Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Как в Украине становятся святыми

Как в Украине становятся святыми

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, ЧТОБ СТАТЬ ПРИМЕРОМ

- Владыка Иоанн, с самого начала хотела бы задать вопрос, который человеку воцерковленному, возможно, покажется элементарным. Святой - это кто? Мы нередко применяем подобное определение по отношению к тем, кто живет исключительно по совести, совершает благородные, бескорыстные поступки…

- Человек сам по себе святым быть не может. Святыми, праведными становятся только по милости Божьей. И когда церковь совершает канонизацию, то есть прославление, то лишь констатирует факт: Господь над этим человеком явил свою милость, и теперь он - пример веры, христианского благочестия.

- Церковь никого не причисляет к лику святых при жизни. Существуют ли четкие сроки, сколько лет должно пройти после кончины, чтобы кандидат в святые превратился в пример для подражания?

- В минувшем году наша комиссия предложила Священному синоду положение о канонизации святых Украинской православной церкви. Положение уже одобрено и утверждено. Там как раз и поднималась эта тема. Теперь подавать на комиссию жизнеописания святых можно, если после смерти подвижника минуло тридцать лет.

Из чего мы исходили? Безгрешных людей не существует. Те, кто были современниками кандидата в святые угодники Божьи и хорошо знали его, способны в немощи своей человеческой ошибаться. Мы вообще судим друг о друге предвзято. Склонны чаще замечать, как ближний грешит, но не видим его покаяния. Не знаем его сердца, не знаем его сокрушения. Тридцати же лет достаточно, чтобы получить истинные свидетельства святости. 

Вот пример из Писания: благоразумный разбойник для окружающих - последний злодей, который насиловал, убивал, грабил. А Господь простил его и первым ввел в рай! Потому что разбойник, уже на кресте, искренне раскаялся.

- Владыка, неужели милость Господня настолько велика, что даже разбойник, пусть теоретически, имеет шанс не только на спасение, но и на превращение в святого?!

- Любой может стать святым, если ведет благочестивую жизнь и у него есть покаяние и вера. К слову сказать, в церковных календарях записан день памяти благоразумного разбойника - на Страстной седмице, в Великую пятницу. И на иконах он изображается с нимбом. Правда, я имею в виду не обычный, а полный календарь, как в «Настольной книге священнослужителя», которая издавалась еще при патриархе Пимене в 1979 году.

- Возможно, Украинская православная церковь тоже канонизировала кого-то из разбойников, раскаявшихся и ставших благоразумными?

- Нет, таких случаев не знаю. 

В Крещенский сочельник владыка Иоанн по традиции совершил освящение воды и поздравил прихожан Свято-Духовского кафедрального собора Херсона.

 

 

«ПОДВИГ - ТРУД НАД СОБСТВЕННОЙ ДУШОЙ»

- Правильно ли считать, что основной признак святости - нетленность тела? Недаром ведь паломники стремятся на поклон к мощам в Киево-Печерской лавре. Попутно я бы хотела узнать об отношении церкви к искусственной мумификации. Не только атеист Владимир Ленин в московском мавзолее, но и глубоко верующий, православный Николай Пирогов, знаменитый хирург из Винницы, были подвергнуты процедуре бальзамирования…

- Нетленность тела не является главным критерием святости. Первых христиан-мучеников, как известно, бросали на растерзание диким зверям, топили в море, жгли в огне, так что останков вообще не сохранилось. А мы их почитаем как святых угодников Божьих. От любимого многими православными преподобного Серафима Саровского остались только кости.

Известны случаи - из научных фильмов и трудов о них знаем, когда тело умершего, попавшее в соответствующие условия, долго не разлагается. Хоть это совсем не свидетельствует, что человек - святой. Просто на то воля Божья - каким тело будет явлено на суд. А вот мощи Феодосия Черниговского, погребенные в склепе, несколько веков сохраняют первозданный облик! Но и у святителя Феодосия на пятке заметен кусочек тления, что лишь подтверждает: по слову Божью, печать тления все равно должна присутствовать в человеке.

- Значит, бальзамирование известных людей, осуществлявшееся с целью сберечь для следующих поколений, так сказать, предметную память, - кощунство?

- Конечно. Церковь никогда не одобряла этого. 

- Какие же признаки святости каноничны?

- В первую очередь - вера и подвиги во имя нее. Подвигом в православии считается благочестивая жизнь. Мы называем подвижниками преподобных, которые проводили свои дни в посте, молитве и воздержании, в тяжких трудах, изнуряющих плоть. Терпели и жару, и холод. Вот это и есть духовный подвиг, труд над собственной душой, который человек несет добровольно и безропотно. Согласитесь, налицо отличие от мирского восприятия слова «подвиг»!

