Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Президент Центра стратегических программ Александр Журавлев: "Здоровая нация" - Конституция здравоохранения"

Президент Центра стратегических программ Александр Журавлев:
Фото: Самый важный эффект от проведения медицинской реформы - социальный.

Попыток заниматься реформами было много, но реальные сигналы, что реформы начались в сфере здравоохранения, нужно констатировать как факт. Реформа начата, и первые отголоски уже слышны. Медицина - самая ранимая сфера, так как она касается всего общества и любые изменения будут ощутимы, поэтому посыл экономических реформ касается прежде всего социальной сферы, где затрагивается комплекс широких вопросов, очень значимых для каждой сферы в отдельности. И только если удастся качественно отработать все звенья цепи, тогда изменятся и правила игры на фармрынке, улучшится и система лечения.

Мы решили пообщаться на эту тему с ведущим экспертом в отрасли, президентом Центра стратегических программ Александром Журавлевым.

"ЧАСТНЫЙ СЕКТОР И ВЛАСТЬ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНИТЬСЯ"

- Александр Владимирович, скажите, насколько качественное законодательство в медицинской отрасли?

- Много говорят о качестве жизни, но реального программного документа нет. Прямое понимание чиновниками реформирования здравоохранения формализует саму суть реформы. Только объединив усилия частного сектора и дав возможность услышать простых людей, которые хотят перемен, вектор реформирования будет правильным, выделятся значимые медицинские направления, будут определены приоритеты государства и людей. Одна из наиболее важных составляющих - это ресурсное обеспечение. К примеру, в США для улучшения здравоохранения выделялось 900 миллиардов долларов. Но и нашего бюджета в 5 миллиардов хватило бы, чтобы заложить концепцию качественного лечения. Объединив усилия частного сектора и власти, можно действительно изменить инфраструктуру медицинских учреждений и логистику использования денег. Написанные документы смогут нести практическое продолжение.

Если на каждый проект будет назначен один человек, то и эффективность станет очевидной. Я бы выделил три главных направления. Первое - "Страховая медицина будущего", второе - "Улучшение качества жизни" и третье - "Социальные и целевые программы".

Фундаментом всех инициатив должно стать государственно-частное партнерство. Мы имеем поручение президента  относительно внедрения механизма сотрудничества бизнеса и власти. Необходимо поменять формулу, когда бизнес говорит - "мы хотим", а власть говорит - "мы можем".

- Почему вы думаете, что схема сработает?

- Я имел возможность изучить опыт эффективной работы закона "О государственном и частном партнерстве" в Израиле на примере дорожно-транспортной отрасли. Была написана пятилетняя программа, сделана оценка необходимого финансирования. Бюджетных денег было недостаточно, и правительство сформировало координационный совет, пригласили инвесторов, совместно был подготовлен контракт на 1200 листов, были прописаны риски и ответственность бизнеса и власти, и вся инфраструктура автомобильных дорог сделана в лучшем понимании слова. Этот закон начал работать в медицине и других отраслях.

- В какой стадии у Мин-здрава проработка этих вопросов?

- На самом деле Мин-здраву в этом нужно помочь. У них слишком много вопросов, касающихся непосредственно их профессиональной направленности - как изменить образ восприятия здравоохранения положительно с точки зрения лечения. Все, о чем мы говорили ранее, возможно - если консолидировать общество и принять участие в подготовке комплексной программы "Здоровая нация".

"ЧИНОВНИКУ ПРОЩЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ"

- Цены в аптеках постоянно растут, причем гораздо быстрее, чем показатели инфляции. Есть ли возможность справиться с этим?

- Прежде всего в Украине нет собственной лекарственной политики. Она должна включать набор из трех критериев: эффективность, цена и качество. Например, при Союзе была программа лечения туберкулеза – и для нее определялась номенклатура лекарств. Выходить за ее рамки, покупая индийские или китайские средства, было нельзя - ведь каждая нация имеет свою специфику.

- То есть сейчас у нас такой номенклатуры нет?

- У нас есть 14 200 разрешенных Минздравом лекарств, их можно реализовывать через аптечные сети. Но - к сожалению - всего 8 тысяч из них применяются. И какие именно, определяют операторы рынка: для них первичны деньги, лекарственная политика - вторична.

