Загрузить еще

Глава Гостаможслужбы Украины Валерий ХОРОШКОВСКИЙ: «Я должен быть уверен, что деньги пошли не на взятки, а в бюджет»

Глава Гостаможслужбы Украины Валерий ХОРОШКОВСКИЙ: «Я должен быть уверен, что деньги пошли не на взятки, а в бюджет»

О ПРАВИЛАХ И НОРМАХ

- Это звонит Сергей из Киева. Почему время от времени меняются таможенные правила?

- Мы, таможенники, обязаны контролировать исполнение законов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Соответственно, когда меняются законы, мы изменяем свои подходы. В том числе мы занимаемся усовершенствованием таможенных процедур. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы упростить систему оформления экспресс-перевозок. Но, к сожалению, бывает, что мы усложняем процедуры. Это связано с изменениями в законодательстве.

- Здравствуйте! Это Валерий, Киев. Можно ли ввести единые таможенные правила для всех стран СНГ?

- Теоретически - да. Но на практике реализовать это сейчас сложно, поскольку во всех странах действует разное законодательство. Как вы понимаете, это создает определенные проблемы. Например, Украина движется сегодня в сторону ЕС, и мы адаптируем наше законодательство к нормам Евросоюза. А страны СНГ разрабатывают свои нормы и правила. Работает специальный Комитет стран СНГ, отрабатывающий различного рода механизмы взаимодействия между странами. И, например, по такому вопросу, как создание пунктов пропуска, где будут размещены таможенники и украинские, и сопредельной страны, к сожалению, мы не можем найти поддержку у некоторых стран СНГ. Хотя сама по себе идея хорошая, ведь гражданин одновременно проходит контроль таможен двух стран - и выезда, и въезда, вдвое экономя при этом время. Все упирается в отличия в национальных законодательствах.

- А почему физическому лицу из Украины разрешен вывоз за рубеж товаров только на сумму 200 евро?

- Это нормы международного права и наше соглашение с ЕС. Мы - таможенный орган, поэтому не можем ни обсуждать, ни изменять закон, мы должны исполнять его и контролировать, чтобы другие его исполняли.

КОГДА ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

- Скажите, долго ли будет действовать система определения средней таможенной стоимости товаров?

- Ровно до тех пор, пока будут существовать липовые «инвойсы». Нужно понимать, что есть нетипичные товары. Например, из офшорных зон завозится товар, который никогда там не производился. Понятно, делается это с целью уменьшить таможенную стоимость.

Мы часто сталкиваемся с вопиющим занижением стоимости. Возьмем только один товар, к примеру парфюмерную продукцию известных брендов, допустим, духи. Их декларируют по $7 за килограмм. А теперь подсчитайте, сколько флаконов по 50 мл по такой цене пытаются растаможить, и сравните с ценами в магазинах. Как с этим бороться?

Мы разработали пакет законодательных актов, которые президент внес в парламент. Эти проекты предусматривают жесткие санкции за минимизацию платежей, за уменьшение таможенной стоимости. Мы предлагаем ввести достаточно серьезные штрафы. Это может быть от 100 до 300 процентов от суммы занижений. Мы уверены, при такой санкции будет мало желающих занижать таможенную стоимость. Вот тогда, возможно, мы уйдем от сегодняшнего метода определения стоимости товара.

Хотя, я считаю, это вообще не свойственная нам работа. Мы вынуждены теперь часто использовать шестой метод определения таможенной стоимости - по ценам аналогичных товаров, хотя в идеале нужно использовать заявленную стоимость. Но, к сожалению, в повседневной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством случаев занижения таможенной стоимости. Поэтому идеальная схема не работает. Пока есть подобные серьезные занижения, мы будем реагировать на них именно таким образом. Ведь «не заметить» занижения таможенной стоимости - это согласиться с потоком в страну «серого» импорта.

- Здравствуйте! Вас беспокоит Виталий Васильевич. Неоднократно говорилось о том, что таможенную процедуру оформления товаров хотят упростить. Почему это до сих пор не сделано?


В любой стране мира прохождение таможни - процесс нелегкий.

- Ни в одной стране мира эта процедура не была и не является легким процессом. Другое дело, что она должна быть прозрачной.

Для этого нужно менять законодательство, повышать санкции за ввоз контрабанды, предоставлять больше прав Таможенной службе. Нужно, чтобы взаимоотношения таможни и бизнеса развивались не по принципу, кто кого обманет, а по принципу: вы нам предоставляете качественные документы, а мы вам - все условия для быстрого прохождения границы.

