16 ноября
Загрузить еще

В рясе и погонах

В рясе и погонах
Фото: Игорь Федоришин раньше служил в разведке в Афгане. И даже теперь, став священником в Косово, ходит в армейской форме, одевая рясу только во время богослужения.

В одном из недавних интервью «КП» экс-министр обороны Александр Кузьмук заявил, что украинскую армию ждут  реформы не только материальные, но и духовные. И скоро опекать души наших солдат и офицеров будут военные капелланы.

«Комсомолка» узнала, кто же сегодня благословляет на ратный подвиг наших военных.

В наши дни военные священники служат почти во всех армиях мира, кроме коммунистических государств. К примеру, в армии США солдат опекают капелланы 120 религиозных конфессий! В Украине же капелланов официально нет. А тех немногих военных священников, которые благословляют на ратный подвиг наших солдат и офицеров, договорились называть душпасторами. Таких сегодня в армии чуть больше сотни.

А ведь корни союза военных и священников у нас очень давние. Во времена Киевской Руси и казачества церковь принимала активное участие в жизни военных. Но с установлением советской власти батюшек из армии попросили. Возрождать капелланов в стране начали с приходом независимости. Но очень медленно. Проводились встречи представителей Минобороны и церкви, подписывались договоренности, заключались меморандумы… Уже все почти готово, чтобы в каждой воинской части появились священники.

Но среди украинского духовенства есть и те, кто не ждал формального разрешения для проведения церковных служб на службе военной. Некоторые надевали поверх рясы защитный камуфляж и добровольно отправлялись в горячие точки - рискуя жизнью, спасать чужие души…

Разведчик с крестом

В ротации от Минобороны священники ездят в горячие точки по очереди - сначала от Украинской православной церкви, потом от Греко-католической… Например, в Косово сейчас с нашим миротворческим контингентом находится представитель греко-католиков отец Игорь Федоришин.

42-летний священник попал сюда не случайно, у него огромный военный опыт за плечами. Срочную службу он проходил в Афганистане в разведке и уже с тех пор понял, насколько нужен воинам священник.

- К церкви меня тянуло еще с малых лет, но мама говорила, что у меня нет голоса, поэтому священником не стану. Но мечта оставалась. Потом у меня было видение, что я все же буду служить Господу, но после службы в армии. Так и случилось, - рассказывает отец Игорь. - С ребятами мы быстро нашли общий язык, мы с ними одного духа, одной закалки. Двери моей часовни всегда открыты, парни приходят в любое время. А сейчас - особенно: ностальгия, скучают по семьям, родным…

Позывной - «Батюшка»

До 2004 года игумен Лука был обычным священником - настоятелем милицейского храма в Запорожье. Пока судьба не забросила батюшку в Ирак. Южное оперативное командование Вооруженных сил объявило конкурс на должность офицера по вопросам религии в 7-ю миротворческую бригаду. Игумена Луку тогда признали лучшим среди кандидатов со всей Украины.

Теперь он имеет статус участника боевых действий, но от воинского звания отказался. Гораздо важней для него звание «батюшка» - боевой позывной, который отец Лука получил в Ираке.

Перед тем как попасть в состав миротворческих сил, Минобороны поставило священнику несколько требований: остричь бороду до максимально короткой длины, заменить длинные волосы на короткую стрижку, по Ираку перемещаться только в камуфляже и бронежилете. Требований по физподготовке и разборке-сборке автомата не выдвигали.

Отец Лука в Ираке освящал и солдат, и бронетранспортеры перед выходом на боевое задание.

- Перед поездкой я познакомился с личным составом, - рассказывает отец Лука.  - Всего нас летело полторы тысячи человек. Уже с первых минут, увидев их реакцию на священника, понял, что капеллан в армии необходим!

По прилете украинских бойцов первым делом отправили на склад вооружения. Там батюшка освятил бронетранспортеры, и ребята отправились на дежурство. И больше ни один наряд не выезжал без благословения своего священника. Особенно сложно приходилось бойцам в первое время, когда лагерь миротворцев регулярно обстреливали…

- После одного мощного обстрела я надел каску, «бронник» и - вперед, обходить посты. Разговаривал с солдатами, успокаивал, - вспоминает игумен Лука. - Иногда ничего не надо говорить, главное - быть рядом.

