А значит, стране угрожают проблемы с начислением пенсий и социальных выплат, потому что денег на всех попросту не хватит.
На этом фоне неоднозначно выглядит предложение Кабмина, обращенное к отечественным гастарбайтерам, делать взносы в Пенсионный фонд. Глава последнего Алексей Зарудный заверил: отныне они вправе перечислять в добровольном порядке ежемесячно минимум 20 евро, чтобы в перспективе получить пособие по старости на родине.
Не будем голословно критиковать позицию правительства, утверждающего, что все должно происходить на добровольных началах, а просто попытаемся представить себя на месте людей, работающих за границей. Опустим чувства, которые испытывает человек, не сумевший найти дома достойного применения для своих рук и способностей, вынужденный жить и вкалывать вдалеке от семьи на чужбине. Пустим в ход прагматические аргументы, которые такой гражданин захочет рассмотреть, решая, делать ли ему отчисления в украинский ПФ.
Если бы лично я трудился за рубежом, то в первую очередь обратил внимание на оценки своей страны со стороны международных рейтинговых агентств. Они же, увы, пока только понижают планку своего восприятия как отечественной экономики, так и нашей банковской системы. Затем меня бы смутили условия сотрудничества Украины и Международного валютного фонда. В последнем намекают, что пора повышать у нас пенсионный возраст. То есть если теперь мужчины уходят на отдых в 60, то к тому моменту, когда я достигну данной отметки, выяснится, что порог подняли как минимум на 5 лет. А средняя продолжительность жизни в нашем государстве на целых 11 лет уступает европейским показателям: 61,7 года для мужчин и 73,3 - для женщин. Таким образом, среднестатистический представитель сильного пола в Украине не дотянет до пенсии примерно три года.
Ну и, наконец, я высчитал бы с калькулятором в руках, на что смогу рассчитывать, если начну самостоятельно откладывать эти самые 20 евро. За тридцать лет работы за границей, внося их на депозит даже под 5 процентов годовых, я скоплю 16,3 тысячи евро. Если они останутся на счету, то в год будут приносить мне 818 евро, или около 8,5 тысяч гривен по сегодняшнему курсу. Разделим на 12 месяцев - получается 710 гривен. От государства я бы имел «минималку» в 544,10 гривны.
Напоследок позвонил бы родственникам и спросил, как дела в стране, которую я был вынужден покинуть. И в ответ услышал: парламент по-прежнему занят своими разборками, статистические данные о состоянии экономики засекретили, курс национальной валюты скачет то вверх, то вниз, как блоха. Несложно угадать, захотел бы я платить пенсионный взнос или нет…