Не одно поколение севастопольцев считало, что лучшим украшением Карантинной и Песочной бухт является Херсонес. Даже несмотря на то, что археологи изучают его больше 180 лет, город продолжает удивлять новыми находками. То, что видят во время экскурсий туристы, — лишь небольшая часть античного полиса, просуществовавшего почти двадцать веков. Что еще скрыто под землей, археологам только предстоит узнать. Или узнать вообще ничего не придется. К сожалению, в этой земле у моря не все видят культурно-историческую сокровищницу далекого прошлого: сегодня строительство рядом с заповедником сулит немалую прибыль. Но бывает и наоборот. Именно возведение очередного гостиничного комплекса поспособствовало громкому открытию.
Помогла техника
Археологи в тот день копали на другом объекте и неподалеку от стройплощадки. Поэтому смогли быстро подтянуться к месту, когда узнали, что экскаватор, подняв слой земли, открыл какую-то глубокую дыру.
Отверстие, вырубленное в скале, вело вниз. Ученые, спускаясь туда, уже предполагали, что перед ними, скорее всего, один из древних склепов. Но они не догадывались, что им предстоит обнаружить воистину уникальное сооружение!
Для случайного человека эти размытые пятна покажутся следами сырости. А вот опытный глаз сразу различит контуры фигур на частично осыпавшейся фреске. Найти расписанный склеп — большая удача, такие погребальные сооружения можно пересчитать по пальцам. Далеко не каждый житель древнего Херсонеса был способен позволить себе при погребении дорогого покойника раскошелиться не только на оплату труда каменотесов, но и на искусство художника. Вот потому до наших дней сохранилось совсем немного подобных фресок.
— Склеп мы датируем приблизительно III веком нашей эры, — делится научный сотрудник заповедника «Херсонес Таврический» Андрей Филиппенко. — Росписи представляют собой изображения сцен охоты: на них можно разглядеть двоих всадников, цветы, деревья. Нашу находку можно смело назвать уникальной, и ее научная ценность огромна. Склеп, скорее всего, римский, и грабили его в прошлом, видимо, неоднократно. Но останки, которые упокоились тут в последнюю очередь (возможно, в Средневековье), не потревожили.
Захоронение состоит из двух помещений. В первом в двух каменных нишах, вырубленных в стене (их еще называют лежанками), навалены беспорядочные кучи костей. Когда все останки извлекут, ученые смогут определить, скольким людям они принадлежат и к какому времени относятся. В свою очередь такие выводы позволят определить, использовали склеп для упокоения останков одной семьи, или несколько веков спустя его нашли и вновь начали погребать усопших.
Над лежанками, если приглядеться, заметны буквы греческого алфавита: там обычно писали имена умерших. Как объяснил Андрей Филиппенко, до их чтения дело пока не дошло, кипит работа в самих склепах, откуда ученые уже извлекли фрагменты керамики и старинные монеты.
Справка «КП»
К загробной жизни жители древнего Херсонеса относились более чем серьезно. Они провожали в последний путь умершего, строго соблюдая все ритуалы и оставляя рядом с телом определенный набор предметов. Но равенства между гражданами города не существовало и после конца: хоронили соответственно социальному положению. Так, еще в XIX веке под крепостной стеной были обнаружены так называемые пристенные склепы. Скорее всего, туда помещали усопших херсонеситов, которые снискали себе славу или нажили богатство. К примеру, согласно одной из надписей, там нашел последнее пристанище отличившийся спортсмен.
Наземных же склепов, пристраивавшихся к стене, обнаружили всего два.
Просто зажиточные люди, не относившиеся к сливкам общества, могли рассчитывать только на обширные, выдолбленные в скале загробные «квартиры». А граждане скромного достатка — и вовсе на неглубокие могилы.