Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Игорь БЕРКУТ: «Судьба наших офицеров - 
оставаться на улице»

Игорь БЕРКУТ: «Судьба наших офицеров - 
оставаться на улице»

АРМИЯ ТРЕБУЕТ НАПРЯЖЕНИЯ И ЖЕРТВ

- Министр обороны Украины как-то заявил, что хочет реформировать армию по примеру Беларуси. Скажите, стоит ли идти на такие шаги? Ведь белорусские реформы привели к тому, что огромное количество офицерских семей в результате сокращения остались на улице.

- Наши офицерские семьи уже 20 лет остаются на улице. В очереди на жилье стоит 45 тыс. семей офицеров. И эта очередь не думает сокращаться. Судьба наших офицеров - оставаться на улице. Причем независимо от того, какие будут проводиться реформы - белорусские, российские, украинские либо натовские.

Не существует субъекта, заинтересованного в боеготовной и боеспособной украинской армии ни внутри страны, ни за ее пределами. Внутри страны такая армия требует напряжения и жертв, в том числе моральных. Элита же не желает напрягаться. С внешней стороны, разумеется, никто не хочет видеть Украину сильной, так как это делает невозможной их собственную экспансию.

- Стоит ли переводить нашу армию на контрактную основу? Реально ли это сделать?

- В очередной раз отмечу, что сделать это нереально, так как контрактная армия - это не нищие хлопчики, которым можно платить по 1200, или 1800, или даже 2500 гривен. Армия - это не просто стадо, в которое идут служить от безнадеги. Армия - это сложнейший дорогостоящий институт, и если солдатикам платить деньги, а они будут подписывать ничего не значащий контракт - это не есть профессиональная армия. Государство не выполняет и не собирается выполнять обязательства перед контрактниками. Они в свою очередь не представляют, что им нужно будет придерживаться контракта. Поэтому контрактная армия для Украины - это не более чем фигура речи. Больше половины контрактников (точные цифры скрываются, поскольку это позор) увольняются из армии в течение первых же месяцев - из-за невыполнения условий контракта.

 - Военный комиссар Киевского городского военкомата как-то рассказал, что в армию идут служить из-за кризиса, а не из желания чему-то научиться и стать мужчиной, защитником, извините, - за тарелку баланды. Как изменить ситуацию?

- В случае когда Украинское государство сможет вернуться на рельсы социального прогресса, нужно будет реформировать армию. Нынешняя модель власти не в состоянии реформировать ни один из 
госинститутов, а то, что делается, называется не реформой, а ревизией. Нельзя, чтобы в стране с продажной системой управления была сильная армия. Когда в 2006 году Ющенко пообещал к 2010 году полностью профессиональную армию, и это было записано в доктрине, некоторые политики говорили, что это свершится не раньше 2012 года. Особо оппозиционные политики -  что не раньше 2014 года. Мы же утверждали, что при данной модели устройства государства профессиональной армии не будет при жизни этого поколения. И сколько бы денег ни выделялось, они все равно будут разворованы и не дойдут до цели. Не будет создано то, на что они выделяются.

 ЦЕНА ВОЕННОЙ 
ДОКТРИНЫ - НОЛЬ, 
ЕСЛИ ОНА ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

-  Как бы вы могли прокомментировать заявление одного из военных экспертов о том, что наша армия уже не первый год подряд финансируется по остаточному принципу? По его словам, Военная доктрина, в которой констатируется отсутствие угроз, написана под отсутствие оборонных ресурсов.

- На мой взгляд, Вооруженные силы финансировались по остаточному принципу последние 20 лет. Разумеется, дальше будет продолжаться то же самое. Я уверен, что в такой ситуации наша армия просто обречена на деградацию и фактическое исчезновение. Возрождения армии не произойдет, какие бы пламенные речи ни звучали из уст политиков. В стране, где элита презирает свои Вооруженные силы, по-другому быть не могло и не может.

