Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

На земле с чернобыльской радиацией будут выращивать цветы и картошку

Мониторинг идет во всех загрязненных районах Гомельской и Могилевской областей Беларуси, а это больше 100 тысяч гектаров. Если эти земли посчитают пригодными для сельского хозяйства, их вернут совхозам и колхозам.

- Мы  изучаем состояние почв. Исследуем территорию с дозиметрами и приборами, которые показывают плодородие почв. Отбираем пробы. Не трогаем только Полесский радиационно-экологический заповедник. Он в 30-километровой зоне заражения, эти земли могут быть введены в оборот лишь по отдельному указу президента, - рассказал директор Гомельского института радиологии Виктор Аверин.

Остальные загрязненные белорусские территории - в 60-километровой зоне. Как объясняют в институте, там идет полураспад цезия-134 и цезия-137. За 25 лет, 

прошедших после аварии, около 40 процентов этих элементов уже распалось и плотность загрязнения уменьшилась.

По мнению специалистов, на пострадавших землях можно будет выращивать травы, картошку, цветы или пасти лошадей. Но только если найдутся желающие работать в загрязненных районах.

- Некоторые земли перестали использовать не потому, что они загрязнены, а из-за того, что их просто некому было обрабатывать - люди после Чернобыля уехали, - объясняет Виктор Аверин. 

МНЕНИЯ 

Реабилитация почв возможна

Николай КУЧМА, заведующий лабораторией радиологического мониторинга Института агроэкологии и природопользования Национальной академии аграрных наук, кандидат сельскохозяйственных наук:

- Если использовать современные научные разработки, то вполне реально и на загрязненных территориях получать чистую безопасную для здоровья людей продукцию. Необходимы обработка почвы, внесение удобрений, сорбентов, известкование… То есть четко выполнять все рекомендации. В Украине тоже можно получать хорошие результаты, но у нас эти контрмеры прекращены пару лет назад, поэтому сельхозпроизводство не всегда безопасное. Более того, у нас на земле больше работает частников, что усложняет реабилитацию пострадавших сельхозугодий. В отличие от Беларуси, где действует коллективный принцип ведения хозяйства. В этом деле мы от соседей немного отстали. 

Это непродуманное решение

Юрий БАНДАЖЕВСКИЙ, доктор меднаук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук, руководитель Украинского координационного аналитического центра "Экология и здоровье":

- Если это территории, которые еще вчера были под запретом для проживания и использования, а сегодня вдруг стали доступны, то у меня есть большие опасения. Очищение почвы так быстро не происходит. Лучше воздержаться от таких действий, пока нет однозначного доказательства безопасности. Просто с дозиметром пройти и замерить уровень излучения на поверхности - это не изучение ситуации. Чтобы оценить степень чистоты территории, нужны серьезные исследования. Вот недавно французы сделали замеры в районе Новозыбкова (Россия). Там очень неблагополучная ситуация по содержанию цезия и других радиоактивных элементов в почве. Поэтому я негативно отношусь к таким экспериментам. 

Подготовила Елена ПОСКАННАЯ.