28 сентября
Загрузить еще

Будущее метро все больше похоже на прошлое

Фото Юрия ЗИНЕНКО
 
Предложения по метро отослали в Кабмин

Новую схему метро презентовали вчера на открытии станции «Алексеевской». План строительства смело рассчитан на 10 лет - до 2020-го и требует 5 млрд 500 млн гривен. Если он будет реализован до конца, то мы получим такие новые станции: «Проспект Победы», «Державинская», «Одесская», «Мотель «Дружба», «Аэропорт», «Площадь Урицкого», «Дружбы Народов».
- Мы сделали заявку в Кабмин, - рассказывает Анатолий Кравчук, заместитель директора департамента строительства и дорожного хозяйства мэрии. - Должна быть принята новая государственная программа строительства метрополитена, поскольку существующая заканчивается в 2010 году. И схема, которую демонстрировали вчера, отражает наши предложения. Если ее утвердят, то это будет реальная основа для дальнейшего строительства.
По словам Анатолия Леонтьевича, прошлая программа выполнена только на четверть: из четырех запланированных станций («Алексеевская», «Проспект Победы», «Державинская», «Одесская») построена только одна.

«Державинская» и «Одесская» - после Евро

Сегодня сделать реально в первую очередь «Проспект Победы», говорят специалисты. Там уже все понятно: есть утвержденный проект и работы идут. Планируется закончить станцию в мае 2012 года.
- Есть также проект двух станций до Одесской, утвержденный Кабмином, прошедший госэкспертизу, - говорит Анатолий Леонтьевич. - Начать их строительство планируется в 2012 году, но основные работы - только после проведения Евро.
Дело в том, что стройка требует ограничения движения транспорта по пр. Гагарина и ул. Державинской, а этого делать нельзя из-за туристов.
В соответствии со схемой, «Одесская» должна быть готова до 2015 года. Ну а дальше можно будет подумать и об участке до аэропорта. По словам Кравчука, там теоретически возможна наземная ветка.
- Но эти планы пока что не рассматриваются, - оговаривается специалист. - Хорошо бы построить «Проспект Победы» и две станции до «Одесской». Для этого нужно почти 2 млрд грн.

В планах - кольцевая

После завершения Алексеевской ветки может наступить черед станций «Пл. Урицкого» и «Дружбы Народов», и только потом - части кольца из пяти станций: от «Героев Труда» и до «Им. Александра Масельского».
- Возможно, продление от «Героев Труда» (через «Масельского» - Ред.) до «Одесской», а от «Одесской» - на Новожаново, - рассказывает Кравчук.
Хотя по его словам, кольцо - достаточно далекая перспектива.
- Я бы строил метро на Рогань, причем там будут дешевые станции. Думаю, на Залютино станция не помешала бы, чтобы метро вынести ближе к окружной, - предлагает свое видение специалист.

Мнение ученого

Подземка уничтожит трамваи?

- Линия от станции метро «Героев труда» до «Им. Александра Масельского» - это заменитель трамвая, - считает Валерий Гук, профессор кафедры урбанистики Харьковского университета строительства и архитектуры. - Эта ветка метро уничтожит трамвай. Изначально предполагалось, что ветка пойдет от «Им. Академика Барабашова» по проспекту 50-летия ВЛКСМ к 602-му микрорайону. Ее даже заворачивали за границу города, потому что там уже все застроено и нужен транспорт. То же и с линией до Новожаново: если в этом направлении пойдет метро, то трамвай там будет не нужен.

В тему

Заметим, что в схеме развития харьковского метрополитена 1970-х годов, была практически такая же кольцевая линия, как та, которую обсуждают сегодняшние метростроители. Впрочем, в этой схеме было и много иных идей. К примеру, подземку хотели прокопать до Новой Баварии, поселка  Жуковского и даже Дергачей!
- Тогда Дергачи развивались как промышленный узел, туда выносились большие предприятия, в том числе филиал завода им. Малышева. Потом все поменялось. Завода им. Малышева почти уже не стало. Не говоря о его филиале в Дергачах, который сейчас работает процентов на 5-10, - объясняет  прежние планы заместитель директора департамента строительства и дорожного хозяйства мэрии Анатолий Кравчук.