Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Прощай, «жигуленок»!

Прощай, «жигуленок»!
Фото: Анджелина Джоли, стрельба, погоня, ВАЗ-2101... Вам в этом списке тоже что-то кажется лишним?

Вот и все. Прекратилась история классических «Жигулей», начатая в апреле 1970 года с выпуска ВАЗ-2101. Святая простота этих моделей приелась, а доступность автокредитов позволила людям покупать приличные машины. C конца прошлого года «пятерка» уже не выпускается, а «семерка» стала заметно уступать в популярности переднеприводным «Калине» и «Приоре».

В дальнейших планах АвтоВАЗа места «классике» нет. Но и сказать, что на смену морально устаревшим «Жигулям» придут современные машины, тоже нельзя. В линейке появятся модели на базе Renault Logan и Nissan Almera Classic, а их новыми никак не назовешь - они родом из 90-х.

«Жигуль» слезам не верит

А все же, как бы ни костерили «классику», вместе с ней уходит эпоха. Старушка заслужила достойные проводы! Ведь еще при жизни она вошла не только в фольклор, но и в мировой кинематограф. Эти машины любили, уважительно называя по заводским номерам моделей - «ноль первая», «ноль вторая», «ноль одиннадцатая»… Отсюда и прозвище самой первой модели - «копейка». Так режиссер Иван Дыховичный и назвал свой фильм-анекдот, «многослойный салат из советско-новорусских историй, заправленный водкой и бензином...», как отзывались о нем кинокритики.

- Я сам ездил на «копейке» и совершенно точно знаю, что продолжать ездить на этой машине нельзя, потому что она нам больше не подходит, мы стали другими. А вот повспоминать, какими мы были, можно, и хорошо бы сделать это с улыбкой, - говорил режиссер.

Про «копейку» сразу после ее появления в знаменитой «Песне автозавистника» спел Владимир Высоцкий, помните его «очкастого частного собственника в зеленых, серых, белых «Жигулях»? А после выхода «Мимино» в 77-м году афоризмом стала фраза: «Эти «Жигули»… чем думают, я не знаю. Под ногами крутятся, крутятся, крутятся…»

Именно на «Жигулях» ездила состоявшаяся уже в жизни главная героиня фильма «Москва слезам не верит» Екатерина. И обсуждала, что там в машине барахлит (а как без этого в «классике»!), с трусливым любовником Володей, которого играл Олег Табаков:

- Слушай, у тебя кардан стучит.

- Стучит, да? А я все надеялась, что мне кажется.

- Стучит, стучит. Сдавай в ремонт, а то дело плохо кончится!

- Придется… А куда мы едем?

- Ко мне.

В «Гостье из будущего» космические пираты так пытались «подкупить» школьника Колю Герасимова: «Хочешь «Жигули»? Представляешь: такой маленький, а уже - «Жигули»!» А паренек-то уже тогда соображал, что к чему! Только головой покачал: нет уж, лучше убейте...

Фантастический же боевик «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова сделал «копейку» настоящей мировой звездой - в эффектной сцене погони голливудская красавица Анджелина Джоли за рулем видавшей виды «ноль первой» догоняет несущийся поезд и врезается в него на полном ходу. «Жигули» снимались в фильмах «Авария - дочь мента», «Брат-2» и многих других.

У Тимати - «копейка», у Пугачевой - «тройка»

Знаменитости ездили на «Жигулях» не только в кино, но и в жизни. «Тройка» была первым автомобилем, который начинающая певица Алла Пугачева купила на гонорары от концертов. Пять тысяч рублей отдала!

Леонид Ярмольник, поклонник и коллекционер автомобилей, когда-то начинал с «ноль первой». И даже рассказывал, как в ­1977-м­­ столкнулся на ней с грузовиком:

- Любой может себе представить, что было с машиной... Остался целым только двигатель. Поразительно то, что я не пострадал, только несколько ссадин на левой щеке от разбитого стекла! Я вдавил себя в сиденье и сделал три оборота в машине. Моей вины в аварии не было - просто водитель грузовика заснул за рулем.

«Жигули» были одновременно и мечтой, и отражением статуса, и предметом зависти. Худрук Хора Турецкого Михаил Турецкий еще во время учебы в Гнесинке заработал себе на «Жигули» (по ночам он трудился грузчиком), но осторожно парковал машину в паре кварталов от института, чтобы не мозолить глаза профессуре, приезжающей на метро.

Ирина Аллегрова (спевшая, правда, про «девятку»), в 1984 году купила «копейку» ярко-желтого цвета. Это была ее первая машина, и певица врезалась на ней в такси. Но шофер просто отпустил ее с миром.

На «единичке» ездил актер и автогонщик Дмитрий Певцов. Даже кумир юных рэперов Тимати, щеголяющий теперь на дорогущем спорткаре, в юности в складчину с другом купил «копейку». «Шестерки» были у Вячеслава Тихонова, Натальи Гундаревой, Ольги Кабо. На «семерках» ездили Ирина Алферова, Александр Панкратов-Черный и Бари Алибасов. Но купить машину - это было только полдела. Ее ремонт и обслуживание тоже были не менее глобальной проблемой.

- У меня была «трешка», - вспоминает Лев Лещенко. - Чтобы достать к машине запчасти, мы ездили в Тольятти, познакомились с дирекцией завода. Чтобы получить какую-то деталь, нужно было быть с кем-то знакомым, достать ее можно было только по блату.

Пугачева в своей первой машине - «тройке», купленной за пять тысяч рублей. Фото с сайта paroms.narod.ru

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ 

* И сказал директор АвтоВАЗа: «По щучьему велению, по моему хотению езжайте, ведра, сами!»

* Люди не верят, что «жигуль» - это машина. Поэтому в официальном названии Волжского автозавода слово «автомобиль» повторяют дважды. АвтоВАЗ - Автомобильный Волжский Автомобильный Завод.

* Купили немцы АвтоВАЗ. Перенастроили производство, запускают конвейер... Бац! На выходе - «Жигули»! Демонтируют оборудование, пригнали новое из Германии, установили, наладили, запускают... Снова «Жигули»! Увольняют к чертям весь персонал завода, привозят работников из Германии, налаживают, проверяют, запускают. И опять получаются «ведра с болтами»! А с правого берега Волги смотрят на это безобразие бывшие главный инженер и директор завода: «Говорю же я тебе, место здесь проклятое, а ты все - руки не оттуда растут!» 

А КАК У НАС

Пока «семерку» собирают 

В Украине ВАЗ-2107 все еще производит Черкасский автозавод «Богдан» из машинокомплектов, поставляемых из Тольятти, а также с Ижевского автозавода. Однако и в нашей стране популярность российского бренда потихоньку уменьшается. В мае ВАЗ уступил первое место по продажам марке Hyundai, а к концу года, по прогнозам, он и вовсе может опуститься на третье место, пропустив вперед ЗАЗ. 

Как объясняют эксперты, молодежь не жалует эту не самую престижную марку, а старшее поколение, которое помнило эти авто со времен СССР, выходит на пенсию и уже не покупает автомобили для себя.