21 декабря
Загрузить еще

Согреет ли страну чудо-котел из Тульчина?

Согреет ли страну чудо-котел из Тульчина?
Фото: Изобретатели из Тульчина Константин Стефанович Космач и его сын Стефан привезли в редакцию «вещдок» - тот самый чудо-котел.

Действующие лица этой истории приехали в редакцию «КП» из трех городов нашей страны и из Нью-Йорка. Константин Стефанович КОСМАЧ и его сын Стефан, создатели котла, - из города Тульчин Винницкой области. Владимир Станиславович КОРЗУН, владелец ЧП «Атикор», - из Житомира. Федор Михайлович ФОМИН и Геннадий Григорьевич КОЛОДЬКО, директор и главный инженер предприятия Украинского общества глухих, - из Кировограда. Дольше всех пришлось добираться Уолтеру КОВАЛЬЧОУКУ, бывшему киевлянину и много лет уже бизнесмену из Америки.

С собой они привезли «вещдок» - котел. С фирменным клеймом-надписью «Космач» на внешней стороне панели корпуса и цветной печатью с голографическим эффектом - на внутренней. «Космач-США. Энерджи эконом текнолоджи компании» значилось там отнюдь не для красоты. На весьма простой, но оригинальный прибор украинский рынок производителей отреагировал традиционно. Вначале новичков, пытающихся прорваться в нишу «котлы», называли неконкурентными шарлатанами. Потом их продукцию принялись подделывать, что могло быть приравнено к знаку качества. Ведь копировать плохую продукцию никому в голову не придет!

ОТЛИЧНЫЙ ОТ ДРУГИХ

Разговор мы начали с повторения пройденного: чем тульчинский котел лучше остальных?

Константин Космач: - Остальные котлы, устроенные на теновом принципе, работают так: в емкости высотой 20-30 сантиметров находятся один или несколько нагревательных элементов-тенов. Вода пробегает мимо них. Чтобы нагреть воду на пути в 20-30 сантиметров, нужно большое количество электроэнергии. Мы же удлинили путь воды вокруг тенов до 2,5 метра, эффективней забираем тепло от тенов и энергии тратим вдвое меньше. Все производители котлов - и наших, и «буржуйских» - расходуют примерно 100 ватт на обогрев метра квадратного. Наш - только 35 ватт. Существенно, правда?

От максимальной заявленной мощности экономится две трети. И только одна треть регистрируется счетчиком. Шестикиловаттный котел, например, обеспечивает теплом помещение до 120 «квадратов», тогда как для других предел - 70 квадратных метров при той же мощности. Но они экономят 30 процентов благодаря электронике, а мы - 70.

Плюс к тому тульчинский котел многовариантен в своих возможностях. Может применяться на старой системе, водяной, на евросистеме с теплым полом и в помещениях, где чрезвычайно высокие потолки.

Стефан Космач: - Костел в Немирове Винницкой области уже два сезона именно так обогревается и монастырь в Шаргороде. В костеле и в монастыре поставили котлы мощностью 4,8 киловатта. В Виннице, в новой церкви, установлен шестикиловаттный. Но там и площадь больше - 160 квадратных метров. Частные потребители, которые перезимовали в квартирах с нашим котлом, тоже весьма довольны.


«СЕРИЯ» ПОШЛА. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК!

До нынешнего мая Космачи занимались производством исключительно силой небольшого коллектива своей лаборатории. Теперь у них в команде есть деловой партнер. После публикаций в «Комсомолке» у Константина Стефановича и Стефана появился выбор. Десятки предприятий со всей Украины, в том числе и весьма известные, присылали в Тульчин своих инженеров, придирчиво изучали «газетное чудо» и выражали желание приобщиться к сотрудничеству в модной нынче области энергосбережения. Однако выбор пал на ЧП «Атикор» из Житомира.

Космачи подчеркивали: они не гонятся за сверхприбылями. Хотят контролировать качество, чтобы котел не оказался у производителей-гигантов в разряде второстепенного продукта. Однако ограничиваться «малосерийностью» не собираются. Поскольку убеждены: у котла из Тульчина есть все шансы стать этаким народным средством избавления от газовой зависимости.

Владимир Корзун: - Я и мои коллеги убедились, что это перспективно. Смогли перепрофилироваться, прошли хорошую стажировку у Константина Стефановича. Прежде занимались электромонтажом, вентиляцией, но кризис заставил по-новому оценить собственный потенциал. К тому же имели свободные производственные помещения. Выпускаем сейчас в месяц 60-70 единиц, хотя возможности позволяют делать и полтысячи. Проблема со сбытом, точнее, с дилерами - приходится самостоятельно создавать сеть.

Стефан Космач: - Действительно, с дилерами возникают сложности. Мы не позволяем безбожно накручивать цену, хоть и привязаны к доллару в силу покупки комплектующих. В оптовую продажу отдаем по 1700 гривен. В Киеве котел должны продавать не выше 2100-2200, в крайних точках Украины - максимум за 2300-2400 гривен, в зависимости от мощности. Все, что дороже, - левый товар!

