Загрузить еще

Экс-министр образования Станислав НИКОЛАЕНКО: «Учить нужно тех, у кого есть разум, а не деньги»

Экс-министр образования Станислав НИКОЛАЕНКО: «Учить нужно тех, у кого есть разум, а не деньги»

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

- Здравствуйте! Это Александр из Киева звонит. Скажите, какова вероятность того, что в новом учебном году вновь заключенные контракты с абитуриентами будут включать более высокую плату за обучение?

- Я проанализировал бюджет. Правительство предусмотрело рост затрат на образование общего фонда на 11%, а вот специального фонда на 38,9%. Если учесть, что 96% специального фонда - это оплата за обучение, то можно сделать вывод, что правительство дало команду вузам поднять оплату не менее чем на 39%. А если предположить, что коммунальные платежи вырастут на 60-70%, то, вероятно, некоторым вузам придется увеличить плату за обучение на 50-60%.

Я сегодня переговорил с четырьмя ректорами - Национального авиационного университета (НАУ), Торгово-экономического университета, Киевского политехнического института (КПИ) и Херсонского государственного университета. Так академик Згуровский (ректор КПИ. - Ред.) сказал мне, что у него контрактников не более 10% от общего числа студентов. Они давно приняли решение не набирать много контрактников, чтобы не снижать качество обучения. Ведь на математику, механику, информатику и другие специальности не идут дети богатых родителей. Поэтому в КПИ не планируют увеличить плату за обучение. В НАУ тоже не намереваются повышать стоимость, она у них и так одна из самых высоких - до 14 тысяч гривен в год, разве что скорректируют на уровень инфляции. В Херсонском государственном университете тоже не собираются повышать стоимость, потому что уже сейчас студенты не могут платить от 4 до 8 тысяч в год. В Национальном торгово-экономическом университете планируют повышение на уровень инфляции. Правда, неизвестно, какой будет инфляция. Я думаю, в целом по Украине цены за обучение вырастут не более чем на 15%.

Но у меня есть идеи, как смягчить удар по контрактникам. Если мы аграрному сектору даем 4 млрд на поддержку, на удешевление кредитов, почему не можем 50 млн выделить на то, чтобы процентные ставки снизить для тех, кто обучается? Мы подготовили такое предложение, и я обязательно от имени «ГРОНО» внесу его на рассмотрение правительства.

Я считаю, что надо жить, как в Европе, где практически все страны за редким исключением приветствуют и исповедуют такой принцип: учить нужно тех, у кого есть разум, а не деньги. Поэтому европейские страны в основном учат по госзаказу, то есть обучение - за счет государства. Я думаю, сегодня главная задача - не слушаться правительства и отстоять объем госзаказа не менее 150 тысяч мест в следующем году.

- Здравствуйте, вас беспокоит Наталья, Киев. Сейчас на рассмотрении в Раде лежит законопроект об отсрочке платы за обучение на время финансового кризиса. Насколько, по вашему мнению, применима такая норма? Не получится ли, что вузы будут работать себе в убыток?

- С одной стороны, мы понимаем, надо детей защитить. Например, в одном херсонском вузе в этом году уже 100 человек подали заявления с просьбой освободить от платы. В прошлом году таких практически не было. Но с другой стороны, преподавателям нужно платить зарплаты, вуз должен рассчитываться за коммунальные услуги. Я думаю, что, во-первых, следует провести мониторинг и некоторых детей перевести на бюджет - пусть на год. Во-вторых, нужно хотя бы 50-100 млн выделить на кредитование обучения.

- А может ли быть так, что из-за финансового кризиса будет увеличиваться количество контрактников вместо бюджетников?

- К сожалению, со стороны правительства уже звучат такие предложения. В известной записке министра финансов Виктора Пинзеника указано 5 основных источников экономии бюджетных средств: экономия на питании детей 1-4-х классов, уменьшение расходов на бесплатное образование и увеличение количества студентов-контрактников. Я этого не приемлю, мы не должны превращать наше высшее образование в коммерцию. Потому что потеряем специалистов по базовым специальностям.

