Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Родители сдали приемного ребенка в психушку, когда у них родился свой сын

Родители сдали приемного ребенка в психушку, когда у них родился свой сын
Фото: На этом снимке счастливый 7-летний Антон со своим троюродным братом. Но очень скоро все изменится в его жизни... Фото из архива Тамары Николаевой.

Бабушка Антоши Павлова* показывает нам снимок: семилетний пацан улыбается, держа на коленях троюродного братика. Это последнее фото из счастливого детства Антоши.

Он, мама и двоюродная бабушка Тамара Николаевна Николаева жили в райцентре республики Усть-Алдан. С заработками было туго - решили перебраться в столицу, Якутск. Там два года назад мама Антона умерла. 50-летняя Тамара Николаевна метнулась в родной Усть-Алдан, в органы опеки: глядишь, там быстренько бумаги по опекунству оформят.

- Но взять ребенка под опеку женщине не позволили, - рассказала нам уполномоченный по правам ребенка в Якутии Анна Соловьева. - Доход у нее небольшой - 6 тысяч рублей за работу продавцом (около 1600 гривен. - Ред.), живет в съемной квартире в Якутске, прописки нет.

Этого оказалось достаточно, чтобы забрать ребенка у родного человека и отдать в приют.

- Антон рыдал, просил, чтобы я его не оставляла, - плачет Тамара Николаевна. - Но что я могла сделать?!

И все-таки она продолжала бегать по инстанциям Якутска, умоляя отдать Антона. Прошло два месяца.

- И тут я узнала: для мальчика уже нашли новых родителей, - рассказывает Тамара Николаева. - Плакала, но потом решила - значит, судьба такая.

"ЗАБЕРИТЕ МАЛЬЧИКА НАЗАД"

Сорокалетние супруги Геннадий и Марина Павловы только поженились и жили в Усть-Алдане. О своих детях уже не мечтали и решили взять ребенка из приюта. В органах опеки быстро оформили документы и отдали Антона новым родителям.

- Я тогда думала, будем общаться с ними как родственники, - вспоминает Тамара Николаевна. - Но Марина потребовала больше им не звонить...

Через год семья Павловых переехала в село Майа - в 50 км от Якутска. А еще через несколько месяцев Марина... забеременела! И в конце 2010‑го родила сына. Антон оказался лишним. И с приемным ребенком начались проблемы...

Геннадий отправился в органы опеки, мол, заберите мальчишку назад. Там ойкнули: как так?! Ребенок - не игрушка, хочу - беру, хочу - отдаю. Он теперь вам родной сын, и вернуть его можно только через суд. Такой вариант Павловых, судя по всему, не устроил: подобные дела за два дня не решаются, да и алименты потом присудят выплачивать брошенному мальчику. И решение нашлось: сдать ребенка в... психдиспансер Якутска! Отец семейства отправился к знакомому фельдшеру, рассказал, что пацан - клептоман, ворует дома вещи (кстати, скорее всего, так и было, психологи позже объяснят: мальчику не хватало внимания; такой способ "напомнить о себе" встречается довольно часто). Тот и подписал направление в психдиспансер. С этой справкой Антона сдали врачам.

"ТВОЕГО ВНУКА СДАЛИ!"

- Мне позвонила знакомая из села, где жили Павловы, - вспоминает Тамара Николаева. - Проорала в трубку: твоего внука сдали в психушку. Я - в стационар. Там мне сказали, что все документы уже оформлены и ничего сообщать о мальчике не станут - врачебная тайна.

Бабушка кинулась к уполномоченному по правам ребенка в Якутии.

- Мы взялись выяснять, как это случилось, обратились в прокуратуру, - вспоминает Анна Соловьева.

В приют приехала комиссия. Выяснилось, что мальчик уже неделю в диспансере. А ему даже обследование не провели: никаких заключений о состоянии ребенка в больнице не нашли. Было решено вернуть Антона… все тем же Павловым.

- Когда мы узнали об этом, выехали в район, - продолжает Соловьева. - Оставлять мальчика в этой семье было нельзя: кто знает, что бы они еще затеяли! Тогда Павловы написали отказ от Антона с просьбой "передать ребенка государству". Причина - не хватает денег на двоих детей: Геннадий зарабатывает всего 12 тысяч рублей (3200 гривен), для Якутии это мизер.

Впрочем, причина не только в этом. 

- Я видела приемную мать, - рассказала нам Ирина Захарова, директор приюта, где сейчас и находится Антон (с нами Павловы беседовать отказались). - Не нужен ей Антон. Чужой он ей. Значит, оставлять мальчика в той семье нельзя. Мальчик шустрый, очень хорошо соображает, великолепно учится. 

Да, Антона вновь вернули в приют. Правда, бабушке разрешили видеться с мальчиком. Вернется ли он к ней домой? Какое решение вынесет суд? Хотелось бы закончить материал надеждой на хеппи-энд. Вот только взрослые, которые сейчас рядом с Антоном, сомневаются, что ему стоит возвращаться к бабушке. Дело в том, что парень помнит: она же отдала его в приют. И не может простить...

   ...Недавно в Якутии побывал уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов.

- Я намерен добиваться дополнительного расследования действий главного врача лечебного учреждения, работников школы, участкового фельд­шера, давшего направление ребенку, приемных родителей, - заявил Павел Астахов.

*Имена и фамилии мальчика и приемных родителей изменены по этическим соображениям. 

ДОСЛОВНО

Мы позвонили уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову.

- И что, Павел Алексеевич, можно вот так вот отказаться от усыновленного ребенка, потому что "нам больше не нужен чужой"?

- Увы, основания отказа могут быть любые, - ответил Астахов. - Законодатель не предусмотрел какой-то жесткой ответственности для тех, кто бросает даже усыновленных детей. 

Единственное, что за этим следует, - алименты. Увы, у нас нет достаточно школ приемных семей, службы их сопровождения. И люди не знают, куда обратиться, столкнувшись с проблемой. В данном случае (Астахов вылетал в Якутию и на месте разбирался с проблемой. - Ред.) приемные родители решили, что ребенок якобы неуправляемый… 

Хотя там все начало складываться плохо из-за того, что мальчику не уделялось внимания, его не понимали, и он нарочно стал совершать противоправные действия. И его тут же обвинили в клептомании. А он просто внимание к себе привлекал. 

Это ребенок, он не может справиться ни с родителями, ни с врачами-психиатрами. 

Поэтому, я думаю, ответственность главврача, лечащего врача и вот этого фельдшера должна наступить однозначно. 

ЗВОНКИ СПЕЦИАЛИСТАМ 

"Надо привлечь главврача к ответственности"

Анна Соловьева, уполномоченный по правам ребенка в Якутии:

- Нужно разобраться, на каком основании органы опеки так быстро отдали мальчика новым родителям. Только после этого может решаться дальнейшая судьба ребенка. Главное, чтобы он поверил, что родные его не предавали, не специально отдали чужим людям...

Майя Матвеева, старший помощник прокурора Якутии:

- В психоневрологическом диспансере ребенок находился незаконно. Для госпитализации у него не было показаний. Более того, в нарушение закона комиссия врачей-психиатров не провела освидетельствование в течение 48 часов. В этих нарушениях должны разобраться в минздраве Якутии. Мы требуем привлечь к ответственности главврача психдиспансера и зав. детским отделением.