Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

«Азовсталь»: взорван в 1943-м немцами, разрушен в 2022-м россиянами

«Азовсталь»: взорван в 1943-м немцами, разрушен в 2022-м россиянами
Фото: ТГ-канал "Мариуполь Сейчас"

Металлургический завод «Азовсталь» в Мариуполе становится еще одной «точкой зеро» для российских боевиков, каким был Донецкий аэропорт в 2014-2015 годах. Тогда аэропорт 242 дня держал оборону, находясь в полностью захваченном оккупантами городе.

Во вторник, 19 апреля, российские боевики предложили защитникам «Азовстали» поднять белые флаги и сдаться в плен. Правда, одновременно заявили, что уже начали штурм завода. Бестолковость в информационном поле – обычное дело для пропагандистов из РФ, мы же расскажем напрямую, с чем они имеют дело.

В этот же день заместитель командира полка «Азов» Святослав «Калина» Паламар заявил в комментарии «Радіо Свобода», что завод «разбомблен и уничтожен практически полностью». Тем не менее, бойцы намерены сражаться до последнего патрона. Единственное, что просят – помочь выбраться гражданским, для которых «Азовсталь» стала убежищем, но ситуация с продовольствием и водой – критическая.

«Сказали, сравнять все с землей»

На территорию комбината упало немало авиабомб, а инфраструктура завода методично разрушалась артиллерийскими обстрелами. Сейчас «Азовсталь» - это стратегический объект, взять который боевики РФ и так называемой «ДНР» собираются любой ценой. Уж чересчур «Азовсталь» напоминает непокоренный донецкий аэропорт.

- Конечно, территория такого комбината как «Азовсталь» - это хороший укрепрайон с обширным местом для маневров. Но стратегически это не ключевая точка, развить какую-либо операцию с его территории невозможно. А вот ресурсов на него россияне израсходовали достаточно много, комбинат оттянул на себя и людские, и технические ресурсы из других «горячих точек». Можно даже предположить, что «Азовсталь» спасла некоторые населенные пункты Украины от обстрелов и взрывов, перетянув все силы боевиков на себя, - высказал мнение военный эксперт Георгий Салманишвили.

Бомбоубежища завода считаются самыми безопасными местами в городе. С первых дней войны туда приезжали сотни людей из разных районов города и остаются там по сей день. Фото: t.me/mariupolnow

Бомбоубежища завода считаются самыми безопасными местами в городе. С первых дней войны туда приезжали сотни людей из разных районов города и остаются там по сей день. Фото: t.me/mariupolnow

Как стало известно, в СБУ перехватили переговоры оккупантов, которые обсуждали уничтожение непокорного комбината. «Ждем тут «сюрпризы» от россии… трехтонные с неба (предположительно, речь идет об авиабомбах. – Ред.)… Сказали, сравнять все с землей… Приезжал подполковник, говорил: вы почувствуете на себе это, и услышите, и почувствуете. Прикинь, волна взрывная будет», - говорит один боевик другому.

По последним данным, на «Азовстали» находятся около 2500 украинских и иностранных бойцов. Ультиматумы российских боевиков о сдаче в плен они проигнорировали.

Как закалялся «Азовсталь»: от мартена до конвертера

История «Азовстали» началась в 1930 году, когда было принято решение о строительстве в Мариуполе нового металлургического завода для переработки железной руды с Керченского полуострова. Первую чугунную плавку завод выдал 12 августа 1933-го, а через шесть лет предприятие ставило рекорды по суточной производительности доменных печей.

В октябре 1941 года Мариуполь был захвачен немецкими войсками, но до этого сотрудники «Азовстали» успели вывезти ценное оборудование на Урал. За время двухлетней оккупации немцами «Азовсталь» получила новое имя – «Азовский завод № 1», предприятие передали в управление концерну Альфрида Круппа, однако восстановить мартеновские печи и ввести предприятие в полноценную эксплуатацию не смогли. Перед отступлением немецких войск из Мариуполя в сентябре 1943 года завод взорвали. После победы в 1945 году постепенно «Азовсталь» была восстановлена, модернизирована и расширена по номенклатуре производимой продукции. В 1984 году завод стал металлургическим комбинатом.

