Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Исчезнет ли самолечение вместе с рекламой лекарств?

Исчезнет ли самолечение вместе с рекламой лекарств?
Фото: Рекламные деньги могут уйти врачам и провизорам, которые станут подсовывать людям определенные препараты.

В рамках круглого стола «10 мифов о рекламе лекарств», который прошел в Киеве, игроки рекламного и фармацевтического рынков, а также представители прессы сошлись во мнении - таким образом решить проблему вряд ли удастся, но от столь бездумного запрета пострадают практически все: телевидение, печатные издания, рекламные агентства, отечественные фармпроизводители и, главное, граждане. 

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

Позиция Комитета ВР по вопросам здравоохранения безапелляционна: «Реклама лекарств подается в СМИ агрессивно, навязчиво, с многочисленными нарушениями законодательства, сводя на нет усилия государства вернуть доверие к врачу, воспитать в обществе понятие ответственного отношения к своему здоровью и ответственного самолечения». Это - выдержка из ответа комитета на запрос Украинской ассоциации издателей периодической прессы. В комитете убеждены, что в Украине лекарства рекламируются намного активнее, чем в странах Европы, где реклама препаратов для потребителей запрещена.

Юристы категорически опровергают эти утверждения, напоминая, что еще в 2003 году Закон Украины «О рекламе» был адаптирован к положениям Директивы Европарламента и Совета Европы «О кодексе Содружества относительно лекарственных препаратов для человека» почти дословно.

«Мы получили информацию от коллег-юристов из 26 стран. В Ирландии, Австрии, Бельгии, Испании, Болгарии, Греции, Италии, Румынии, Польше, Нидерландах, Германии, Финляндии на законодательном уровне разрешена реклама безрецептурных лекарств. В Норвегии не разрешена реклама лекарств на телевидении, а в Дании - на внешних носителях, первых и последних страницах изданий и в сети Интернет», - говорит Борис Даневич, партнер адвокатской фирмы «Паритет», сопредседатель Комитета здравоохранения Американской торговой палаты.

СТРАШИЛКИ НЕ НУЖНЫ

Эксперты же напоминают, что самолечение не следует делать страшилкой. Напротив, понятие ответственного самолечения было введено ВОЗ и поддержано Советом Европы. «Большинство европейских правительств запускают программы поддержки ответственного самолечения - в целях повышения уровня сознательноси пациента. Там поясняют: если симптомы не исчезли за 2-3 дня, пациент должен обязательно обратиться к врачу», - рассказывает Любовь Снигур, директор производственной компании «Здорово».

Получается парадокс: законодатели преследуют благие намерения борьбы с самолечением, одним махом ограничивая право потребителя на доступ к разнообразной информации об альтернативных аналогах одних и тех же препаратов, т.е. его право выбирать. Но при тотальном недоверии населения к врачебному институту такой запрет как раз и чреват бездумным самолечением, которое для некоторых категорий просто смертельно.

«Представьте, что реклама лекарств полностью запрещена. А рекламные бюджеты фармацевтических компаний никуда не делись. Они будут направлены на прямую и незаконную стимуляцию врачей и провизоров, которые станут подсовывать растерянным пациентам именно такие, а не другие препараты», - говорит Денис Шевченко, исполнительный директор фармацевтической ассоциации «ФармУкраина».

Он добавляет, что и отечественные производители совсем не выиграют от такого запрета. По словам Шевченко, они продолжат производить генерики, т.е. более дешевые аналоги зарубежных препаратов, поскольку смысла вкладывать в разработку собственных лекарств у них просто не будет: при отсутствии рекламы вложения не «отобьются» и за десятки лет. А значит, продолжат конкурировать в дешевой нише с производителями из Индии и Китая.

САНКЦИИ ПОМОГУТ

Участники круглого стола согласны с тем, что законодательные требования к содержанию рекламных роликов, текстов и изображений, популяризирующих тот или иной препарат, нужно ужесточить, как и уровень ответственности за их нарушение.

Между тем, как напоминает Катерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета, требования к договорам, которые телеканалы заключают с рекламодателями относительно лекарств, наиболее суровы. «Но реклама лекарств входит в топ-3 наиболее доходных для телевидения позиций. Реклама - единственный источник дохода для телеканалов. Эти деньги превращаются в зарплату для людей, которые выпускают новости, снимают фильмы, делают телепрограммы. Сейчас государство хочет запретить эту статью дохода потому, что само не обеспечивает надлежащего контроля над качеством такой рекламы. По аналогии в связи с большим количеством ДТП на дорогах нужно запретить рекламу автомобилей. Я подчеркиваю, что телеканалы, печатная пресса и рекламщики пострадают ни за что. А ведь мы ведем цивилизованный бизнес», - утверждает Котенко.

Участники круглого стола согласны с запретом рекламы лекарств, отпускаемых по рецептам, но в то же время предлагают разрешить рекламу безрецептурных препаратов. 

Фото Максима ЛЮКОВА.