Константин Космач: - Пусть покупатели звонят нам и уточняют детали, чтобы не попасться на удочку таких, как фирма «Квiтень». Мы уже разорвали с ней контакты и обратились в соответствующие органы с доказательной базой: «Квiтень» пользуется нашей технической документацией, сертификатом, патентом и штампует подделки, которые сбывает втридорога. Еще потребители сообщают, что псевдокотлы Космача «изобретают» в Северодонецке и Симферополе.

ИНВАЛИДЫ ПОМОГУТ СЕБЕ И СТРАНЕ

Больнее других кризис ударил по тем, кого именуют людьми с ограниченными возможностями. Забота об их нуждах в нашем обществе выглядит достаточно лицемерно. Как будто вместе с возможностями, которые отняли болезни, кто-то ограничивает, причем до минимума, и потребности инвалидов. Обеспечить худо-бедно колясками, протезами, набором элементарных лекарств и льгот, но закрыть дорогу к продуктивному труду. Даже для тех, кто может, хочет и способен зарабатывать на достойную жизнь для себя и своих семей.

Федор Фомин: - Предприятие у нас универсальное: и металлообработка, и деревообработка, и швейные цеха. Но в кризис мы потеряли 70 процентов объема выпуска продукции. Значит, на такой процент и рынок свой потеряли, и средства к существованию…

Статья в «Комсомолке» попалась на глаза после нерадостного разговора с главным энергетиком. «Газ подорожает, надо альтернативу искать! Иначе отопительный сезон нам в 280 тысяч гривен обойдется…» Тогда попросил на планерке главного инженера подумать, как уберечь оборотные средства, как будем выплачивать инвалидам зарплату при огромной финансовой нагрузке на автономный газовый обогрев, который прежде выручал.

Николай Паладий: - Изобретатели и бизнес должны заговорить на одном языке!

Геннадий Колодько: - Мы побывали в Тульчине. Сделали прогон агрегата, замеры. Пришли к выводу: смогли бы не только стать пользователями электрокотлов, но и подключиться к производству!

Федор Фомин: - Посмотрите на карту электрификации Украины! Электричество давно дошло до самой глубинки, а газ пока там не появился. Значит, желающих приобрести такие котлы в провинции окажется больше чем достаточно.

В перспективе создадим 20 новых рабочих мест, начнем с 7-8. Уже обратились в Фонд социальной защиты инвалидов. Сейчас изучаем документы, чтобы получить государственные средства для целевого использования, но я очень переживаю. На обучение глухих деньги дают, на закупку оборудования, сырья - тоже. А 300 тысяч гривен на покупку технической документации выделять не положено… Но поймите, какое спасение, какой стимул к жизни: женщины-инвалиды не на сезонном труде прозябают, а в цеху, в белах халатах, с паяльниками сидят, собирают котлы!

Инвалиды сейчас выживают на рынке в основном за счет госзаказа. Мы с такой нужной простым людям продукцией вполне в него впишемся. Затраты окупятся примерно за год, потом пойдет чистая прибыль. Как сделать, чтобы правительство это услышало?

ТЕПЛО ПО-АМЕРИКАНСКИ

Уолтера Ковальчоука переполняли эмоции. Найти статью из «Комсомолки» в Интернете, прилететь из-за океана в Тульчин, убедиться в том, что ноу-хау Космачей для него, по собственному определению «бизнесмена с детства», - настоящее сокровище оказалось куда проще, чем законным путем (международный патент изобретатели уже получили!) зарегистрировать совместное предприятие.

Уолтер Ковальчоук: - В США подобная процедура занимает двадцать минут! Здесь я потратил полтора месяца! Взяток откровенно не просили. Но создавали условия, при которых сроки оформления документов удлинялись максимально. Особенно потрясла необходимость растаможить груз при въезде в страну, а затем повторно получить «добро» на региональной таможне. И бюрократов из организации под названием «Метрология» тоже долго не забуду.

(По лицам остальных участников круглого стола читалось: мистеру Ковальчоуку еще неслыханно повезло.)

- Я сделал определенные инвестиции, закупил и доставил из США и Канады необходимое оборудование. Новую лабораторию открыли в Тульчине, Космачам так удобней. Плюс к тому разворачиваем производство в Киеве. Изобретатели предложили дополнить котел авторской системой радиаторов - в Америке это называется «холл сэт» - чтобы комплект для тепла получился полным.

В Нью-Йорке достаточно серьезная зима, но никто не мерзнет. Люди выбирают либо систему отопления дизельным топливом, либо электричеством, либо газом - что кому выгоднее. Все думают и считают, как сэкономить. А в Украине у меня создалось впечатление, что жители тоже хотели бы экономно и качественно согревать свои дома, но не знают каким образом. Государство не подсказывает, поскольку не заинтересовано в экономии. Потому я предполагаю, что следующее предприятие по изготовлению котлов открою в Польше, затем в Болгарии. Оттуда поступает масса заинтересованных обращений.

Знаете, мне не чужд патриотизм и я уважаю точку зрения Константина Стефановича. Космач мечтает, чтобы выгодами котла воспользовались, прежде всего, граждане Украины, у которых нет капиталов. Но бизнес работает по четко установленным правилам. Он ищет места, где не ставят палки в колеса.

