между занятиями и играми, прогулки на свежем воздухе, отдых.

Как можно больше времени проводите с ребенком. Желательно вместе играть, лепить, печь пироги, гулять, заниматься чем‑нибудь приятным. 

Пусть ваше подрастающее чадо поймет, что мама с папой будут его любить и будут рядом, даже если он нарисует кривой домик и неровную букву.