Загрузить еще

И. о. председателя Антимонопольного комитета Украины Александр МЕЛЬНИЧЕНКО: «Мы - не революционеры и не можем просто достать саблю и рубить головы»

И. о. председателя Антимонопольного комитета Украины Александр МЕЛЬНИЧЕНКО: «Мы - не революционеры и не можем просто достать саблю и рубить головы»

ПОЧЕМУ ВСЕ ДОРОЖАЕТ

- Добрый день, это Ирина из Харькова. Обоснованно ли растут цены на продукты питания?

- Мы проводим проверку крупных компаний. Сейчас проверяем большие торговые сети, такие как «Сiльпо», «Фора», «Фуршет» и другие. Также занимаемся крупными поставщиками продуктов питания, которые поставляют мясо, хлеб и т. п. Понятно, что возле каждого магазина поставить сотрудника АМКУ нереально, поэтому работаем по заявлениям и сигналам. У нас есть факты, мы анализируем их, осуществляем проверки и принимаем решения. Все антимонопольные ведомства мира работают по принципу заявки. Хотя АМКУ приходится в большинстве случаев проявлять инициативу, например в ситуации с повышением стоимости на проезд в Киеве. Я дал поручение, потому что был уверен, что мы не имеем права ждать. Также мы по собственной инициативе возбудили дело по поводу роста цен на медикаменты, понимая, что лекарства - это то, чем живет каждая украинская семья. Мы делаем все, что в наших силах. Но нужно, чтобы была обратная связь и мы получали соответствующие обращения населения. Читайте в «Комсомолке» адреса наших территориальных отделений.

- Здравствуйте, это ваш тезка Александр звонит. Скажите, ваше ведомство видит, что заправки повышают и понижают цены на бензин всегда в один день. По-вашему, это не сговор?

- Этот вопрос тревожит и меня. Мы возбудили дело, сейчас продолжается расследование. Правда, в интересах следствия сегодня не могу назвать имена тех субъектов хозяйствования, которые подозреваются в нарушениях. Но уверяю вас, это известные компании. От них мы часто слышим пояснения, мол, это все из-за нестабильного валютного курса или повышение цен связано с увеличением акцизного сбора. Согласен, проблемы есть, но не настолько, чтобы постоянно повышать цены на топливо. По результатам расследования будем делать нарушителям «прививку от жадности».

- Это Лена из Киева беспокоит. Скажите, почему дорожает обычный телефон? Скоро мобильный станет дешевле стационарного.

- Решение это еще не окончательное, поскольку Национальная комиссия по вопросам регулирования связи имеет право регулировать тарифы, в том числе на фиксированную связь. И они обратились в АМКУ и Комитет по вопросам регуляторной политики с просьбой согласовать этот тариф. Я поручил специалистам АМКУ проверить обоснование такого повышения на фиксированную связь. Сейчас я не готов перед вами отчитаться, поскольку такие вещи за один день не делаются, это серьезный экономический анализ. Считаю, повышение тарифа должно основываться на четком нормативно утвержденном порядке его формирования, который НКРС до сих пор не разработала, хотя АМКУ настаивает на этом. Так что без обоснования цену не повысят. Кстати, хочу напомнить: с 1 февраля по требованию АМКУ вдвое снижен тариф за пользование радиоточкой, что ощутят более 5 млн потребителей этой услуги. Мы добились снижения тарифа с 6 до 3 грн., и это конкретный результат.


Выяснилось, что проезд в метро не может превышать 1,70 грн. за поездку и 1,50 грн. - в наземном транспорте независимо от места приобретения талона.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ

- Здравствуйте, это Анна из Киева. Я сегодня убедилась, что цены на проезд снизились, но все равно мы дорого платим. Как происходил расчет тарифов?

