Загрузить еще

Ностальгия по застою

Ностальгия по застою
Фото: Немецкая техника сейчас стоит без работы.

В этом году украинская портовая отрасль стала источником крупных скандалов. Руководство торговых портов определилось с врагами - на эту роль ему подошли частные компании, которым портовики уже несколько месяцев пытаются доказать, кто в гаванях хозяин. Все бы ничего, если бы под горячую руку не попали также именитые портостроители. Последний случай поставил под вопрос перспективы сотрудничества между Украиной и Германией. Дочернюю компанию известного немецкого строительного акционерного общества Josef Mobius Bau-Aktiengesellschaft, построившего в Украине не один морской объект, буквально вышвырнули из очередного конкурса по реконструкции причалов в Ильичевском МТП.

ЧТО НАМ СТОИТ ПОРТ ПОСТРОИТЬ

Компания «Мебиус» начала работать в Украине в 2005 году. Со старта получила серьезный заказ - строительство 18-го причала в компании «Трансинвестсервис», расположенной в порту Южный. С помощью новейших, не известных на то время украинским строителям технологий компания закончила работу раньше срока и продолжала дальнейшее сотрудничество.

- За 2,5 года для компании «ТИС» мы построили 5 причалов общей длиной более 1,1 километра, - говорит представитель компании Josef Mobius Bau-Aktiengesellschaft в Украине Алексей Выжимок. - Параллельно с этими работами мы провели дноуглубление, вынув 6,5 миллиона кубометров грунта. Начали с малого, а закончили пятью причалами и дноуглублением акватории с 2,5 до 15 метров.

УКРАИНСКИЕ ПАЛКИ В НЕМЕЦКИХ КОЛЕСАХ

Неплохо начиналось сотрудничество «Мебиуса» и с портом Южный. Компания успешно построила котлован под портовый причал №9. Спустя некоторое время компания «Мебиус» предложила порту свои услуги по дноуглублению акватории и постройке причала. Кроме высокого качества работ, компания предлагала выгодные финансовые условия. Однако в определенный момент порт отбросил экономические аргументы. Представителей «Мебиуса» выставили за дверь и отказались предоставить тендерную документацию. Победителем конкурса оказалась украинская компания. Ее услуги обошлись порту, фактически государству, в два раза дороже, нежели немецкое предложение.

В «Мебиусе» посчитали сей случай недоразумением, продолжив работу в Украине. И уже в 2008 году «Мебиус» поборолась за право реконструировать три причала Ильичевского порта. Первый этап отбора компания прошла и на втором этапе предложила альтернативный проект реконструкции, который позволял заказчику сэкономить металл и с помощью новейших технологий провести работы в более сжатые сроки. Правда, конкурс не состоялся. Поскольку «Мебиуис» оказалась единственным участником, который сделал ценовое предложение. Итоги тендера отменили, а конкурс перенесли на 2009 год.

ПРОФЕССИОНАЛАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Спустя год условия тендера были переформатированы. По мнению отраслевых экспертов, прописывались они под определенную компанию. Новые требования затронули далеко не технические аспекты строительства, а лишь формальности. Например, от руководителя проекта требовался общий опыт работы не менее 25 лет, опыт в выполнении подобных работ - 15 лет, а на руководящем посту - не менее 10 лет. В результате такой тендерной реформы «Мебиус» дисквалифицировали еще до начала конкурса.

- По непонятным мне причинам порт официально известил нас, что мы не будем допущены к реконструкции причалов в порту Ильичевска, - заявил представитель компании Josef Mobius Bau-Aktiengesellschaft в Украине Алексей Выжимок. - В нашей профессиональной квалификации, после того как мы на территории Украины построили 5 глубоководных причалов, сомневаться не приходится. В нашей финансовой состоятельности также сомневаться не стоит - у нас есть гарантии кредитной линии Deutsche Bank на 2 миллиарда евро. В чем же причина - непонятно.

СУД РАЗРЕШИТ ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИИ

В компании «Мебиус» акцентировали внимание на том, что их предложение может быть значительно выгоднее в ценовом плане, нежели других украинских компаний. А для определения лучших предложений нужно давать возможность участия в тендерах всем компаниям, положительно зарекомендовавшим себя не только на украинском рынке. В странах Европейского содружества, например, в тендере побеждает тот, кто подал наиболее выгодное предложение, не зависимо от «национальности» компании.

Именно поэтому компания «Мебиус» обратилась в суд, чтобы защитить свою репутацию.

 - Это парадокс, который здравым умом постичь невозможно, - отметил Алексей Выжимок. - СНБО Украины заявляет о катастрофическом положении дел в украинских портах, правительство неустанно твердит о необходимости привлечения инвестиций. Но в реальной жизни, чтобы инвестировать деньги в морехозяйственный комплекс Украины, нужно семь раз расшибить лоб.

В ситуации, когда Украина ожидает прихода иностранных инвесторов, этот скандал может оказаться пагубным для всей экономики страны. Ведь в следующем году нужно привлекать как минимум 20 миллиардов долларов внешнего финансирования, чтобы платежный баланс страны хоть как-то сходился. Иностранные финансисты вряд ли захотят вкладывать деньги туда, где побеждает не здравый смысл, а личные интересы.