5 ноября
Загрузить еще

Генерал МАРГЕЛОВ: «Хоть к черту в зубы!»

Генерал МАРГЕЛОВ: «Хоть к черту в зубы!»
Фото: Батя на аэродроме перед учениями.

В ВДВ Василий Филиппович Маргелов вложил всю свою душу, опыт и талант военачальника. Именно Маргелов сделал из Воздушно-десантных войск элиту Вооруженных сил СССР, оснастив ее современными вооружениями, создав непобедимый образ и наделив своим фирменным пижонством. Батя - этим теплым словом называют Василия Маргелова десантники всех поколений. А ВДВ расшифровывают как Войска Дяди Васи.

Биография легендарного командующего вызывает восхищение не только послужным списком и боевыми наградами, но и простыми, житейскими историями и байками. Некоторые из них мы публикуем сегодня.

Трудности перевода

Май 1945 года. Маргелов расхаживает перед немецкими генералами. Гельмут Беккер, командир дивизии СС «Мертвая голова», оставивший страшный кровавый след на советской земле, рядом с ним не менее известные генералы: командиры дивизии «Великая Германия» и Полицейской дивизии СС. «Плюнуть бы им в хари, а затем кулаком вмазать по-русски», - произнес Маргелов, а потом добавил: «Войне п…ц! Вот вам х..., а не Россия! Ферштейн?» Последующий интернациональный жест, который продемонстрировал советский генерал со Звездой Героя на груди, не требовал перевода.

«До 40 лет смутно представлял, что такое парашют» (из интервью «Красной Звезде»)

- До 40 лет я смутно представлял, что такое парашют, мне и во сне прыжки не снились. Получилось это само собой, а точнее, как положено в армии, по приказу.

В 1948 году, после окончания Академии Генерального штаба, меня вызвали в кадры и сказали: во время войны вы командовали морской пехотой, а сейчас на передовом рубеже десантники. Я человек военный, если нужно, готов хоть к черту в зубы. Вот так и пришлось, уже будучи генералом, совершить первый прыжок с парашютом. Впечатление, скажу вам, ни с чем не сравнимое. Над тобой открывается купол, ты паришь в воздухе как птица - ей-богу, петь хочется. Я запел… Но на одних восторгах не уедешь. Заспешил, за землей не следил, в итоге пришлось недели две ходить с перевязанной ногой. Получил урок. Парашютное дело - не только романтика, но и огромный труд и безукоризненная дисциплина…

Нахальный абитуриент (из книги «Десантник № 1» А. В. Маргелова, В. В. Маргелова)

Рассказывают, что в 1972 году командующий ВДВ приехал в Рязанское воздушно-десантное училище (ВДУ) как раз во время вступительных экзаменов. Его сразу обступила толпа молодых ребят - обычно он всегда рассказывал им что-нибудь интересное. Среди абитуриентов встречались смелые до нахальства. Один из таких поспорил с ребятами, что попросит у командующего закурить папиросу «Беломор». Подходит и просит: «Василий Филиппович, дайте закурить».

Тот удивленно посмотрел на него, осмотрел толпу напрягшихся ребят и, усмехнувшись, достал из кармана брюк портсигар: «Угощайся!» Абитуриент взял папиросу, закурил, а генерал Маргелов и спрашивает его: «Ну что, может, теперь и брюки с лампасами потребуешь?»

Для чего «губа» десантнику? (из книги «Десантник № 1» А. В. Маргелова, В. В. Маргелова)

Попал десантник на гарнизонную «губу», а тут командующий в полк прибыл и приказал показать ему штрафника, солдатик доложил о прибытии и, вдруг набравшись храбрости, заявил: «Мне еще батька говорил: какой же солдат, если на «губе» не сидел!» А командующий ему: «А какой же ты, к хренам, десантник, если не избежал этого!»

Драка за парашют (из книги «Маргелов» Б. Костина)

- Какое качество вы, Василий Филиппович, считаете главным в профессии десантника?

