Потомственный актер, сын великих лицедеев Михаила Заднепровского и Юлии Ткаченко, он сегодня стал символом украинского театра. Его роли в спектаклях «Леди и адмирал», «Я - Генрих VIII», «Братья Карамазовы», «Ревизор» собирают аншлаги. Его первые поклонницы уже успели вырастить внуков. Но и сегодня Лесь Михайлович на боевом посту, ведь он бессменный командор сцены!
БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕАТРЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
- Здравствуйте, меня зовут Ольга, я из Киева. Ваш дед был ректором театрального института. Как шло обучение и нужно ли актеру специальное образование, ведь этот талант должен быть врожденным?
- Каждый родитель считает свое дитя гениальным и неповторимым. Но для этого существует закон джунглей, в хорошем понимании этого слова. И, конечно, нужно иметь образование. Без этого мы превратимся в клуб любителей, где не будет авторитетов и где никто никому ничего не докажет. Нельзя без образования, я это почувствовал на своей шкуре. Так что если у вас есть ребенок, то он сможет работать в искусстве, только получив высшее образования.
- А сейчас есть хорошие курсы актерского мастерства?
- Есть подготовительные курсы перед театральным вузом, которые дают человеку понять уровень своих способностей.
ЖЕНА РЕВНУЕТ - И ЭТО НОРМАЛЬНО
- Анна из Киева. Лесь Михайлович, кто ваша жена и не ревнует ли она вас к актрисам?
- Ревнует, но она умная женщина и любит меня. Я считаю, что это естественно. Было бы по-другому, я бы сам удивлялся, думал бы, что у нас в семье что-то не так. А поскольку профессия проверена годами, то это просто хороший спорт. Когда жена тебе грозит пальчиком и говорит «ну-ну-ну», значит, это хорошо.
- А чем она занимается?
- Она режиссер на телевидении, занимается озвучиванием иностранных фильмов на украинский язык. Ленты показывают на каналах «З ранку до ночі», СТБ, ICTV. Так что вы ее слышите почти каждый день. Они близка к искусству, сама актриса в прошлом, окончила кинофакультет. Сейчас, как видите, кино украинского нет, так что пришлось сменить профессию. Но она в курсе всего, что происходит в театральной жизни, прекрасный профессионал и мне помогает.
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
- Приветствую, меня зовут Ирина. Ваши коллеги Хостикоев и Бенюк очень критикуют руководителя театра Богдана Ступку. А вам он нравится?
- Я не считаю это скандалом, просто такова позиция моих коллег, которых я уважаю и люблю и с которыми работаю рядом уже почти 33 года. Я знаю суть конфликта и считаю, что он имеет право на жизнь, потому что каждая личность, которая достигает осознания себя во времени, пространстве и искусстве, имеет право на свою точку зрения. Театр - это небольшой коллектив. Поэтому у нас больше возможностей высказать свои мысли и несогласие с руководством. А потом, к сожалению, природа искусства такова, что все тайное становится явным, гласность не закончилась, а еще и выросла, поэтому предмет спора известных актеров стал достоянием гласности.
- А вам удается толерантно относиться к любому конфликту?
- Я и сам бываю часто участником, поэтому мне все это осточертело! Лишние нервы из-за выеденного яйца!
«МОЙ ВНУК - БОНАПАРТИСТ»
- Добрый день, меня Ирина зовут. Лесь Михайлович, а на кого похож ваш внук? Вы часто с ним играете?
- Ира - это ты?
- Не то чтобы совсем не Ирина, но наверняка не та, о которой вы подумали…
- Извините, просто у меня невестка Ирина (смеется). Я люблю свою невестку, ее зовут Ира, и она могла позвонить как бы в укор молодому деду. Я люблю своего внука Михайлика. Это счастье, гордость и продолжатель нашего рода. Не зря его назвали Михаилом. Мы хотим дождаться того момента, когда я приду в театр и скажу, как герой спектакля «Назар Стодоля»: «Подивіться, це мій син. Мені його народила Галя, візьміть його в товариство». Вот и я хочу дожить до того дня, чтобы прийти в театр Франко и сказать: «Уважаемые франковцы, это Михаил Заднепровский Второй. Примите его в свои объятия в честь его великого прадеда, который служил на сцене этого театра». Так что у меня на Михайлика большие надежды. Но из-за того, что они живут далековато, видимся редко. Хотя с сыном встречаюсь почти каждый день в театре. А мой внук агукает мне по телефону. Он «голист» и «бонапартист», потому что говорит «бона-бона» (Бонапарт) или «голь, де-голь, де-голь» - генерал де Голь. Так что в будущем, наверное, большой политик!
- А вы не стесняетесь, что уже дедушка?