За тот период, что я работаю в Таможенной службе, мы сделали некоторые шаги вперед в плане уменьшения коррупции и контрабандных потоков. Но прошел всего лишь год. Раньше система была достаточно закрыта.

Если Верховная Рада сможет принять новый Таможенный кодекс, субъекты, работающие с нами постоянно, будут иметь прозрачную систему. Ведь проект кодекса серьезно упрощает таможенные процедуры, практически до европейского уровня. Я скажу больше: он, в частности, предусматривает внедрение электронной таможни и системы постаудита. Это те «столбы», на которых Европа работает, и работает прозрачно в первую очередь для бизнеса. Что касается субъектов, которые работают с нами не часто, то для них процедура останется довольно сложной. Ведь одна из функций таможни - это защита внутреннего рынка.

КРИЗИС И ТАМОЖНЯ

- Добрый день! Это Петр из Киева. В связи с экономическим кризисом товаров в Украину будет ввозиться меньше, а значит, и денег таможня будет собирать меньше. Где же государству в этом случае брать средства в бюджет?

- Думаю, мы все вместе будем меньше тратить. Дело в том, что в бюджет можно положить ровно столько, сколько соберем.

Для меня главная задача в этих тяжелых экономических условиях - четко понимать, что таможня собрала ровно столько, сколько имела возможность собрать. Я должен быть уверен, что деньги пошли не на взятки, а именно в бюджет.

За последнее время парламент и политики сделали многое для сбалансирования внешнеэкономического сальдо страны. И январь - это первый месяц, когда мы имеем явно выраженный положительный торговый баланс. Такая ситуация, безусловно, отразится на импорте, на способностях импортеров завозить и на способности населения покупать импортный товар.

Хотя мы уже сегодня видим риск неисполнения госбюджета по Таможенной службе порядка 40 млрд гривен (при запланированных 100 млрд гривен). И это говорит о том, что ситуация будет достаточно тяжелой.

- Это Александр беспокоит. Будет ли принята дополнительная 13-процентная антикризисная пошлина к существующим?

- Этот вопрос следует задавать не мне, а законодателям. Если эта дополнительная ставка будет принята, то должен быть принят закон, подписанный президентом. С момента его публикации пошлины вырастут. Я об этом узнаю тогда же, когда и вы.

- У меня к вам просьба: если есть возможность повлиять на ситуацию с 13-процентной пошлиной, то, пожалуйста, сделайте так, чтобы она не была принята. По моим данным, импорт уже сократился примерно на 30 процентов.

- Импорт сократился в два раза, при этом его стоимость снизилась на 50 процентов. А по поводу проекта этого закона сообщаю, что Таможенная служба уже подала свои замечания к нему. Но, как известно, окончательное решение зависит от парламента.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ВЕДОМСТВЕ

- Вы сказали, что за год удалось уменьшить количество контрабанды. Как вы считаете, почему до этого не делалось ничего в этом направлении?

- Легче всего критиковать предшественников. Я предпочитаю этого не делать. У каждого руководителя личная способность продвигать структуру, которую он возглавляет.

К сожалению, когда я пришел, часто приходилось сталкиваться с тем, что таможенники исполняли не закон, а просьбы, обращения разного рода заслуженных людей, в том числе народных депутатов. Ведомство можно было сравнить с кораблем без паруса. Но сейчас удалось установить руль и наладить систему управления им. Но, безусловно, это еще не управление гоночным болидом. Поэтому я весь прошедший год старался, чтобы таможенники почувствовали себя участниками этих процессов, чтобы они понимали, что у них есть закон - Таможенный кодекс. Есть четкие права и обязанности, которые необходимо исполнять и не слушать, кто бы и что тебе ни говорил. Необходимо исполнять закон! И других вариантов быть не может.

- Добрый день! Вас беспокоит Николай Петрович. Мне интересно, сильно ли украинская таможня отстает от таможен соседних государств?

- Смотря какие аспекты сравнивать. Если говорить о программном обеспечении, используемом Таможенной службой, то у нас оно «доморощенное». Мы его сами разработали и используем, считаем его удачным и хорошо адаптированным. В этом плане мы работаем на одном уровне. Но вот второй существенный аспект - инфраструктура. Здесь мы отстаем. И прежде всего с точки зрения строительства пунктов пропуска, зданий, сооружений, складских помещений. Есть еще нерешенные вопросы функционирования электронной таможни. Тут мы только догоняем западные страны. И эти слабые места нами отрабатываются. Мы разработали программу, рассчитанную на 5 лет, которая и предусматривает решение этих, безусловно, сложных, но интересных задач.