Дважды на посту министра обороны, один раз - в кресле вице-премьера. Биография Александра Кузьмука напоминает маятник, только вот с каждым разом он раскачивается все выше и выше. Сам генерал, улыбаясь, поясняет феномен: «Я всегда шел только на повышение».
В приемной - несколько фотографий: в должности министра Кузьмук в Ираке инспектирует украинский батальон, стоит рядом с президентом Кучмой на трибуне в честь Дня независимости. И, конечно, модели танков - к ним генерал, танкист по образованию, питает особенную страсть.
Встретившись с Александром Ивановичем накануне его 55-летия, «Комсомолка» пообщалась с ним об Украинской армии, отношениях с президентом Кучмой и вероятности вступления в НАТО...
«Я сэкономил государству свою пенсию»
- Александр Иванович, сейчас армия еле выживает из-за сокращения финансирования. Если завтра предложат стать министром, согласитесь?
- Много об этом думал. Еще год назад отказался бы, но, в общем-то, сумел себя переубедить: если Родина позовет, отказываться не буду. Причина проста: во-первых, я за эти годы не утратил связь с Вооруженными силами, хорошо знаю ситуацию. Но главное - я не из числа «маршалов вертикального взлета», готовых на любую должность - чем повыше, тем лучше.
- Вы даже в запас не уволились?
- Для меня это принципиально как для военного - ведь я еще не достиг предельного возраста пребывания на службе! У меня есть высшее воинское звание в Украине, и я шел к нему по служебной лестнице, шел своим трудом. Сегодня, правда, ситуация поменялась - три звания можно получить за один год.
Вы представляете, сколько денег я сэкономил государству! Если бы я ушел на пенсию в 2001-м, через год получал бы и пенсию, и зарплату нардепа.
- А в деньгах это сколько?
- Очень много (смеется). Но этого никто не ценит.
«Нас не берут в НАТО из-за низкого бюджета армии»
- Как вы думаете, при таком оттоке кадровых офицеров, который идет сейчас, возможно ли создание профессиональной контрактной армии?
- А как, по-вашему, можно заинтересовать молодежь службой? Первое и главное - это их стремление защищать свою Родину. Но как это сделать, если солдаты-контрактники в большинстве своем люди семейные и бесквартирные, получают довольствие от 800 до 1200 гривен в месяц?
Пока армии не обеспечат достаточное финансирование, о переходе на профессиональную основу не может быть и речи. Когда утверждался бюджет на этот год, я подошел к премьер-министру со своими расчетами потребностей Вооруженных сил. На их развитие требовалась сравнительно небольшая сумма - 17 миллиардов гривен. Но мои предложения не возымели действия...
|
Очень, кстати, показательным было отсутствие нашей делегации на последнем саммите НАТО. Украина долго стучалась в двери Альянса, даже слишком долго - но кроме простого «стука» действий больше не предпринимали. Такое же отношение и к нам. Вам известно, что важнейший критерий при принятии страны хотя бы к ПДЧ по НАТО - это ее оборонный бюджет? Наш бюджет ни разу, пожалуй, не соответствовал их требованиям.
- То есть в НАТО нас теперь вообще не возьмут?
- Как же… Для НАТО наша страна - это выгодная площадка в «подбрюшье» России. Вспомните, ведь Сталин - тоже не дурак - сделал похожую «буферную» зону, окружив СССР поясом из дружественных государств СЭВ глубиной до 1000 километров! Это делалось для того, чтобы не вести войну на своей территории. НАТО поступает таким же образом.
«После разговора с президентом мой доклад уничтожался»
- Говорят, когда вы были министром при Кучме, у вас был час в неделю на разборы полетов с президентом…
- Что вы, какие разборы. Леонид Данилович как президент и Верховный главнокомандующий получал всю полноту информации от меня - и о внутренних проблемах, и спецдоклады о ситуации в мире. Это было каждый понедельник. Накануне я получал от своих замов доклады, прочитывал их и приходил к 11 утра к президенту. Кстати, все свои доклады я писал от руки - они никогда не печатались. А после доклада уничтожались.
- Зачем?
- Есть вещи, которые знают только президент и министр обороны. Третьи лица знать их не должны.
- У вас есть сын, он - также военный. Правда, врач. Рассказывают, что вы его не опекаете и даже как-то отправили служить в горячую точку.
- Не я его отправил, а он сам вызвался. В 1999 году, в вечер перед вылетом нашего самолета в Боснию, Иван подошел ко мне - мол, отец, если ты посылаешь на войну чужих сыновей, то должен отправить и меня. И сразу поинтересовался, есть ли еще одно место в самолете. Место было, и он полетел. И служил там в полевом госпитале - делал по нескольку операций в неделю.
- А ваша супруга не была против? Все-таки сына отправить на войну…
- Знаете, моя жена не за генерала замуж выходила - за курсанта. И всю мою службу прошла плечом к плечу со мной. О том, что такое тяготы службы, она прекрасно знает. Так что - нет, против отправки сына не была…
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр КУЗЬМУК родился в г. Славута Хмельницкой области 17 апреля 1954 года.
В 1975 году окончил Харьковское высшее танковое командное училище, в 1983-м - Военную академию бронетанковых войск, в 1998-м - Академию ВСУ.
С 1975-го по 1990-й служил в Вооруженных силах СССР на должностях командира танкового взвода, роты, батальона, зама и начальника штаба полка, комполка, заместителя командира дивизии.
С 1990 по 1995 гг. - начальник штаба ВСУ.
В 1995-м возглавил Национальную гвардию Украины.
Дважды министр обороны (1996-2001 и 2004-2005 гг.).
В 2007 году - вице-премьер-министр, курирующий «силовиков».
После парламентских выборов 2007 г. - депутат ВР от Партии регионов.
Кандидат военных наук. Генерал армии.
Женат. Имеет сына и дочь.