Окончание. Начало читайте здесь>
Почему пилоты не боятся летать? Они знают, что самолеты надежны, а сами пилоты, если подготовлены правильно, в небе практически приравнены к богам.
Безопасность полетов гарантируют следующие факторы.
* Самолеты имеют многократное резервирование и системы пассивной безопасности. Например, вспомогательную силовую установку (ВСУ) - этакий мини-реактивный двигатель, запускающий основные двигатели, питающий энергией самолет на земле, а в случае отказа и в полете. Она расположена в хвостовой части самолета в жаропрочной гондоле. При пожаре в двигателе, если его не удается потушить штатными средствами, установка выгорает в этой гондоле, не нанеся никакого ощутимого вреда самому самолету и его системам.
* Каждое действие пилотов перед взлетом и в полете заканчивается чтением карты контрольных проверок (Check List), так называемой «молитвы».
* Почти все нештатные ситуации прописаны в руководстве по летной эксплуатации. Например, если загорится двигатель, то руководство рекомендует… НЕ СПЕШИТЬ! Излишняя суета может навредить, а при достаточной высоте и при горящем двигателе можно выполнять многие маневры. В общем, пусть себе горит!
* Аварийные ситуации, в числе которых не только пожар, пилоты постоянно отрабатывают на тренажерах. На тренировках пилоты неоднократно «сталкиваются» с отказом гидросистемы и электросистемы, с невыпуском закрылков и невыходом шасси. Отрабатываются действия при разгерметизации и отказе двигателя. Есть упражнения на выполнение полета при потере управляемости. После тренировки на тренажерах сдают зачеты. Экипажи, не справившиеся с тренировочной экстремальной ситуацией, к реальным полетам не допускаются.
* У пилотов есть специальная инструкция QRH, в которой прописан четкий шаблон действий при всевозможных отказах систем самолета. Это книга формата А4 толщиной в 10 сантиметров. Она всегда берется в полет. В инструкции перечислены все случаи отказа оборудования, при которых разрешен дальнейший полет, и прописана четкая пошаговая инструкция по ликвидации последствий отказа. Есть четкие указания и на случай пожара в двигателе или отказа автопилота. Таким образом, любое ЧП с техникой на борту ликвидируется по прописанной десятками специалистов схеме, а не отдается на откуп интуиции пилотов.
* После того как устанавливается истинная причина авиакатастрофы, о ее причинах извещаются все авиакомпании. С этими протоколами обязательно знакомят пилотов. Часто это порождает новые правила - например, после катастрофы под Донецком дополнили инструкции, касающиеся запредельной высоты, на которую может подняться борт, чтобы обойти грозовой фронт. После столкновения над Боденским озером ввели правило - в случае противоречия между командами диспетчера и системы TCAS подчиняться только компьютеру.
СОВЕТ
Что делать, если в полете заложило уши
+ Попробуйте сделать глоток или чего-нибудь пожевать.
+ Приоткрыв рот, по очереди наклоняйте голову то к одному, то к другому плечу. Это способствует прохождению воздуха по евстахиевым трубам.
+ Зажмите нос и попытайтесь сделать легкий выдох носом.
КСТАТИ
Всем ли хватит кислородных масок?
Молодых родителей мучает вопрос: что делать при разгерметизации, если летишь с ребенком, которому не положено отдельное место? Неужели хватать кислородную маску соседа?
По проекту на каждый ряд приходится четыре маски. По правилам на одном ряду не могут сидеть трое взрослых и более одного ребенка на руках. Проверяйте этот момент, когда летите на забитом под завязку чартере!
ГЛАС НАРОДА
Наивные пассажирские вопросы
- Используют ли бортпроводники в случае опасности секретный стук, чтобы пилоты открыли дверь в кабину?
- Используют, но дверь пилоты все равно не откроют.
- Правда ли, что самые безопасные места в хвосте?
- Безопасных мест не существует, все зависит от того, как пройдет аварийная посадка.
- Как часто меняют шины шасси?
- Есть определенный критерий изношенности. Обычно его достигают после 20 посадок.
- Попадание молнии в воздухе в самолет - штатная ситуация?
- Абсолютно! И неопасная - самолет не заземлен.
- Разрешают ли курить летчикам в полете и есть ли противодымный датчик в кабине пилотов?
- Не разрешают, датчик есть.
- Зачем при взлете и посадке просят «привести спинку кресла в вертикальное положение»?
- При резком торможении на взлете (так называемый прерванный взлет) такое положение безопаснее для пассажиров.
- Зачем на турбине вращающаяся спираль?
- Есть теория, что при вращении она создает иллюзию орлиного глаза, который должен отпугивать птиц.
- Есть ли у экипажа оружие на борту?
- Нет!
- Куда отправляется содержимое унитаза, после того как нажимают педаль смывного бочка?
- В специальный бак. В аэропорту за ним приезжает специальная машина.
- После обеда пассажиры образуют длинную очередь в хвосте у туалета. Это опасно?
- Нет. В воздухе допустимые центровки значительно больше, чем на земле.
- Как летчики относятся к аплодисментам на посадке?
- Их не слышно из-за рева реверса, но они нам приятны - о них рассказывают стюардессы.
- Что означают звуки, похожие на тоновый сигнал телефона, которые звучат перед включением табло «Пристегните ремни»?
- Эти сигнал для бортпроводников: «Приготовить салон к снижению».
- Есть ли в «Боингах» камеры наблюдения в салоне?
- Есть.
- Почему нельзя сделать на пассажирских самолетах парашюты? Ведь танки с парашютом сбрасывают. Таким образом хоть часть пассажиров спасется.
- Основная масса авиационных ЧП происходит на взлете и посадке, когда парашютом воспользоваться нет ни времени, ни необходимой высоты. С высоты самолеты падают редко, но и тогда нельзя воспользоваться парашютом. Во-первых, на скорости 900 километров в час благополучно покинуть самолет не удастся. Во-вторых, на высоте 10 000 метров давление настолько низкое, что при моментальной разгерметизации люди погибнут практически сразу. Кто не погибнет, получит ужасную баротравму.
- Есть ли привилегии в воздухе у бортов президентов? Они летают с военным сопровождением?
- Привилегии есть. Президентский самолет летает по литеру: по закрытому для других самолетов пространству. Военного сопровождения у таких бортов нет.
- Если пилот застрял в пробке, рейс задержат?
- Для этого в аэропорту всегда дежурит резервный экипаж и проводники.
- Можно ли, как в кино, посадить самолет на шоссе?
- Да, если оно прямолинейное и без препятствий: без машин, линий электропроводов и т. д. Можно и в поле посадить, шасси тогда, скорее всего, повредятся, но выжить можно. Прецеденты таких посадок были.
- Правда ли, что пилот и второй пилот не должны есть одну и ту же пищу?
- Да, правила безопасности предписывают при заказе меню выбирать разные горячие блюда - чтобы избежать одновременного отравления.
- Для чего нужны манипуляции со шторками - зачем их при посадке открывать?
- Чтобы при аварийной посадке было видно, какие условия за бортом: нет ли рядом, допустим, огня. А еще чтобы при экстренном вскрытии, например, автогеном, спасатели видели, что в салоне в месте разреза не находится, к примеру, чья-нибудь голова.
- Почему на взлете-посадке в салоне затухает свет?
- В случае аварийной посадки салон обесточивается, к выходу пробираются по светодиодным указателям. Полумрак в самолете нужен, чтобы пассажиры адаптировались.
|
Александра МАЯНЦЕВА. Фото PHOTOXPRESS.