Отец Лука - прежде всего священник, поэтому оружие в руки не брал: не имеет он права проливать чужую кровь, даже если ему грозит опасность. Статус особый... Но геройски себя вести на войне можно и без автомата. Нет, не бежать впереди всех в атаку с криком «Ура!», а поддерживать тех, кому тяжелее всего. В колонне бойцов, двигающейся по обстреливаемой трассе, есть две самые опасные машины - головная, с командиром, и замыкающая. Их взрывают в первую очередь. Ехать там - все равно что идти по минному полю.

- Помню, в один из выходов я благословил колонну, прочитал молитву, хранящую в дороге, и сам сел в крайний БТР в бронежилете, - продолжает вспоминать свои армейские будни игумен. - Слышу, командир БТР передает по ниточке вперед, что с нами батюшка. А в ответ: «Здорово!.. Здорово!.. Здорово!.. Значит, все будет хорошо!»

И все же некоторые высокие чины в армии отмечают, что священников нельзя пускать к солдатам - мол, духовники между собой помириться не могут. Но игумен Лука уверен: это не так.

И у спецназовцев «Барса» есть свой священник. Виктор Яценко сопровождает бойцов даже в походах, проводя литургию в палаточном храме.

На войне вера объединяет. И уже неважно, насколько отличаются обряды и таинства. В церквушке, размещенной в палатке среди иракской пустыни, молились люди разных конфессий. Даже американский солдат-протестант пришел с просьбой разрешить ему ходить в храм. А наши парни чаще всего просили батюшку помолиться за близких, оставленных на родине. Да и на церковные праздники без него никуда: кто помолится на Рождество, освятит куличи и воду на Крещение? Только священник, а для нашего человека это не только традиция - это жизнь.

- Моя служба не закончилась с возвращением в Украину, - рассказывает отец Лука. - С парнями я встречаюсь. Они приходят ко мне по форме, а я на рясу надеваю военный бушлат. Даже после Ирака продолжаю быть их батюшкой, выслушивать, давать советы, общаться с семьями. А еще мы проведываем могилы наших погибших товарищей...

БЫЛО ДЕЛО

Спасают от мин…

Не обошлось в Ираке и без чуда. Перед выездом на патрулирование игумен Лука по традиции благословил солдат. Дорога была заминирована четырьмя фугасами. Взорвись они по плану противника - весь наряд разнесло бы в клочья. Но случилось так, что рванул всего один заряд, и тот за доли секунды до подъезда ребят. Все уцелели.

- Возвращается вся смена грязная. И сразу все побежали в церковь свечи ставить, благодарить Бога. Меня благодарили за молитву: батюшка, спасибо, что ты молишься. Никто их не заставлял молиться, но случилось чудо: все остались живы. И что тут философствовать о необходимости священника. Солдаты скажут, что нужен, - уверен игумен  Лука.

…и разводов

А вот в Косово была другая история. Отец Михаил помог своему командиру сохранить семью. Тот ехал на войну с большими семейными проблемами - собирался разводиться с женой. Когда военный поделился переживаниями со священником, тот начал общение с его супругой. Регулярно звонил ей по телефону в Украину, рассказывал, как сложно мужу сейчас, в каких условиях он живет, как сильно переживает. В итоге семья только окрепла, вместо разрыва жена встречала любимого у трапа самолета с букетом цветов и слезами на глазах. 

КОМПЕТЕНТНО

Готовая концепция появится после Пасхи

На днях все участники создания Института капелланства еще раз обсудили общую концепцию. Обговорили все правки и решили собраться после Пасхи - для принятия документа в целом.

- Когда примем концепцию, церковь совместно с Минобороны выработает курс подготовки военных священников, - разъясняет отец Любомир Яворский, замначальника отдела патриаршей курии УГКЦ по делам пасторской опеки. - Мы предложим церковные дисциплины, а министерство - военные. Будут созданы курсы капелланов, длительность которых составит от одного до шести месяцев.

В наших семинариях уже на 4-5-м курсе семинаристов привлекают к капелланству. Им читают курс гуманитарного права и специфики войны. Они активно ходят в воинские части и общаются с солдатами, получая понимание роли военного священника.  