- Владыка Иоанн, не могу не спросить: пожарные, которые в апреле восемьдесят шестого спасли не только Украину, но и целый мир от ядерного апокалипсиса Чернобыля и погибли мученической смертью, достойны звания героев православия? Они совершали подвиг добровольно, не раздумывая, не сомневаясь…

- Тайна человеческой жизни сокрыта от нас, она известна только Богу. В Священном Писании читаем слова Христа, который сказал: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих».

Солдаты Великой Отечественной, пожарные-чернобыльцы, иные люди, проявившие себя как защитники Отечества, отдавали за других самое ценное, чем обладали, - жизнь. И мы считаем это высокой любовью, почитаем их самоотверженность. Однако назвать святыми не вправе…

Те, кто совершал земные подвиги, часто бывали неверующими или грешными. Конечно, Богу одному судить об их участи в вечности. Потому что только Господь слышит последний вздох человека, последнюю мольбу и о возможном покаянии знает. Задача же нашей комиссии - прославить святых, которые дают абсолютный пример во всем. 

«САМ ПО СЕБЕ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ТВОРИТЬ ЧУДО» 

- Думаю, не ошибусь, если скажу: понятие «чудо» в православии тоже сильно отличается от обыденного восклицания «Чудеса!». Интересно, как комиссия по канонизации определяет, какие из чудес достойны того, чтобы назвать творящего их новым украинским святым?

- Не украинским, а православным. Здесь национальное деление невозможно. Хоть часть политиков сознательно допускает подобные высказывания.

Сам по себе человек не может творить чудо. Чудо творит Господь через того или иного святого угодника, через чудотворную икону, святую воду. Это нельзя объяснить с позиции разума, науки. Здесь лишь воля Божья и непостижимый для нас промысел. 

- После чего у комиссии не остается сомнений в том, что свершилось чудо, а человека, к нему причастного, можно канонизировать как святого?

- Скажем, после исцеления от неизлечимых болезней. Или от порока пьянства. За пьяниц чаще всего молятся близкие, матери или жены. Есть примеры, когда по молитвенным обращениям матери наступает выздоровление или освобождение от алкогольной зависимости. Но еще нужно помнить о том, что Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, но мы его почитаем как первейшего, после Божией Матери, святого. 

Так что чудо тоже не определяющий показатель. И оно не обязательно происходит при жизни. Чаще всего чудеса совершаются уже после кончины праведника. И мы тогда ищем подтверждения. Если произошло исцеление - подкрепляем его медицинскими свидетельствами, а не только заверениями очевидцев. Обычно доказательства собирает комиссия той епархии, где жил подвижник благочестия. И далее представляет кандидатуру нашей комиссии.

- Кто сейчас из святых, если так позволено выразиться, «на подходе»?

- Снова и снова возвращаемся к житию матушки Алипии из Голосеевской пустыни. Ее знали как юродивую, блаженную. Собрана масса свидетельств. Приносят целые папки с описаниями и заключениями врачей о благодатной помощи от матушки Алипии, которая действительно исцеляет страждущих. В пустынь столько народу стремится! Знаете ведь, к пустому колодцу люди не ходят. Она и при жизни многим помогла, наставила на правильный путь, путь покаяния и спасения. И хоть с момента кончины матушки в 1988 году не прошло еще тридцати лет, изучаем ее жизнеописание. Не исключаю и такое, что мы прославим ее имя раньше. Канон не настолько строг, чтобы не позволил сделать исключение!

Еще комиссия приступила к рассмотрению материалов по новомученикам - тем, кто погибли после гонений и пыток при советской власти. Представление сделано прихожанами и священнослужителями Макаровской церкви, что в Киевской области. Не так давно были прославлены семнадцать преподобных мучеников в Мгарской пустыни на Полтавщине - монахи, которые приняли смерть за веру. 

«УКРАИНСКИХ СВЯТЫХ ССЫЛАЛИ В КАЗАХСТАН И НА СОЛОВКИ» 

- Владыка, во времена Советского Союза канонизацию приостановили либо она все же тайно продолжалась? 

- Нет, тогда святых не прославляли. Последняя канонизация, если мне не изменяет память, состоялась в 1917-1918 году, на Поместном соборе Русской православной церкви. А после наступил длительный перерыв. Церковь оказалась на грани выживания. Только к 1000-летию Крещения Руси были канонизированы Дмитрий Донской и блаженная Ксения Петербуржская. И лишь после полного обретения свободы вероисповедания - не той, о которой твердили при СССР! - процесс возродился с новой силой. Он доказывал: церковь жива и даже в лихолетье исполняла исключительную миссию. Тому подтверждение - новомученики и исповедники, страдавшие от репрессий, однако оставшиеся в живых.