- Почему не вмешивается министерство?

- Тут такая ситуация: низы, то есть частники и Минздрав, не хотят. А верха - президент и премьер - не знают. Объективная информация до них попросту не доходит! Это крайне удобно операторам фармацевтического рынка. Ведь для чиновника всегда проще ничего не делать, "комплексно" гасить инициативы, желание что-либо изменить, тогда у них будет видимая стабильность.

Фармрынок оказался попросту в свободном плавании. Он зависит от ряда групп операторов, которые формируют ценообразование в аптеках. Ставка при импорте - нулевая, НДС нет, цены для потребителя свободные. Более того, зависимыми стали и наши, украинские, производители - ведь все, что они производят, делается из импортного сырья - а оно также дорогое. Хочу заметить, что такая ситуация только в Украине.

- Занимался ли кто-то наработками в лекарственной политике?

- На словах - да. В жизни пора переходить к делу. Реформа здравоохранения, предложенная президентом, предусматривает разработку комплексной программы "Здоровая нация" - ее концепцию и необходимо создать. Причем срочно, до конца года, с привлечением всех возможных экспертов. Подготовить правительственную программу до сентября 2012 года и передать в Верховную Раду. Тогда лекарственная политика, поддержка отечественного производителя, целевые социальные проекты будут иметь программный документ, закрепленный законодательно, который сможет заставить Минздрав защищать интересы людей. И лекарства станут дешевыми, качественными и эффективными.

Президент Центра стратегических программ Александр Журавлев.

"НА ЗАПАДЕ НАША СТРАНА ЕЩЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК РИСКОВАЯ"

- Вы думаете, частники откликнутся на предложение работать с государством?

- В Украине есть прекрасный закон о государственно-частном партнерстве, его приняли год назад. Думаю, есть возможность им воспользоваться, сделать рабочим. В том же Израиле, к примеру, понадобилось всего ничего - создать координационный совет в правительстве из 7 министров, написать пятилетнюю программу, посчитать бюджетные деньги. Пригласили бизнес - и он пошел. Но они подписали контракт, защищающий взаимные интересы, - на 1200 листов.

- В наших реалиях понадобится в три раза больше…

- Хоть в пять раз! Ведь если инвестор приносит реальные деньги, нужно относиться к нему бережно - сейчас же защита его рисков выражена лишь в поддержке на политическом уровне. Как только контракты начинают реализовывать на практике, в профильных министерствах так все и заканчивается, нужно менять формулу сотрудничества.  С этим, кстати, активно борются президент и премьер.

- Что может предоставить государство и что потребовать взамен?

- Функцию выбора приоритетных направлений, аудит состояния отрасли основных фондов и сопровождение проекта со всей "разрешиловкой" -это задача государства. А создание бизнеса - уже за инвестором. И если эти два взаимных интереса вписаны в один документ, расписываются этапы и ответственность, то подобный контракт обречен на успех, тогда появятся оснащенные медицинские учреждения, социальные аптеки и государственная политика.

Взамен операторы фармрынка могут поступиться частичкой свободы: взять на себя обязательство снизить на 30-50 процентов цену на 200-300 наименований лекарств. Ведь важный этап реформирования - создание социальных аптек, целевая помощь малоимущим гражданам, которых у нас около 15 миллионов.

Нам нужна "спайка" между частниками и государством. Без нее не будет реформы - ведь здравоохранение и фармацевтика - единый механизм, он нас должен лечить, защищать и придаст уверенности в пенсионном возрасте.

- Что необходимо сделать, чтобы процессы реформирования были не только на словах? 

- Во-первых, готовить единый правительственный законопроект страховой медицины - подготовить социальные целевые программы для малоимущих граждан. Во-вторых, необходимо утвердить лекарственную политику государства, и в-третьих, прописать программу поддержки отечественного производителя. Важно начать и как можно быстрее разместить на сайте все инициативы, утвердить концепцию, скоординировать работу всех ветвей власти и ежедневно готовить комплексную программу президента "Здоровая нация". Эта программа - Конституция медицины.