Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

3D: Dосуг Dля Dураков?

3D: Dосуг Dля Dураков?
Фото: Сможет ли психически здоровый человек справиться с новой модой в мире кино и компьютерных игр?

Петербургский экономический форум, как и все подобные мероприятия последней поры, был пропитан "инновационными девизами". Движимый любопытством, я посмотрел на себя в трехмерном виде и понял, что совершенно не горю желанием быть "3D-человеком". И вовсе не потому, что лишний раз убедился: худеть надо (и так знал). Просто зачем все это? И "3D-новости" не жажду лицезреть. Моя потребность - в точных и оперативных новостях, а не в иллюзорно-выпуклых. Не хочу видеть трехмерные террористические акты или объемных, но по сути пустых депутатов Госдумы РФ. Хочу содержательности. Искусственная трехмерность нужна, по-моему, только тем, кто лишен реально значимой начинки (глубины) и/или желания ее обрести. Попсе какой-нибудь. Программам новостей на федеральных телеканалах. Голливудскому кино. Ну и, конечно, производителям разномастной аппаратуры, всячески пытающимся навязать свои "инновации" наивной публике, дабы слупить деньгу. 

* * *

Статистика убийственна: оказавшись на просмотре 3D-фильма, до четверти людей испытывают потом глазное напряжение, головокружение, тошноту. Происходит это из-за того, что генетически нашим глазам предназначено отслеживать и рефокусировать предметы по мере их приближения или удаления. Но в случае с 3D, вроде бы перемещаясь, на самом деле ближе или дальше предметы на экране не становятся, и мы вынуждены постоянно перебарывать стремление собственных глаз сфокусироваться. Это нелегко. Миллионы лет эволюции готовили людей к другому: стремительного наступления эры идиотизма ни природа, ни Бог, думаю, не планировали. 

Уолтер Мерч считается одним из самых уважаемых киномонтажеров и звукорежиссеров современности. Первый "Оскар" получил в 1979 году за выдающуюся работу в фильме Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня", еще два - за фильм "Английский пациент". По его словам, смотреть 3D-фильмы - это все равно что одновременно качать головой и чесать живот. На кой черт это нужно?

Игровую приставку Nintendo 3DS надо держать на расстоянии 25 - 30 см прямо перед собой. Каждый глаз видит разные образы, и считается, что в совокупности это якобы создает трехмерность картинки (правда, мозг постоянно напоминает, что на самом деле это не так). Наклонишь голову в сторону - все сразу же начинает двоиться. Создатели гаджета призывают делать 10-минутный перерыв через каждые полчаса игры и оповещают, что приборчиком не должны пользоваться дети младше семи лет. Будет ли психически здоровый человек тратить на эту игрушку свои свободные от работы часы?

* * *

Когда Джеффри Катценберг, глава кинокомпании Dreamworks Animation, характеризует 3D как "наивеличайшую инновацию, происшедшую с кинотеатрами и кинозрителями со времени начала производства цветных фильмов", мягко говоря, он неточен. История трехмерного кино насчитывает без малого столетие. 

Первый такой фильм - "Сила любви" - был выпущен в 1922 году. Недавно австралийский режиссер Филипп Мора обнаружил две 3D-картины, снятые в фашистской Германии во второй половине 30-х годов по заказу Геббельса. В одной, названной "Такие настоящие, можешь их коснуться", демонстрируются предположительно националистические немецкие колбаски, приготавливаемые на гриле. Вторая именована не менее призывно: "Шесть девушек (арийки, само собой разумеется. - Д. В.) отвязываются в выходные". Обе ленты, по мнению экспертов, с технологической точки зрения превосходили Голливуд. Наибольшее распространение 3D-фильмы получили в 50-х. Но затем, как и все заведомо претенциозное, надоели. И вот второе явление, на более высоком уровне "научно-технической революции".

Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

* * *

За это мы должны благодарить, а точнее, наоборот, костерить Джеймса Кэмерона. Декабрь ­2009-го. "Аватар". Взял нас врасплох. Именно с тех пор киноиндустрия вбухивает в 3D миллиарды. Воодушевленные красочной историей о сражениях на планете Пандора между американскими колонизаторами и туземцами, зрители неприхотливо скушали и "Алису в стране чудес", и "Игрушечную историю-3", и еще один мультик - "Вверх!". Эффект 3D добавлял в среднем 20% к сборам.

Но с весны года нынешнего тренд, похоже (боюсь сглазить), изменился. Люди начали искать кинозалы без этого спецэффекта. Продажи билетов на премьеру фильма "Гарри Поттер и Дары смерти-2" в двухмерном измерении пока превосходят в США продажи на созданную уже после съемок 3D-версию. Да и 3D-телевизоры не особо раскупаются (кому вообще это нужно - сидеть прямо по центру перед "ящиком", установленным обязательно на уровне глаз?).

В каком-то заграничном журнале я увидел понравившееся мне сравнение 3D с микроволновкой: когда та появилась, считалось, что подходит для готовки любых блюд, книги всякие издавались. Но сейчас у большинства людей есть четкое осознание: лучше всего эту печь использовать только для разморозки продуктов. Качественные блюда не для нее. Не так ли и с трехмерностью? 

Когда Джордж Лукас объявляет, что начиная с 2012 года перевыпускает "Звездные войны" в 3D, это объяснимо: в сущности вся его "эпопея" - череда антинаучных спецэффектов, лишенная какого-либо смысла. Когда все тот же Кэмерон объявляет, что намерен переделать в 3D "Титаник" (премьера - 6 апреля 2012-го), 

грущу: неужели идеи у незаурядного человека иссякли? Сообщил нам на прошлой неделе: ждите продолжения сказок про планету Пандора (премьера второй части - в декабре 2014-го, третьей - в декабре 2015-го). Эх мастер, лучше бы вы про земные проблемы что-нибудь сняли да с драматургией глубокой! Почему-то уверен я, что Копполе не придет в голову переводить в 3D "Крестного отца". А как вам перспектива трехмерных "Семнадцати мгновений весны"? Впрочем, один раз это выдающееся кино уже едва не уничтожили, раскрасив черно-белую классику. 

* * *

А ведь есть еще 3D-аудио. Представляете, что начнется, если его умело добавлять к 3D-новостям? Грежу 

и вижу репортаж о легкой, ни к чему не обязывающей трехмерной бомбежке самолетами НАТО ливийской столицы Триполи, сопровождаемый идущим откуда-то снизу - из-под телевизора или из-под пола - тяжелым, жадным чавканьем Муамара Каддафи, пожирающего младенцев.