5 ноября
Загрузить еще

Будущее украинской политики можно рассчитать по математическим формулам

Будущее украинской политики можно рассчитать по математическим формулам
Фото: Ющенко, Янукович, Тимошенко и Литвин (сидит спиной) «заказывают музыку» в украинской политике.

В июне руководитель Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев рассуждал о возможном начале в Украине политической реакции: 

- Поскольку ни одна из политических сил не уверена в победе на выборах, нынешняя «политическая олигополия» будет искать разные пути сохранения своей власти. 

В «КП» задумались, насколько приведенный Ермолаевым термин подходит для описания политической ситуации в стране. Вот что получилось...

ЧТО ТАКОЕ «ОЛИГОПОЛИЯ»

Термин «олигополия», к сведению, - экономический. Означает сферу, в которой не существует реальной конкуренции, а рынок поделен между небольшим числом игроков. Объединяющими для олигополистов служат два мотива. Первый - не допустить, чтобы один из игроков усилился сверх всякой меры. Иначе он «сожрет» остальных и станет на рынке уже монополистом. Второй - не допустить появления новых фигурантов. Иначе на смену негласному договору придет реальная конкуренция.

Андрей Ермолаев полагал, что олигополию в Украине закончили формировать после 2004 года Ющенко и Тимошенко. Но давайте разберемся: и до того на украинском «политическом рынке» присутствовали те же силы - группа «западников» Ющенко - Стельмаха, «многовекторная» группа Кучмы - Пинчука - Литвина, ориентированная на Россию со времен ЕЭСУ, группа Юлии Тимошенко и еще одна «пророссийская» группа Януковича - Ахметова. Не важно, кто из них в то или иное время был при власти, а кто - в оппозиции. Важно, что, по сути, именно эти четыре группы «заказывают музыку» в украинской политике.

Заглядываем в «50 лекций по микроэкономике» (двухтомник московского издательства «Экономическая школа», 2004 г.). Выясняем, что действительно есть такая форма олигополии, которая описывает взаимоотношение этих четырех групп. Она называется «нескоординированной» - у олигополистов нет общего лидера, нет и общих правил ведения игры. Они объединяются ситуативно. 

Подходит! Простой пример: в 2005 году после оранжевой революции и победы на выборах Виктор Ющенко получил внушительный кредит доверия украинцев, пользуясь которым мог запросто олигополию разрушить. Стать монополистом. Чего стоит лишь одно его заявление образца 2005 года. «Я не хочу видеть таких, как Виктор Янукович, в оппозиции, - сказал Ющенко однажды. - Я хочу видеть их в тюрьме». 

Можно сказать, общество от него и ожидало чего-то подобного. Но, заметьте, бывшая соратница - Юлия Тимошенко - в том же году спровоцировала скандал с «любими друзями» и ушла в оппозицию. Она вместе с двумя другими олигополистами принялась «дружить против» президента. 

Директор Института трансформации общества Олег Соскин.

Точно так же, когда Виктор Янукович в 2007 году стал премьером во второй раз, то «дружить против» него тоже стали всем миром. Пока Ющенко издавал указы о роспуске Рады, Тимошенко блокировала электрощитовую парламента.

Все как по учебнику. Там поведение участников олигополистического рынка описывается математически («кривая спроса» Хитча - Холла, разработанная еще в 1939 году). Выходит, и прогнозы для украинского политикума тоже можно составить по формулам? 

СПАСЕНИЕ ДЛЯ ВЛАСТИ - НАРОДНЫЙ КАПИТАЛИЗМ

- Можно и по формулам, - улыбается Олег Соскин, директор Института трансформации общества. - Важно учитывать все факторы - как внутренние, так и внешние. Внутренние все те же - это борьба против конкуренции и друг с другом. «Широкая коалиция» была обречена на провал по той же причине. Но сейчас важнее всего - внешние факторы. Они не зависят от наших олигополистов и сегодня несут для них основную угрозу.

- Вы имеете в виду мировой финансовый кризис?

- Нарастание финансового кризиса! Все четыре клана, которые узурпировали власть в Украине, являются продуктом той социально-экономической модели, которая формировалась в России и Украине в последние 20 лет. Эта модель себя исчерпала. Она не имеет резервов развития. И сегодня она умирает, попутно уничтожая свой продукт - олигополию. 