После провозглашения независимости Украины в 1991 году, «Азовсталь» сертифицировался по международным нормам производителем судостали, сертифицировал свой прокат по стандарту Американского института нефти и начал производить конструкционную сталь повышенной прочности для строительства нефтяных буровых платформ. В 1995-м комбинат сертифицировал почти весь выпускаемый комбинатом толстолистовой прокат, став обладателем в общей сложности четырнадцати сертификатов всемирно известных классификационных обществ.

В июне 2006 года металлургический комбинат «Азовсталь» вошел в «Дивизион стали и проката группы «Метинвест». Мажоритарным акционером «Метинвеста» является финансово-экономическая группа SCM Рината Ахметова.

Завод активно начал модернизироваться, в 2011 году из эксплуатации было выведено последнее мартеновское производство – отныне «Азовсталь» плавил сталь только конвертерным способом. На предприятии производили плоский, сортовой и фасонный прокат, были и мощности по производству кокса. Основная продукция меткомбината – полуфабрикаты, которые перерабатывались на европейских активах «Метинвест Холдинга», а также толстолистовой прокат, который продавался в страны ЕС и Ближнего Востока. Также металлургический комбинат «Азовсталь» был единственным производителем рельсов в Украине.

Так комбинат выглядел до войны. Фото: t.me/mariupolnow

Так комбинат выглядел до войны. Фото: t.me/mariupolnow

«Наши заводы убили»

До 2014 года на комбинате работали почти 11 000 человек, в отдел кадров стояла очередь из желающих – на предприятии были очень хорошие зарплаты (около 20 000 грн и выше). Естественно, комбинат вкупе с «коллегой» - ММК им. Ильича – активно участвовал в жизни Мариуполя, пополнял фонд общественного транспорта, опекал дворцы культуры и школы и т.п. Но мариупольцы пеняли «Азовстали» и «Ильичу» за загрязнение воздуха, выходили на митинги протеста и требовали принять меры по улучшению экологической ситуации в городе. Руководство комбинатов заверяло в неукоснительном исполнении всех экологических норм и правил, но клубы дыма ржавого цвета и характерный запах соды над Мариуполем, по мнению жителей, свидетельствовали об обратном – ни о какой экологической безопасности и речи не шло.

Разрушенное заводоуправление «Азовстали», 18 марта 2022 года. Фото: https://t.me/mariupolnow/6947

Разрушенное заводоуправление «Азовстали», 18 марта 2022 года. Фото: https://t.me/mariupolnow/6947

Как говорят бывшие жители Мариуполя, которым удалось эвакуироваться из города, сейчас их переполняют двойственные чувства.

- С одной стороны – мы были действительно возмущены, у нас болели дети, дышать было невозможно, а на окнах квартир изнутри постоянно был пыльный маслянистый налет. Мы выходили на митинги ради наших детей. А с другой стороны – сейчас комбинаты разрушены, нет никакого дыма, ничего не воняет, но нам от этого не легче… - признается бывшая мариупольчанка Лидия. – Как ни крути, вокруг «Азовстали» и ММК крутилась наша жизнь, это были наши главные предприятия. Наверное, мы бы добились каких-то изменений в плане чистоты воздуха, если бы не было войны. Но сейчас наши заводы убили, и что тут скажешь…

Заводы разрушены и вряд ли их можно будет восстановить – хотя нынешнее руководство «Азовстали» имеет более-менее оптимистический взгляд в будущее и считает, что в мирное время заводу можно будет подарить вторую жизнь.

Справка Коротко про

Гигант металлургии

Металлургический комбинат «Азовсталь» - предприятие с полным металлургическим циклом. Входило в тройку крупнейших металлургических предприятий Украины и в десятку - СНГ.

В составе МК - четыре основных производственных комплекса: коксохимическое производство, доменное и конвертерное производство, прокатный комплекс.

Территория металлургического комбината – около 11 кв. километров, что сравнимо с площадью 1540 футбольных полей. На этой площади расположены 13 крупных производственных цехов плюс здания смежных и вспомогательных служб. Протяженность тоннелей толстолистового цеха «Азовстали» (кабельных, водоводных, пешеходных и др.) составляет около 24 километров.