Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Композитор Мирослав СКОРЫК: «Проснулся знаменитым после московского «Голубого огонька»

Композитор Мирослав СКОРЫК: «Проснулся знаменитым после московского «Голубого огонька»
Фото: Фото из архива Мирослава Скорыка.

«МНЕ ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ И ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ»

Любовь к этому утонченному искусству у Мирослава Михайловича родом из детства. В его семье любили и ценили музыку, а родная сестра его бабушки Соломия Крушельницкая, заметив идеальный музыкальный слух у маленького Мирослава, настояла отдать его учиться в музыкальную школу. И не ошиблась, почувствовав в одаренном мальчике будущего талантливого творца музыки.

– Мирослав Михайлович, вашу семью репрессировали и вывезли в Сибирь. Но вам удалось избежать пристального внимания КГБ и сделать головокружительную карьеру. Это счастливое стечение обстоятельств или вам все­таки кто­то помогал и ограждал от внимания карательной советской машины?

– Да, мне в жизни повезло. Дело в том, что уже в 1955 году я мог свободно и легально выехать из Сибири и возвратиться во Львов. Я прожил в далеком шахтерском городке Анджеросуджинске семь лет.

По приезде во Львов я сразу подал заявление о вступлении в консерваторию. Я ведь в Сибири тоже занимался музыкой со своим преподавателем, который уехал вместе с нами.

Да, конечно, мне помогли. Мой отец был известным ученым­историком. Он закончил университет в Вене и работал заместителем директора отделения Академии наук вместе с Филаретом Колессой, который возглавлял это научное заведение. Наши семьи были близко знакомы и тесно общались. А сын Филарета Колессы Николай в то время был ректором консерватории во Львове. И, конечно, он отнесся ко мне благосклонно и помог. Хотя я все экзамены сдал своими силами хорошо и закончил впоследствии консерваторию с красным дипломом. Я очень благодарен за это Николаю Колессе. Это был интеллигентный, благородный и образованный человек.

А потом – в 1956 ­1959 годах – уже началась так называемая «хрущевская оттепель» и репрессивная машина ослабила свое давление.

 Я очень хотел стать композитором. Поэтому решил продолжить учебу. А композиции можно было достойно научиться только в двух вузах, которые были признанными авторитетами в этом вопросе – парижском и московском. И я поехал в Московскую консерваторию.

ПЕСНЯ «НАМАЛЮЙ МЕНІ НІЧ» ПРИНЕСЛА ВСЕСОЮЗНУЮ СЛАВУ

– Кто учил вас композиции в Москве?

– Мне посчастливилось попасть на курс к известному композитору Дмитрию Кабалевскому. Это был очень авторитетный в музыкальном мире человек, который серьезно относился к своим студентам. Он научил меня очень многому и всегда и во всем поддерживал. У меня с ним были прекрасные отношения. Именно он посоветовал мне написать кандидатскую диссертацию, заказал мне концерт, который потом исполнялся на конкурсе молодых пианистов в Куйбышеве.

Уже после окончания московской аспирантуры я приехал во Львов на преподавательскую работу. В те годы я увлекся эстрадой и у меня даже был свой эстрадный оркестр «Веселые скрипки», который пользовался большой популярностью в Украине.

С этим коллективом нам даже удалось выступить на большой сцене в Киеве и во Дворце съездов в Москве. Под наш аккомпанемент выступали такие известные певцы, как Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Людмила Божко и многие другие.

– Мирослав Михайлович, а когда вы проснулись знаменитым?

– Наверное, после того, как моя песня «Намалюй мені ніч» добралась аж до «Голубого огонька» и стала очень популярной. Ведь это впервые песня из Львова звучала во всесоюзной и очень популярной телепередаче. Потом стали популярными мои песни «Не топчіть конвалій», «Я тебе почекаю». Этими песнями я хотел как­то осовременить украинскую эстраду, но настоящим моим увлечением всегда была и остается камерная симфоническая музыка.

– У вас есть достойные ученики, которыми вы по праву гордитесь?

– Безусловно, есть. Это известные композиторы, народные артисты Украины Евгений Станкович, Иван Карабиц, Владимир Зубицкий, Анна Гаврилец и многие другие. Среди молодых дарований выделяю Богдану Фроляк, Ивана Небесного, у которых замечательный творческий потенциал.

– Как вы считаете, у симфонической музыки есть будущее в наш компьютерный век?

– Думаю, что есть. Ведь я вижу, как возрождается интерес к симфонической музыке, как все большее количество людей испытывает к ней влечение. Все возвращается на круги своя, и интерес к настоящему искусству – тоже.