- Установление величины тарифов - не в компетенции АМКУ, но мы отслеживаем порядок их формирования, чтобы, например, не включались необоснованные затраты. Как только повысились цены с 4 ноября на метро и наземный транспорт, я обратился к первому вице-премьер-министру Украины Александру Турчинову с предложением создать рабочую группу, чтобы выяснить, обоснован ли тариф. Тариф был пересчитан в Министерстве экономики. В результате исследований, которые АМКУ проводил совместно с Минэкономики, выяснилось, что проезд в метро не может превышать 1,70 грн. за поездку и 1,50 грн. - в наземном транспорте независимо от места приобретения талона. Желания не всегда совпадают с возможностями, а цифры, как известно, - вещь упрямая, хотя, как коренной киевлянин, я вас понимаю.

Следует знать, что в тариф заложены средства на развитие метрополитена. То есть каждый киевлянин, покупая билет, оплачивает не только стоимость проезда, но и развитие метро. Поэтому с сегодняшнего дня все разговоры о том, что не хватает средств на строительство метрополитена, безосновательны. И в КГГА согласились с этим.

Я был настроен применить огромные штрафы к КП «Киевпастранс» и КП «Киевский метрополитен», которые разрабатывали тарифы, и обязать КГГА привести тарифы к обоснованному размеру. Но недавно киевская власть таки снизила стоимость проезда, вероятно, там поняли, что решение АМКУ будет жестким. Да и штрафы вряд ли пошли бы на пользу городскому транспорту.

- Столичный мэр может опять поднять тарифы через несколько месяцев. Вы будете держать руку на пульсе?

- Безусловно. Но мы - не революционеры и не можем просто достать саблю и рубить головы. АМКУ всегда действует исключительно в рамках закона, который предусматривает определенную процедуру: мы осуществляем экономический анализ, делаем юридический вывод, пишем мотивированное представление и только после этого принимаем решение на коллегиальном заседании. А личную оценку городскому голове, его действиям и решениям может давать каждый, но для АМКУ не существует ни розовых, ни зеленых.

- Беспокоит вас Катерина из Киева. Я заметила, что сильно подорожали проездные. Будете ли вы что-то предпринимать?

- Я отношусь к этому крайне негативно. С удивлением узнал, что до сих пор в Украине не разработан документ, на основании которого рассчитывается тариф на проездные. И это при том, что у нас есть целые профильные ведомства, которые и должны отвечать за эти вопросы. АМКУ оперативно вмешался в ситуацию и официально рекомендовал Минтрансу и МинЖКХ в месячный срок разработать и утвердить методику формирования стоимости проездных. В свою очередь КГГА, как, впрочем, и местные власти других городов, должна привести стоимость проездных к обоснованному уровню, используя данную методику. Мы намерены жестко контролировать решение этой проблемы и будем отстаивать свою позицию до конца.

УСЛУГА ДОЛЖНА ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ

- Здравствуйте, вас беспокоит Валерий. Имеют ли право власти города брать плату за въезд на кладбища?

- Плата должна браться либо за товар, либо за услугу. То, о чем вы говорите, удивило всех. Насколько обоснованны такие действия, предусмотрена ли законами возможность устанавливать плату, если услуга не предоставляется, - ответы на эти вопросы будут даны. Если это было бы кладбище-музей, то такое решение понятно. Хотя я был на кладбищах-музеях в западных странах, где покоились русские, украинские писатели, композиторы, и там никто не брал деньги за вход, это даже было странно, я просто заходил, как в парк. Потому мы все это обязательно проверим, однако действительно жаль времени, которое приходится тратить на подобные инициативы городских властей.

-  Законно ли власти Киева устанавливают плату за парковку?

- Если водителям предоставляется территория, за которой кто-то должен присматривать, то есть эту территорию нужно убирать или что-то такое, то тут еще можно говорить о предоставлении услуги и обговаривать ее цену. Что касается величины этого тарифа, то нужно отдельно проверять и говорить об этом только тогда, когда будет сделано соответствующее обоснование.