Если напрячься, то можно счесть три авторских вечера известного российского актера и кинорежиссера в столице Украины в Международном центре культуры и искусств и один в Донецке - пропагандистской акцией. Организаторы сообщили: билеты «на Михалкова» раскуплены полностью, включая самые дорогие. Кризис не помешал!
А название-то бенефиса многозначительное: «Свой среди своих…». Кого ж такими Никита Сергеевич считает? Россиян по паспорту? Русских по духу? Русскоязычных? Или всех, кто недавно возмущался отключением московских телеканалов, настаивая: там, за кадром, - политика?
Никита Сергеевич держал интригу. Смиренно доложил господам журналистам, что предложенную ему на въезде анкету на английском и украинском заполнил по-русски - и ничего, сошло с рук. Пограничники прочли без проблем. А вот показ после встреч со зрителями нового фильма «12» (вдруг «отключенные» не успели посмотреть по телику?) он сопроводил субтитрами - бегущей по-украински строкой. «Для тех, кто уже перестал понимать!» - уточнил Михалков. И не стал изображать вежливого гостя, нахваливая фантом - современный украинский кинематограф. «Я его не знаю. А вы?»
Михалков играл перед прессой блистательно. Режиссировал себя же на ходу. И это вызывало куда более мощные чувства, нежели попытки оценить Никиту Сергеевича по принципу «свой - чужой»…
…Начало получилось - как для кино. Девушка с решительным лицом и букетом желтых тюльпанов, чьи резные лепестки чуть припорошил снег, вошла почти рядом с Михалковым, попадая под «обстрел» телекамер. Не дочка Надя?
- Что вы, я еще не заработал! Встреча со зрителями чуть позже…
Но пропустил незнакомку вперед. И, даже не попив с дороги чаю, приступил к общению...
О кризисе и кинематографе
- Наши беды заключаются в том, что, извините за сленг, понты бегут впереди профессии. А как до дела, до кино доходит, так его нет! Да, кризис принесет проблемы. Но и отсеет недееспособных. Голые короли станут особенно заметны. Многие сериальные актеры у меня никогда сниматься не будут
Я молю Бога за то, что кризис начался не тогда, когда мы снимали основную часть картины «Утомленные солнцем-2», почти 270 часов материала! Два огромных фильма и пятнадцать серий телеверсии. Пока надеемся, что хватит денег для того, чтобы закончить работу. И показать в мае, ко Дню Победы…
О Сталине и возрождении России
- В старинной летописи сказано: «Ничего не получилось, поскольку делалось с тяжким звероподобным рвением». Это очень нам, славянам, близко. Демократы у власти тоже тяжкой звероподобностью отметились…
Страшные репрессии при Сталине - абсолютная правда! Но ведь прожили и при нем люди, верили в то, что все происходит правильно, воевали до последней капли крови, строили. Этим людям сегодня с высоты разрешенности сказать: век потрачен бессмысленно?! Да это просто бесчеловечно! Качок в сторону свободы всегда - в России, по крайней мере! - заканчивается вседозволенностью. А легко ли остановить волну хаоса и анархии? Тут о цели говорить надо, о сердцевине. О широко
О гламуре, глянце и расплате за них
- Они существовали во все века, просто по-другому назывались. Красивая частная жизнь напоказ, на обложку… Ну, представьте - с утра до ночи жрать устрицы с шампанским! Чего вам через месяц захочется, а? Потом ботокс расползется, груди, простите меня, обвиснут, татуировки - как на слоновьей коже. И совсем о другом придут мысли, но - поздно. Знаете, у меня ощущение: самые умные из тех, кто сегодня живет в гламуре, закончат в монастыре. Их туда приведет нехватка связи со своей же душой и миром…
Об охоте как мужской доблести
«Комсомольская правда» извинилась за лобовую постановку вопроса: нравится ли вам убивать?
- Никита Сергеевич, речь идет не столько о смертях киноперсонажей, происходящих согласно вашей воле как режиссера, а об охоте, которую страстно любите. В газетах писали: вы стреляете диких гусей, бьете кабанов, коллекционируете трофеи - чучела лично добытых медведей…
Мэтр перебил, не сдерживая раздражения:
- Ах, газеты? На заборе тоже мало ли что написано, а там дрова!
Со «съемочной площадки» пресс-конференции меня могли, пожалуй, и выставить за дерзость: далекая от творчества и политики тема обидела Михалкова своей «приземленностью». Не хватало еще расспросов о порядках в его барском имении или роли при кремлевском дворе! Но мэтр овладел собой, погасив гнев, как спичку:
- Я на охоте не убиваю. Я добываю зверя! Если человечество запретит охоту для мужчин - это все равно что для женщин закроют магазины.
- Мужчины испытывают недостаток в продуктах?
- Женщины испытывают недостаток в туфлях?
Наш «блиц» утонул в смехе коллег, и Никита Сергеевич эффектно завершил мизансцену:
- Вы мясо едите? Ну, так не фарисействуйте! Охота - тысячелетняя культура, не путайте ее с пьянкой в сапогах, которая лишена внутренней ответственности и красоты. Потому если на вопрос «нравится ли мне убивать?» я ответил бы положительно, то представлял бы только медицинский интерес - что вы, видимо, все равно напишете.
Финальная сцена тоже удалась. Мобильный телефон организатора тура закрякал, как дикая утка. Пора, мол, на концерт опаздываете!
- На голос не стреляют. Так и в человека недолго попасть! - весело продемонстрировал охотничьи навыки Михалков. Девушка с желтыми тюльпанами села в машину вместе с ним.