Два года назад, когда мы с Виктором Ющенко были в Хорватии, премьер-министр этой страны сказал: «У нас есть 3 главные задачи образования: первая - срочно восстановить госзаказ, вторая - немедленно сделать бесплатные учебники, третья - восстановить обязательное среднее образование». Виктор Андреевич у меня спрашивает: «А что у нас по этим пунктам?» Я говорю, что в 2005 году я выдержал три боя с либералами в вашей команде, которые требовали все это уничтожить. Среди активных приверженцев этого были Виктор Пинзеник, Сергей Терехин. Мы отстояли бесплатные учебники - но сейчас хотят ввести плату за обучение. Мы отстояли и обязательное среднее образование. Кстати, в России оно восстановлено лишь два года назад, а у нас с 1996 года. И третье - это госзаказ. Почему хорватский премьер упомянул его? Потому что для подготовки инженеров им приходится направлять студентов в Италию и платить в год за каждого 10-20 тыс. долларов. Если мы не хотим дойти до такого же, то нужно сохранить бесплатное образование.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

- Здравствуйте, это Ирина звонит. Справедливо ли, что деткам, прежде чем принять их в первый класс, устраивают целые тестирования? Причем очень часто собеседования с детьми проводят в самых обычных средних школах, а не в лицеях и гимназиях. У нас среднее образование по-прежнему должно быть доступно всем или только избранным?

- Вы правы. Сегодня в Законе «Об образовании», статье 53 Конституции Украины и Законе «О среднем образовании» четко сказано, что гражданин Украины имеет право и обязан получить общее среднее образование по месту жительства. Если вы живете в Киеве, ваш микрорайон в соответствии с решением районного совета закреплен за школой, если у ребенка есть медицинская справка, что он нормальный и имеет право обучаться в школе, тогда его должны принимать без всяких собеседований. Другое дело - если во время собеседования будут пытаться определить его способности в той или иной дисциплине. Это делается для того, чтобы определить профильность образования. Например, у меня наклонности к абстрактному мышлению, тогда мне порекомендуют идти в математический класс. То есть тестирование проводится, чтобы порекомендовать пойти в такой класс, который будет отвечать вашим способностям. Но официально профилирование начинается в старших классах.

- А если откажут в приеме?

- Если на основании тестирования, то это противозаконно. Надо обращаться письменно в районный отдел образования, не помогает - в Министерство образования. Но учтите: если вы хотите из Днепровского района поехать в Печерский в специализированную школу, то там вашему ребенку могут устроить такой отбор.

- Дети, когда идут в первый класс, должны уметь читать?

- В законе нигде не написано, что ребенок перед школой должен умел читать. Но мы ставим задачу, чтобы все дети 5-летнего возраста прошли дошкольную подготовку то ли в детском саду, то ли на дошкольных курсах. И сегодня число детей, охваченных дошкольной программой, составляет около 90%. Но еще раз отмечу: отказать в праве приема в школу из-за того, что ребенок не читает и не считает, нельзя.

КАК БЫТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

- Беспокоит вас преподаватель Национального транспортного университета Ткаченко Николай Петрович. Помню, когда вы были министром, у нас росла зарплата. Сегодня мы лишены всех надбавок, доплат. Не напрашивается ли вопрос, что нас заставляют жить за счет студентов? Как нам быть?

- Я когда-то сделал для себя вывод, что чем богаче страна, тем она делает образование более доступным, понимая, что это накопление интеллекта нации, который переплавляется в благосостояние. Чем беднее страна, тем она пытается больше брать плату за обучение.

И то, что сегодня правительство решило заморозить зарплаты преподавателям, профессорам, доцентам, приведет к еще более бедственному положению. Я не согласен с политикой правительства. Когда я только стал министром, на образование направлялось 4,9% от валового продукта, а когда уходил с поста, то стало около 7% - показатель был лучше всех в Европе и выше, чем у соседей в Румынии, Польше, России. В России даже приводили Украину в пример. А сейчас правительство хочет переложить свои заботы на плечи учеников и их родителей, которые взяли кредиты, но зарплаты не получают.