Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Николай БАГРАЕВ: «В радиоэфир - не по квоте, а по качеству материала»

Николай БАГРАЕВ: «В радиоэфир - не по квоте, а по качеству материала»
Фото: Николай Баграев убежден, что качественная музыка сама проторит себе дорогу на радиоэфир.

Тема отмены квот обсуждается в СМИ уже около двух недель. Ее комментировали люди из различных отраслей, зачастую далеких от индустрии шоу-бизнеса. Мы же решили поговорить об этом с Николаем Баграевым - основателем компании «Таврийские Игры» и владельцем телеканалов М1 и М2, стоявшим у истоков основания украинского шоу-бизнеса.

«ЗАКОНЫ ШОУ-БИЗА ДАЛЕКИ ОТ ПОЛИТИКИ»

- Николай Георгиевич, в этом году «Таврийским Играм» исполняется 20 лет…

- Совершенно верно, «Таврийские Игры» - ровесники независимости Украины, а если быть точным, то даже немножко старше.

- Получается, что все украинские музыканты «вышли в свет» на ваших глазах, и многие - при вашем непосредственном участии. Почему сегодня одни на вершине популярности, а других уже успели подзабыть? Это вопрос творчества или больше политический?

- У шоу-бизнеса есть свои законы, и они далеки от политики. Наоборот, неграмотное и сугубо эмоциональное вмешательство политиков в шоу-бизнес ему только вредит.

Безусловно, для развития отрасли нужны определенные законы. Но это законы, которые будут помогать развиваться отечественному шоу-бизнесу. И они, кстати, еще больше усилят позиции качественного конкурентоспособного национального продукта. Так что никакие квоты не сделают артиста успешным. Узнаваемым - может быть, но успешным - никогда!

- То есть вы позитивно относитесь к отмене 50-процентной квоты на украинский музыкальный материал в эфире отечественных радиостанций?

- Я считаю, что в этом решении есть здравый смысл. Продукт должен попадать в эфир по критериям качества, а не по квоте. Заработки радиостанции напрямую зависят от ее рейтинга. Есть рейтинг - есть рекламодатель, есть прибыль! Поэтому рейтинговые радиостанции очень серьезно относятся к своим плей-листам. Перед попаданием в эфир произведения проходят тестирование независимо от своего происхождения. А квота как раз и вносила коррективы в плей-листы, заставляя ставить в эфир продукт, который не воспринимается аудиторией данной радиостанции. И редакторы были вынуждены для спасения рейтингов «отрабатывать квоты» в ночное время, когда рекламная активность понижена. От этого не выигрывал никто: ни слушатель, ни радиостанция, ни произведение, попавшее в эфир по квоте.

НИШЕВЫЕ РАДИОСТАНЦИИ ЖДЕТ РАЗВИТИЕ

- Вы не думаете, что не прошедший тестирование материал все равно будет попадать в эфир, только это будет дороже стоить для исполнителя?

- Я абсолютно не исключаю, что будут исполнители, которые попытаются попасть в эфир через знакомых диджеев, с помощью материальных поощрений и так далее. Но что им это даст? Видимость конкурентоспособности? Не думаю, что это поможет им собирать залы и повысить свою стоимость как артиста. Но главное, что сами владельцы радиостанций будут стараться не допускать подобных ситуаций. Потому что эфир, даже полностью забитый платными ротациями, не принесет той прибыли, которую можно получить за счет рекламы. Так что борьба за рейтинги - это главная задача для радиостанции.

- Не секрет, что самой популярной является массовая музыка - попса, шансон… То есть шансы попасть в эфир для другой музыки уменьшатся?

- Во-первых, качественная музыка всегда присутствует на рейтинговых радиостанциях независимо от жанра. Да, у нас большинство любит попсу, зачастую хитами становятся совершенно бессмысленные песни, но это дело вкуса, вопрос массовой культуры, которая формируется десятилетиями. Но также в эфире в достаточном количестве звучат песни Высоцкого, Шевчука, Макаревича, «ВВ», «Океана Эльзы», «Бумбокса»… И это я говорю не про эфиры станций рок-н-ролльного формата. Ведь далеко не попса звучит фактически на каждой кнопке приемника, потому что это качественно и востребованно. Во-вторых, отмена квоты благоприятно скажется на развитии нишевых станций: джаз, рок, классика, денс, ретро… Потому что до этого у них была вообще тупиковая ситуация по наполнению эфира 50-процентным национальным продуктом.

- И все же в прессе много негативных высказываний по поводу отмены квоты. Это решение связывают с уничтожением украинской музыки…

- По этому вопросу много спекуляций, и они опять-таки спровоцированы политиками. Меня откровенно раздражает, когда специфический узкопрофессиональный вопрос начинают обсуждать политики, общественные организации, тусовщики и прочие персоны, далекие от темы. Одним из главных их акцентов является якобы вытеснение украинского языка из эфира! Они даже не знают, что речь идет не об украиноязычном продукте, а о продукте, сделанном в Украине! И кстати, по статистике, около 70% национального продукта, размещенного по квоте, не было украиноязычным!

Да, среди критиков есть и музыканты. Но, простите меня, в большинстве случаев это те люди, которым и по квоте проблематично было попасть в эфир. Если бы действительно существовала угроза для украинской музыки, то, поверьте, топовые артисты подняли бы такой бунт! И я бы поддержал их обязательно.

«КОНКУРЕНЦИЯ РАССТАВИТ ВСЕ ПО МЕСТАМ»

- Ваш прогноз: увеличится или уменьшится количество украинского продукта в радиоэфире в ближайшие год-два?

- Думаю, меньше его не станет. Уменьшится количество невостребованных исполнителей, а в целом отечественной музыки будет достаточно. Согласитесь, число бездарных музыкальных проектов, которые созданы по принципу «поиграюсь и выброшу», сегодня очень внушительное. И многие из них попадали в эфир, потому что нужно было выполнять закон. Теперь здоровая конкуренция расставит все по своим местам. Талантливым и успешным отмена квоты только на руку.

- 20 лет назад наблюдалась подобная ситуация. Однако тогда речь шла не только о радиоэфире, но и о выходе украинских исполнителей на рынок в целом. И «Таврийским Играм» удалось многих сделать звездами…

- Не будь они талантливыми, трудолюбивыми и целеустремленными - не были бы они сейчас звездами! Тогда, в начале 90-х, многие организации из сферы культуры перешли на навязывание аудитории украинского продукта. Как правило, это вызывало у публики раздражение и неприятие. «Таврийские Игры» пошли путем презентации украинских исполнителей в контексте международного фестиваля, где хедлайнерами были признанные мировые звезды. Так аудитория постепенно привыкала к «своим», а успешность шоу всегда была «застрахована» благодаря зарубежным звездам. За 17 лет мы презентовали более 200 украинских исполнителей. У всех были одинаковые условия и шансы для прорыва. Успешными стали около 30. Сегодня они собирают полные залы, имеют достаточное количество концертов, и не только в Украине. Многие из них стали даже популярнее, чем зарубежные звезды, у которых они когда-то выступали на разогреве. Это, пожалуй, самый яркий исторический пример, который доказывает, что все дело в продукте, а не в квоте.