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИИ  

Капелланам разрешается:

  • отправлять богослужения,
  • крестить, венчать и исповедовать военнослужащих;
  • организовывать проведение церковных праздников;
  • находиться на территории воинской части;
  • организовывать места богослужения;
  • давать советы и рекомендации военнослужащим, а также командованию по организации душпасторской опеки;
  • заниматься благотворительностью и собирать пожертвования для нуждающихся;
  • строить и возрождать храмы на территории воинских частей.

Священник обязан:

  • придерживаться военного распорядка;
  • согласовывать план мероприятий по богослужению с командованием;
  • согласовывать тематику распространяемой религиозной литературы;
  • придерживаться режима соблюдения и неразглашения гостайны;
  • уважительно относиться к неверующим;
  • общаться с семьями военнослужащих;
  • проведывать больных;
  • опекаться захоронениями погибших воинов.

Духовному лицу запрещается:

  1. распространять религиозную вражду;
  2. склонять военных к невыполнению приказа командования и своего конституционного долга;
  3. подрывать авторитет командования;
  4. проливать кровь.

КСТАТИ

Согласно Женевской конвенции 1949 года капелланы не считаются лицами, принимающими участие в боевых действиях, и сохраняют свой статус в случае пленения - им должно быть предоставлено право продолжать свое служение среди пленных.

СПРАВКА «КП»

На 200 тысяч военных - 7 конфессий

С 2008 года в Министерстве обороны создан сектор по работе с религиозными организациями. Сегодня он работает с семью конфессиями:

  1. Украинская православная церковь (УПЦ),
  2. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП),
  3. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ),
  4. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ),
  5. Украинская римско-католическая церковь (УРКЦ),
  6. Церковь евангельских христиан-баптистов,
  7. Духовное управление мусульман Украины.

Численность же украинской армии - 200 тысяч человек. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Капелланству уже 1700 лет!

Происхождение малознакомого для нас понятия «капеллан» относят к IV веку

По легенде молодой солдат (впоследствии он стал святым Мартином) из города Тура (Франция) разорвал свою каппу (плащ) на две части, дабы укрыть замерзающего нищего. В ту же ночь этот нищий явился ему во сне и сказал, что он - Иисус Христос. После этого вторая половина каппы Мартина стала предметом почитания во французской армии. Она хранилась в храме, который назвали «капеллой», а священника, служившего в этом храме, стали называть «капелланус». С тех пор и по настоящее время капелланы имеются в большинстве армий мира. 

МНЕНИЯ

Сегодня ясно одно: капеллан должен считаться штатной единицей воинской части, получать жалованье и довольствие от Минобороны. С одним, но главным отличием - он не может применять оружие. Но военные пока спорят. Одни доказывают, что батюшки должны быть бывшими служивыми, чтобы разбирались в армейской жизни. Другие против - мол, не стоит капелланов превращать в замполитов.

«Священник - не замполит!»

Но если священник официально станет военнослужащим, он, как и все, должен будет подчиняться командованию, а стало быть, и информировать о ситуации в части. А это может поставить между капелланом и солдатами психологический барьер.

- Не нужно путать священников и замполитов. У капелланов совсем другие задачи, - отмечает игумен Лука. - Батюшка совершает богослужение, исповедь, причастие, общается с солдатами, с их семьями. Он живет жизнью части и переживает за все подразделение, молится за него. Солдат идет к батюшке поделиться сокровенным, зная, что дальше его признания не пойдут.

Здоровые молодые хлопцы в закрытом мужском коллективе - не самая здоровая психологическая группа. У них есть проблемы, порой мелочные, но они рассматривают их как конец жизни. А в беседе капеллан может объяснить, что даже разрыв с девушкой - это далеко не конец. Так можно спасти молодого парня от глупости, дезертирства и даже суицида.

«Должен иметь и военное, и духовное образование»

В армии же на этот счет разводят руками: финансирование плохое, хватало бы денег на то, чтобы покормить и одеть-обуть солдат. Но со своей стороны уверяют, что тоже стараются способствовать внедрению капелланов.

- В армии сейчас нет ни одного официально трудоустроенного священника, но мы только за их появление, - говорит заведующий сектором по работе с религиозными организациями департамента гуманитарной политики Минобороны Александр Мельник. - По поводу того, нужно ли священнику иметь военное образование, - тоже вопрос спорный. Вообще, считаю, он должен иметь и первое, и второе образование. Но мы хотим провести социологическое исследование, спросить у самих военнослужащих, каким должен быть их капеллан...