- Владыка Иоанн, а много ли в Украине исповедников и новомучеников появилось по вине коммунистического режима?

- В сравнении с Россией - нет, разумеется. Но не надо забывать, что многие из прославленных Русской православной церковью родились, жили и служили в Украине. Например, новомученик Прокопий. Он херсонский священнослужитель, но пострадал за веру далеко от родины, в Казахстане, куда его отправили в ссылку.

Другие украинские святые попадали на Соловки. Лагеря-то создавались исключительно на российских просторах… Будто нарочно, ради напоминания насчет места в «дружной семье республик-сестер». Но православные всегда помнили о единстве святой Руси.

И сейчас, когда пытаются устроить раздел по политическим границам, мы тоже не сомневаемся: для Христа все равны, как читаем у апостола Павла. Нет ни еврея, ни эллина, ни мужского пола, ни женского. Все едины во Христе. Наша миссия - служить Богу, не разделяя, а соединяя людей.  

«ЗА «ГЕРОЯ УКРАИНЫ» - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КУДА МЕНЬШЕ»

- В особенности православной традиции, насколько мне известно, входит такое понятие, как страстотерпцы. Чем больше христианин добровольно себя истязает во имя Господа - носит вериги, отправляется в затворники, принимает обет молчания и так дальше, - тем больше у него шансов превратиться в святого. Кого у нас можно считать современным канонизированным страстотерпцем?

- У вас несколько неточная трактовка. Люди, которые берут на себя испытание в виде вериг или затвора, именуются либо преподобными, если они были в монашеском чине, либо просто праведными. Страстотерпцами же называют тех, кто умерли мученической кончиной. Но не за то, что не отреклись от веры, а страдая за правду, за истину, как первые русские страстотерпцы Борис и Глеб, князь Игорь Черниговский. А последними страстотерпцами признана царственная семья Романовых. 

- Владыка, вы заметили, что по крайней мере последнее двадцатилетие для православия оказалось более свободным. Значит ли это, что в независимой Украине канонизируют больше, как бы отдавая долги за упущенное время? 

- Мы ведем статистику. В 2010 году были прославлены четверо святых. Архиепископ Полтавский Афанасий (Вольховский), игумен Вонифатий (Виноградский), основатель пустыни «Феофания», херсонская монахиня Евтропия (Иса­енкова), инокиня Анастасия (Романова), основательница Покровского монастыря в Киеве. А пятая кандидатура, как я уже сказал, - матушка Алипия. В 2009-м святыми стали игуменья Рафаила из Черкасской епархии, монахиня Елена (Бахтеева), основательница столичного Флоровского монастыря - до сорока человек. А всего за время независимости появилось около сотни святых. 

- Надо полагать, комиссия по канонизации существует не так давно? 

- Да, с начала девяностых. Прежде ее возглавлял митрополит Никодим. А в нынешнем составе из шестнадцати человек, согласно решению Священного синода, мы работаем с 22 ноября 2006 года.

Документы о праведниках представляет правящий архиерей. Он подает и прошение, рапорт предстоятелю церкви. А уж Блаженнейший Владимир в свою очередь направляет материалы на рассмотрение комиссии. Мы все изучаем тщательно, без поспешности - процесс может и годы занять! Когда все без исключения члены комиссии согласны, что тот или иной подвижник достоин прославления в лике великих святых, подписываем протокол. И отправляем в Священный синод, чтобы он огласил окончательный вердикт. 

- Многоступенчатая схема… Государственные ордена, включая звание «Герой Украины», дают легче, без стольких бюрократических этапов!

- Здесь иначе невозможно. Слишком велика ответственность. 

- А бывало, что члены комиссии расходились во взглядах? Одни твердят: настоящий святой, другие  сомневаются? Или Синод находит основания для отказа?

- Отказов Синода пока не случалось. Зато внутренние разногласия возникают. Потому и не выносятся решения по прославлению иных святых. Надо, чтобы к ним  не предъявлялось вообще никаких претензий!  

Матушка Алипия, исцеляющая от болезней, скоро будет канонизирована.
 

 

 

ВАЛЕНТИН ИЛИ ПЕТР С ФЕВРОНИЕЙ?

- Владыка Иоанн, как православная церковь относится к католическим святым? Прежде всего к святому Валентину, о ком большинство молодых украинцев узнали сравнительно недавно, но сразу зауважали за миссию - соединять сердца?

- Начнем с того, что святой Валентин - не католический, а общецерковный святой, монах, римский мученик. На Западе святого Валентина действительно считают покровителем влюбленных и отмечают его день 14 февраля. А у нас оберегают супружество святые Петр и Феврония. В России уже несколько лет подряд с их именами связывают официальный праздник - День семьи, 8 июля. 