 -  Нужна ли Украине Военная доктрина и армия в принципе?

- Военная доктрина - один из обязательных документов любого государства. Цена Военной доктрине ноль, если она является только буквами, написанными на бумаге. У нас именно так и происходит. С 1991 года это уже пятая Военная доктрина в нашей стране. Ни одна из четырех предыдущих, включая доктрину 2006-2011 годов, не исполнялась. Поэтому цена нашей Военной доктрине такая же, как и программе любой партии в парламенте. Нет никаких оснований верить в то, что ее выполнят.

Игорь Беркут считает, что наши Вооруженные силы за последние 20 лет финансировались по остаточному принципу. Фото Пресс-Кит.

Украина не станет обороноспособной до тех пор, пока армия не будет иметь перед собой моральных примеров того, за что должна сражаться и умирать. Скорее всего, вначале падет власть, и только потом могут возникнуть здоровые Вооруженные силы, способные организовать оборону страны и защиту населения.

РЕЦЕПТА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ СТРАНЫ ПОКА ЧТО НЕТ

-  В новой Военной доктрине определяются три вида военных конфликтов: вооруженный (пограничные конфликты, столкновения внутри), локальный (на Украину нападает одна страна) и региональный (на Украину нападают два или более государств). Как вы считаете как геополитик: какой из этих военных конфликтов наиболее вероятен, если вероятен вообще? Способна ли Украина решить хоть один из этих конфликтов без поддержки извне?

- Самый ожидаемый конфликт в Украине, по нашему мнению, это противостояние западного и восточного регионов в случае какой-либо социальной встряски (революции). В случае если народ будет недоволен и перестанет терпеть существующее устройство власти, то возникнет конфликт запада и востока страны по поводу нового ожидаемого лидера. Западная Украина захочет нового лидера с запада, наевшись досыта при восточном. Восточная Украина захочет лидера только с востока, так как при Ющенко получила прививку, которую не забудет еще лет двадцать.

На фоне этого противостояния возможно возникновение очагов напряжения вплоть до вооруженных конфликтов, и, возможно, потребуется вмешательство соседних стран, чтобы приостановить данный конфликт. На мой взгляд, в 10-12-летней перспективе вероятность крымского конфликта составляет 45%. В случае запуска одного из этих конфликтов резко повышается вероятность осуществления и других сценариев.

- Есть ли рецепт того, как государство может предотвратить или сдерживать  конфликты внутри страны, в частности в Крыму?

- О каком рецепте можно говорить, когда наше государство хочет снять с себя все контролирующие функции, все обязательства по отношению к тому, что не приносит быстрой прибыли его представителям? Например, государство желает сбросить с себя ответственность за ЖКХ - организовывайтесь и решайте проблемы сами. Медицину отдают частным компаниям, образование - тоже. Что касается Крыма, то мы об этом писали еще начиная с 2006 года. Используя обычную математическую модель, мы видим, что к 2020 году численность крымскотатарского населения в Крыму составит 20%, что позволит, опираясь на законные прецеденты и европейскую практику, ставить вопрос о создании собственного автономного государственного образования. И, разумеется, эта инициатива будет поддержана Турцией, Румынией, Венгрией, Польшей и прочими странами, которые заинтересованы в ослаблении и фрагментации нашей страны.

-  Реально ли участие нашего государства в каких-то военных конфликтах с другими странами? Кто может нас втянуть в горячие точки?

- Наша страна с каждым годом становится все слабее и слабее. Вместе с ослаблением и потерей иммунитета организм государства атакуют разные вирусы. Такая Украина, которая существует сегодня, не сможет удержать Крым. В партийной программе власти румынского парламента идет речь о возвращении Бессарабии, в программах венгерских парламентских партий - о возвращении Буковины. Польша никогда не забудет, кому принадлежит город Львов. Несложно расписать сценарий, при котором Украина вернется к своим историческим размерам: Киев плюс 5-6 областей вокруг.