ПОЛИТИКАМ НА ЗАМЕТКУ

Константин Космач: - Я уже немолодой человек и в силу возраста и опыта не верю «макулатуре». Извините, иначе агитационную продукцию, которая перед каждыми выборами заполняет почтовые ящики, не назвать. Потому хочу предложить кандидатам в президенты Украины - всем, кто оценит! - энергетически-политтехнологическое ноу-хау. Не бросайте деньги на ветер избирательной кампании! За три месяца мы с партнерами в состоянии произвести 20 тысяч энергоемких электрокотлов. Этого количества достаточно, чтобы сельские медпункты, куда зимой страшно и здоровому-то войти, получили дешевое, но весьма необходимое для них тепло. А вы приобретете дополнительно не менее двух процентов голосов избирателей. Если же к инициативе захотят подключиться ваши конкуренты, пусть возьмут на себя школы, клубы и помещения сельсоветов.

Пожалуй, против такой агитации электорат Украины не станет возражать. 

ОФИЦИАЛЬНО

Николай ПАЛАДИЙ, председатель Государственного департамента интеллектуальной собственности: «Нам не хватает «третьего звена» - инновационных менеджеров»

- Николай Васильевич, ошибусь ли я, если скажу, что в Украине до сих пор на государственном уровне не существует системы, которая способна не просто отыскать отечественных Кулибиных, но и сделать так, чтобы идеи доходили до внедрения? В одном из ваших выступлений обнаружила потрясающую статистику: за последние 15 лет Госдепартамент выдал 90 тысяч патентов, но лишь 20 изобретателей смогли «раскрутиться», воплотить свои ноу-хау в жизнь…

- Ситуация, о которой говорили на круглом столе в «Комсомолке», к сожалению, типична. Это ненормально для страны с неимоверными - именно так! - возможностями. Выражаясь спортивным языком, мы давно на «низком старте». Накоплены энергия и мастерство, есть силы и желание победить, способны обогнать соседей, и не только самых близких - ведь украинский изобретатель многогранно талантлив! Патон, Сикорский, назову еще 20-30 фамилий, известных целому миру. Возможно, Константин Космач - из их числа. Но у современных Патонов и Сикорских отсутствует материальная точка опоры, от которой можно оттолкнуться для рывка.

- Что или кто мешает ее найти?

- Независимая Украина в одночасье перешла к капиталистическим взаимоотношениям. А изобретатели продолжают жить в советском психологическом пространстве. Они - люди творческие и не обязаны глубоко понимать отношения собственности, разбираться в вопросах предпринимательства. Увы, рядом не видно специалистов - инновационных менеджеров, знающих, как связать их с бизнесом. Ведь отечественный бизнес традиционно предпочитает «быстрые деньги». А все, что требует вложений, не дающих сиюминутной колоссальной отдачи, его настораживает. В итоге массового движения нет. И прорываются лишь единицы, самые упорные.

Европейцы отмечают: с соответствующей законодательной базой у нас в стране все в порядке, она на должном уровне. Не вопрос - получить права на изобретение. Вопрос в том, как творцу революционной идеи получить за нее деньги: добиться внедрения, использования, защиты от подделок.

- А европейскую практику перенять и перенести на украинскую почву можно?

- Уже лет десять мечтаем о венчурных фондах. (Венчурные фонды делают инвестиции в предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. - Ред.) Однако осуществленных венчурных проектов пока тоже единицы. А ведь соединить интеллект, производство и бизнес возможно!

Реализация результатов изобретательского труда должна идти через специальные комплексные структуры. Они создают объекты права интеллектуальной собственности - те же венчурные фонды, интеллектуальные городки. Они дают экспертные оценки коммерческой привлекательности изобретения, исследуют конъюнктуру рынка, имеют возможность оказывать инновационным разработкам маркетинговую и финансовую поддержку.

Нам необходимо, чтобы изобретатель и бизнес общались на одном языке! Мы их собирали вместе десятки раз на различных конференциях, в моем кабинете. Но каждый настроен на «свою волну». Изобретатель рассказывает, как прекрасно и продуктивно работает его прибор, а бизнесмен интересуется: сколько нужно денег и на какой срок, чтобы на проекте можно было заработать? Изобретатель, как правило, ответить не в состоянии. Не хватает «третьего звена», которое позволило бы бизнесмену понять научно мыслящего человека, оформить и соединить их ресурсы в единое целое, выстроить новое прибыльное дело.

- Выходит, «Комсомолка» в конкретном случае сыграла роль этого недостающего «третьего звена». Но ведь журналистов на всех изобретателей не хватит!

- Уже давно пора сформировать и внедрить современную модель интеграции интеллектуального потенциала нации во внутренний рынок. Потому акции, подобные той, что провела ваша газета, очень полезны. Вы попробовали себя в роли инновационных менеджеров, увидели болевые точки, столкнулись с проблемами, но вышли с «чудо-котлом из Тульчина» на успешный результат.