- Как вы думаете, в Украине у Петра и Февронии есть шансы полюбиться народу подобно Валентину?

- Церковь проповедует на этот счет. Но на государственном уровне тоже нужно приложить усилия. При жизни супруги были князьями, делали много милостей для простых людей. И распределили свое богатство между нуждающимися, что принесло пользу их душам. Не так, как часто сейчас наблюдаем: человек состоятельный купается в роскоши, бед вокруг не замечая. Ему все мало и мало… Когда же Петр и Феврония ушли в монастырь, Господь со временем устроил так, что позволил им скончаться в один день.

- Вот откуда крылатое определение счастливого брачного союза: «Жили долго и умерли вместе»! 

- Совершенно верно. 

- 25 января церковь празднует Собор новомучеников и исповедников российских. Дата трагическая прежде всего для Украины. В 1918 году большевики расстреляли митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Сейчас между идейными наследниками большевиков, коммунистами, и православием установились добрые отношения. Церковь все простила - в глобальном, высшем смысле?

- Прощать может только Бог... Но, опять же, мы не знаем кончины мучителей. Против всей церкви они, конечно, совершили преступление. А вот называть конкретных людей мы не вправе.

СПРАВКА «КП» 

Наши новые святые

Инокиня Анастасия (Романова), великая княгиня (1838-1900) 

Основала Покровский женский монастырь в Киеве, где в 1891 году приняла постриг. Открыла при монастыре больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, приют для неизлечимо больных женщин и слепых, приют для девочек-сирот, бесплатную аптеку. Была строгой постницей, жила в простой келье, отдавая все средства на содержание созданных ею учреждений. Исполняла обязанности ассистентки хирурга, несла дежурства у постелей прооперированных,  поддерживала духовную жизнь больных. В 1897 году предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных лечебниц. С помощью просветительских бесед возвращала в православие сектанток. Скончалась после тяжких страданий и была похоронена при огромном стечении народа в основанной ею обители. 

 

Архиепископ Полтавский Афанасий (Вольховский), чудотворец (ок. 1741- 1801)

Родился в Полтаве, принял монашество в 1769 году. Был наместником Александро-Невской лавры, епископом  Могилевским и Полоцким. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Мощи его почивали нетленно, исцеляя страждущих. Торжества по случаю прославления святителя Афанасия планировалось совершить в 1917 году, но помешала революция. 

 

Монахиня Евтропия (Исаенкова), молитвенница Херсонская (1863-1968) 

Отличалась особой скромностью и добротой, носила вериги,  имела особый дар прозорливости. Особенно влекло к ней людей в годы войны, когда матушка возносила молитвы о нуждающихся в Божьей помощи. Имела дерзновение молиться за тех усопших, что по причине закрытия храмов не были погребены по православному чину.

Игумен Вонифатий (Виноградский), подвижник, аскет (1785-1871)

Иконописные изображения монахини Евтропии и игумена Вонифатия уже утверждены, но еще не написаны.

БЫЛО ДЕЛО

За что «наказали» святую Анну?

- Обратного процесса вроде «разжалования», видимо, не существует?

- (Пауза.) История Русской православной церкви знает подобный случай. Анна Кашинская давно была прославлена в лике святых. Однако ее почитание стали использовать раскольники-старообрядцы. И тогда решением Синода почитание Анны Кашинской было прекращено. 

- Но сама-то святая не виновата! За что ж ее наказали?

- Следовало прекратить распространение раскола. И коль старообрядцы поклонялись мощам Анны Кашинской, то поступили вот таким образом… 

- Сурово!

- По мирским меркам - да. Первое ее прославление состоялось в 1650 году, а повторное лишь в 1909-м.

Чтобы не служить объектом поклонения раскольников, Анне Кашинской пришлось пострадать еще.

 

 

КСТАТИ

К кому из новых святых в Украине обращаются чаще всего?

- В Херсонской епархии - к преподобному Варсонофию. Он был исповедником, двадцать раз попадал в тюрьмы за веру. Боролся с так называемым обновленчеством, распространенным в тридцатые годы. А вообще, думаю, наибольшей любовью верующих пользуется архиепископ Крымский Лука. К тому же он исключительно почитаем в Греции. Греки специально приезжают в Симферополь, чтобы поклониться его мощам.

Я бываю по милости Божьей на Афоне и знаю, как там по иконке сразу узнают нашего святителя. По молитвам родителей он исцелил ребенка. Семья в благодарность собрала большую сумму денег, изготовила серебряную раку для мощей архиепископа и привезла в Крым.