Эта модель всегда была несовершенной: жестко структурированная социальная пирамида - 5 процентов богатых, 70 процентов бедных. Качество жизни совершенно отличное от европейского, где средний класс составляет 65-70 процентов. Дальше нам развиваться некуда - ограниченный средний класс не может обеспечить уровень потребления, необходимый для развития производства. Мало того, эта модель все время развивалась за счет заемных или привлеченных денег - в последние 5 лет на 75-80 процентов. Но - кризис, и денег больше не дают. Потребление тоже упало... Исчерпались ресурсы промышленности, оставшиеся от времен СССР. Ведь промышленность никто не развивал - все гнались за прибылью… 

- То есть выход для олигополии в том, чтобы пересмотреть нынешнюю модель?

- Да. Выход - это постепенный переход от кланово-корпоративного к народному капитализму и с преобладанием среднего класса. Но это испытание: надо отказаться от монопольной прибыли в 1000 процентов и перейти к среднеевропейским 20-30. Просто-таки революционное решение для нашей олигополии. Но оно будет правильным.

ВЛАСТЬ ТОЛПЫ ПРИВЕДЕТ К ДИКТАТУРЕ

- И как вы считаете, решится олигополия на такой шаг? 

Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Автор статьи ждет ваших звонков сегодня с 12 до 13 часов по телефону (044) 205-43-66.

- Вероятность крайне мала. Сами политики и финансовые группы, стоящие за ними, не понимают драматизма ситуации. Чем они заняты сейчас? Продолжают поиск наркотика - иностранных кредитов. Но если ничего не изменится, то это путь к коллапсу и дефолту. И вопрос стоит так: сейчас все переживают по поводу третьего транша МВФ. Если его не будет, то произойдет нарастание стихийного бунта… 

Я и раньше об этом говорил. Предполагал, что подобный бунт случится в июне. Но из-за инерции, паразитического инстинкта, которым подавлено общество, и денег, полученных от МВФ, бунт откладывается. 

Если МВФ будет давать деньги, они все равно не помогут. Они будут потрачены исключительно на усиление позиций олигополии. 

Каждый раз после впрыскивания финансового наркотика приходит минутное облегчение, а потом начинается ломка, когда глухая ненависть масс к власти становится все более сильной. В последнее время противоречия между плебсом и олигархией становятся все жестче - для их разрешения остается все меньше цивилизованных методов… 

- То есть вы полагаете, что рано или поздно на Киев опять пойдут шахтеры?

- Нарастает потенциал варварства. На Киев пойдут уже не шахтеры, а люмпены, и ситуация станет неконтролируемой. История свидетельствует, что за охлократией, властью толпы, успешно громящей не только государственные институты, но и магазины с квартирами, обычно приходит диктатура. Народ сначала отводит душу, устраивая массовый беспорядок, а потом мечтает о жесткой руке, которая этот же беспорядок поборет... Это очень плохой вариант для развития страны.

ВОЗМОЖНЫ ЛИ КОМПРОМИССЫ?

- А есть ли третий вариант? 

- Есть. Это мэры городов. Они, по сути, маленькие президенты, которые выбраны напрямую, в конкурентной борьбе. Пока они инертны - но могут быстро почувствовать нарастающую угрозу, в том числе и для них самих. А ведь у них огромные ресурсы. Они способны трансформировать Украину, влиять на власть. И могут стать выразителями интересов местной буржуазии. В их силах принудить власть изменить нынешнюю модель.

- Олег Игоревич, если следовать вашим рассуждениям, то у нынешней власти вообще нет шансов сохранить существующую модель. Но, возможно, имеются факторы, которые помогли бы олигополии выжить?  

- Есть. Это Евро-2012, то есть миллиардные инвестиции в экономику. Это тот инструмент, который может им дать внешнее финансирование. Тогда нынешняя четверка получит колоссальные средства и сбросит крохи со стола тем, кто недоволен. Не будет того социального резонанса, который способен разрушить нынешнюю систему, и нынешняя модель сохранится. Поэтому я всегда говорю: пусть не будет Евро-2012, но систему надо уничтожить.

P.S. «Не слишком-то много математических формул в заметке», - может подметить вдумчивый читатель. И будет прав. Но мы хотели показать саму логику прогнозов, которые можно сделать, если применять к нашей политике экономические подходы. Сбудутся ли приведенные прогнозы, покажет время. До осени осталось совсем немного... 

Фото УНИАН