- Боже мой, это такая радость! Тем более что внешне это на мне никак не отразилось. Я же не кривой, не горбатый и с палочкой не хожу. Наоборот, в этом есть определенный шарм. На меня девушки смотрят и думают: уже дедушка, но еще о-го-го! Так что с появлением Михасика я еще больше расцветаю. И надеюсь, что мой сын и невестка на этом не остановятся.
|
«ПРАЗДНОВАНИЕ ПРЕМЬЕРЫ СПЕКТАКЛЯ - ЭТО НЕ ПЬЯНКА»
- Дмитрий, Киев. Как вы празднуете премьеры спектаклей?
- Люди не понимают, что это такое - обмыть премьеру, и думают, что это обычная пьянка. Нет! Во-первых, это итог огромной работы. Только творческие люди способны оценить, что такое завершение съемок фильма или репетиционного периода. Месяцы сплошного сгустка нервов и колоссальная разрядка на премьере! Премьера - это огромный выброс адреналина, зарядка энергией. Иногда спортсмен с испугу прыгает дальше, чем ему сказал тренер, а потом удивляется, что побил все рекорды. Так и у актеров в театре - тратится много энергии, но потом все успокаивается и возвращается в нормальный ритм. Первый спектакль - всегда кровавый. После него необходима релаксация: собраться с друзьями, посмотреть друг другу в глаза, выслушать замечания. В этом есть элемент разрядки, когда нужно выпустить пар. Это необходимо психологически. А еще мы любим, когда автор пьесы живой. Тогда он приглашает в ресторан, накрывает «поляну». Плохо с классиками: если автора нет в живых, мы его прославляем, но толку от этого мало. И тогда мы сами запасаемся шампанским, чтобы можно было выпить за себя и за великого мастера пера. Но ритуал празднования премьер сложился исторически - с тех пор, как существует театр и драматургия. Я думаю, что так же будут праздновать премьеры и наши внуки.
«С СЫНОМ МЫ НЕ СОПЕРНИКИ, А ПАРТНЕРЫ»
- Сергей, Киев. Ваш сын тоже артист. Вы соперничаете на сцене? Я слышал, что из-за актерской ревности в таких семьях плохие отношения.
- Бывает и так, но я бы ревновал сына, если бы он отбил что-либо у меня. А ревновать сцену к своему ребенку, своему продолжению, которого я сознательно готовил к этому пути, вкладывал в него душу, нервы, сам посылал в театральный институт, следил за каждым его шагом, помогал ему советами… Только ненормальные люди могут испытывать подобные чувства. Если вы видели моего Назара на сцене или в кино, то знаете, что мы с ним очень разные. Он больше похож на маму. И вообще, это большая радость, когда сын или дочь идет своим неповторимым творческим путем. Кроме сцены мы работаем вместе и на эстраде, где дополняем друг друга. У нас нет игры в поддавки, что я буду работать в полножечки, чтобы не наступить на мозоль сыну.
- Вы постоянно играете в паре с Людмилой Смородиной. Вы в нее влюблены?
- Я работаю в театре уже 30 лет и сменил множество партнерш. Но если бы я каждый раз отвечал на такие вопросы, я бы уже повесился. Должен сознаться, что с большим удовольствием работаю с Людмилой Геннадиевной, потому что она потрясающая актриса, очень красивая женщина и чуткая партнерша. А с годами еще больше тянет к талантливому человеку, который является твоим партнером. Поэтому с большим удовольствием жду спектакли, где играю со Смородиной. Но у нас в театре есть и другие прекрасные актрисы. Это Полина Лазова, Наталья Сумская, Ирина Дорошенко, Любовь Кубюк. Прекрасное созвездие! Работать с ними мне как актеру большое счастье.
- А в Смородину вы все же влюблены?
- Влюблен. Столько лет работать вместе и не влюбиться в такую красавицу...
- А вы ей делали предложение руки и сердца?
- Нет. Разве что в спектакле, по тексту автора.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр Михайлович Заднепровский родился 12.06.1953 года. Окончил Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. Народный артист Украины. С 1979 года работает ведущим исполнителем Национального театра имени Ивана Франко. Лучшие роли - Командор в «Каменном госте», Мазепа в «Мазепе», Дон Алонсо - «С любовью не шутят», Дорошенко - «Гетман Дорошенко», Нельсон - «Леди и адмирал», Болвел - «Виват королева!». Трижды был женат на актрисах, сын Назар от первого брака - заслуженный артист Украины, работает с отцом в одном театре.
ВОПРОС «КП»
- Отразился ли кризис на театре и актерах?
- Наоборот, сейчас у нас аншлаги. Люди стали театром лечить свои души. Театр - это искусство, которое притягивает своей правдой. Зрители устали от безысходности. Мы живем в замкнутом пространстве, только и слышим про политику и экономику, с ума сойти можно! Ведь все время натыкаешься на тезис «выхода нет». Театр - это единственное место, где выход есть, там тебя не грузят ни политикой, ни экономикой, а живыми чувствами, слезами, смехом. Я думаю, что это психотерапия, которая необходима зрителю в наше время. Тем более что в театре как в море: есть приливы и отливы, но уровень всегда останется. Театр вечен!