- Дерзость. Такую, когда человек готов сражаться против десяти врагов. В обыденной жизни ценю тоже эти качества. Был у меня случай, чуточку смешной. Участвовал я, будучи командиром соединения, в прыжках с парашютом. Приземляюсь, гашу купол и вижу, как в пяти шагах от меня опускается вытяжной парашют. Не сомневаюсь, что это мой, беру его, и в это время на меня буквально налетает солдат, огромный детина. Глаза сверкают. «Не трогай, - кричит, - это мой, я за ним следил с воздуха!» И как рванет у меня парашют из рук. Я едва на ногах удержался. Сначала была мысль догнать нахала и наказать за неуважение к старшему. Позже понял: он не узнал меня. Одеты мы все одинаково: шлем, комбинезон... Потом я построил полк, рассказал, как было дело, и объявил тому десантнику благодарность: «Кто умеет драться за свой парашют, тот и оружие из своих рук не выпустит, и за землю свою будет сражаться на совесть».


Василий Маргелов перед своим первым прыжком с парашютом.

Парад перед госпиталем (из книги «Маргелов» Б. Костина)

2 августа 1986 года родные отправились к Бате (так называли командующего) в госпиталь. На столе одно за другим появлялись излюбленные яства Василия Филипповича - малосольные огурцы, варенье, картошка, селедочка, квасок, бутылка «Маргеловской». Едва сели за стол - стук в дверь. Порученец чертыхнулся, а открыв ее, изумился. В проеме стояли два атлетически сложенных парня. Под пиджаками - тельняшки с голубыми полосами, на головах - береты, в руках - арбузы с выгравированной датой «2.08.1986 год». «За стол!» - произнес Маргелов, но гвардейцы, переминаясь с ноги на ногу, почти в один голос ответили: «Все не поместимся».

Настала очередь удивляться Маргелову:

- Как не поместимся?

- Понимаете, товарищ командующий, нас человек двести.

- Где все они?

- Всех к вам не пускают.

- Что ж вы за десантники, если не можете охрану снять?

- Так шуму-то столько будет, а вас не велено беспокоить.

- Ладно, обойдемся без шуму. Поладим с охраной полюбовно.

Картина, представшая взору Василия Филипповича, которого поддерживал под руку сын Александр, была трогательной и впечатляющей. Парадный строй стоял во дворе буквой «П». Тельняшки и береты, голубые погоны, награды Отечества. Раздалась команда: «Смирно! Равнение направо!» А затем в полнейшей тишине все внимали своему кумиру, представшему перед ними словно из легенды.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий ЕВТУХОВИЧ, генерал-лейтенант, командующий ВДВ России: «Он стал легендой при жизни» 

- В Воздушно-десантных войсках память - это часть нравственного кодекса десантника. Василий Филиппович Маргелов еще при жизни стал символом времени, человеком-легендой, памятью поколений. Железная сила воли, организаторский талант и закалка ветерана пяти войн позволили ему осуществить беспримерное переоснащение, перевооружение и обучение войск в послевоенные годы. Одев войска не только в тельняшки и голубые береты, но и в броню, он впервые в мире заставил эту броню летать, создал и воспитал крылатую гвардию, для которой и сегодня нет невыполнимых задач. Он командовал ВДВ более четверти века. Это был редкий случай единения военачальника со своим родом войск, а войск - со своим командующим.

Байки с сайта www.desantura.ru

«…Рассказывают, что с Маргеловым произошел такой случай. Звонит, мол, ему из отделения милиции дежурный и говорит: «Василий Филиппович, мы задержали двух ваших пьяных десантников!» На что Маргелов ему ответил: «Это не мои десантники!» - и положил трубку.

Проходит небольшое количество времени, снова в доме Маргелова раздается телефонный звонок. Милиционер возбужденным, взволнованным голосом говорит: «Василий Филиппович! Два ваших десантника, которых сегодня задержал наряд милиции и доставил в отделение, протрезвели, побили наряд, разнесли дежурную часть, выбили окно и через него убежали!»

И тогда Маргелов сказал: «Да! Вот это мои десантники!»…»

«…Перед съемками фильма о ВДВ «Голубые молнии» вся съемочная группа приехала в Сельцы посмотреть на быт и занятия в полевых условиях. На даче командующего немного приняли и стали обсуждать, каким должен быть образ десантника. Среди съемочной группы была небольшого роста женщина, помощник режиссера, которую не было видно за спинами стоящих мужчин, и Василий Филиппович со свойственной ему прямотой отвечает режиссеру на поставленный вопрос:

- Ты покажи мне десантника в фильме таким, чтобы ему любая женщина на улице дала!..

Короткая пауза, кинематографисты в замешательстве, и слышится стук падающего тела - помощник режиссера упала в обморок!..»

Если у вас есть свои истории о дяде Васе, расскажите их на нашем сайте