«МОЕ ЛЮБИМОЕ ХОББИ – СОБИРАТЬ ГРИБЫ!»

– Мирослав Михайлович, как вы любите отдыхать от трудов праведных?

– Самое мое большое увлечение, кроме музыки, – это «тихая охота». Я обожаю собирать грибы и считаю себя профессором в грибном деле. Грибы я не только собираю, но сам их готовлю и мариную. Это мое самое любимое занятие.

Кроме этого, мне очень помогают занятия спортом. Раньше я занимался легкой атлетикой, футболом, потом играл в бадминтон и настольный теннис, ходил на туристических байдарках. А сейчас предпочитаю в качестве физических нагрузок пешие прогулки.

– У вас есть какие­то любимые блюда?

– Да, я очень люблю рыбу – заливную и фаршированную, например. Моя жена Андриана прекрасно ее готовит. Она вообще замечательная хозяйка и заботливейшая жена. Окружает меня всяческим вниманием и заботой, никогда не равнодушна к моим делам и хлопотам, всегда готова помочь. За это я ей очень благодарен. Мы вместе уже 10 лет и все эти годы я окружен любовью, комфортом и гармонией отношений.

В тему

«Параджанов был непредсказуемым и грубым»

– Это правда, что вы написали музыку почти к 40 художественным фильмам?

– Да, это правда. Хотя в последнее время некоторые кинематографисты используют музыку в своих творческих произведениях, даже не спрашивая моего разрешения. Так случилось, например, с сериалом «Царівна» по роману Ольги Кобылянской, где моя музыка звучит на протяжении всех серий, но спросить разрешения у меня или хотя бы поставить меня в известность почему­то забыли. Считаю, что такие поступки не украшают создателей телевизионных сериалов.

В фильме «Доярка из Хацапетовки» тоже использовали мою «Мелодию», но тут уже взяли ее с моего разрешения.

– И, насколько я понимаю, ни те, ни другие вам ничего не заплатили?

– Увы.

– А как получилось, что именно ваша музыка была использована в культовом фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков» по роману Михаила Коцюбинского?

– Это был, по­моему, 1963­1964 год. Фильм снимался в Западной Украине. Параджанов приехал во Львов, пошел на областное радио и попросил дать послушать музыку львовских композиторов. Ему дали прослушать произведения Николая Колессы, Анатолия Кос­Анатольского, Козака, Солтыса и многих других композиторов. В числе прослушанных им музыкальных произведений были и мои. И он, прослушав мою сюиту для струнного оркестра, решил, что именно моя музыка будет звучать в фильме. Она ему очень понравилась, поэтому я должен был написать музыку к его фильму.

С Параджановым было сложно работать. Он был человек импульсивный, непрогнозируемый и грубиян, правда, отходчивый. Одно время я даже хотел отказаться от сотрудничества с ним, но потом как­то мы все­таки сработались.

– Вы написали много музыки и для мультфильмов. Какой был самым популярным в те годы?

– Серия мультфильмов про казаков режиссера Дахно. Ну, например, «Як козаки куліш варили», и все остальные.

Досье «КП»

Родился в 1938 году во Львове. Когда маленькому Мирославу было всего 9 лет, семью репрессировали и выслали в Сибирь, в шахтерский городок Анджеросуджинск.

После смерти Сталина семья вернулась во Львов. Учился во Львовской государственной консерватории имени Николая Лысенко. Потом изучал композицию в аспирантуре Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. После аспирантуры, начиная с 1963 года, преподавал во Львовской консерватории. 20 лет жил и работал в Киеве. В 1986 году возвратился во Львов.

Мирослав Скорык – композитор, музыковед, член­корреспондент Академии искусств Украины, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой композиции Львовской музыкальной академии имени Николая Лысенко, председатель Львовского отделения Союза композиторов Украины.

Творческий актив Мирослава Скорыка: опера, балет, реквием, концерты, произведения для оркестра, музыка к более, чем 40 фильмам, к театральным спектаклям, джазовым и популярным композициям.

Произведения композитора регулярно исполняются не только в европейских странах: Германии, Франции, Голландии, Австрии, Великобритании и многих других, но и в США, а также Канаде. Часто выступает как дирижер и пианист с исполнением собственных произведений.

Награды и почетные звания:

1969 год – получил звание «Заслуженный деятель искусств Украины».

1971 год – кавалер ордена «Знак Почета» (СССР).

1987 год – Лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко.

1988 год – звание Народный артист Украины.

1998 год – орден третьей степени «За заслуги».

2008 год – присвоено звание «Герой Украины».