5 ноября
Загрузить еще

Год крыс. Итоги работы правоохранительного сектора

Год крыс. Итоги работы правоохранительного сектора

Полное обновление Кабмина, которое, кажется, до сих пор не завершилось, выборы, пандемия... ситуация на Востоке не меняется. В таких условиях атмосфера в правоохранительных органах критически важна, ведь их задача – удержать ситуацию в неких незримых рамках, поддерживающих существование самого государства. Но увы, даже тут произошли серьёзные перетряски. Кто-то весь год "скандалит" с противоборствующими силами, кто-то похоже просто сдал позиции. И так, подведем итоги работы ведомств правоохранительного сектора!

Западные "шпионы" и право на коррупцию.

2020 принёс очередную порцию метаний между вопросами суверенитета и наставлениями Запада. Хоть в части посадки преступников у НАБУ в этом году (да как и прежде) особых результатов нет, эту брешь в своей деятельности они с лихвой компенсировали сомнительными нападками на Конституционных судей и представителей ОП. Не обошлось и без давления на представителей власти, в частности – Президента. Заручившись поддержкой "конечных бенефициаров", Артем Сытник почувствовал вседозволенность и давай "творить добро" на право и на лево. Но тут гораздо больше общего с банальной игрой в войнушки, чем с решением правовых вопросов. Чего стоит демарш против судей КС. После решения Конституционного суда о незаконности пребывания Сытника на должности главы НАБУ тот "внезапно" обнаружил, что, мол, приход главы суда Александра Тупицкого вообще был незаконный и подпадает под состав преступления, - и об этом "открытии" по всем СМИ раструбили. Дело в том, что к настоящему моменту Сытника уже должны были сместить с должности, и суд, собственно, подтвердил законность оснований, но в ноябре все изменилось - Штаты "надавали" Украине по носу, мол, не зарывайтесь, у него тут ещё дела есть! А и действительно, есть: вскоре, в начале декабря, НАБУ начало гонения сотрудника Офиса Президента Олега Татарова. В ответ на заявления Татарова о необходимости смещения Сытника, в его адрес полетели обвинения и уголовные дела, правда, сомнительного содержания. К слову, последние основаны на доносе одного "заложника" НАБУ, взятого на разворовывании госсредств, бывшего нардепа Максима Микитася - показания он успешно обменял на свою свободу.

Однако тут дело намного глубже. Ранее Татарова собирались поставить главой ГБР, и Западу эта идея пришлась не по вкусу… Тогда-то в дело пустили "филию" Штатов по контролю за "незримыми финансовыми потоками" отечества, возглавляемую Сытником. Так что публичный конфликт оказался лишь верхушкой айсберга, а под водой – очередная война за сферы влияния.

Позже в ситуацию вмешалась Ирина Венедиктова – и получите ещё одно уголовное дело – против Генпрокурора, мол, незаконно встряла, сорвав вручение Татарову подозрения. В общем, производства в НАБУ за год отштамповали лихо, да и негативное влияние Сытника на правоохранительную вертикаль уже многие отметили. Поговаривают, что уже и наши международные "партнеры" ему ищут замену, но окончательная рокировка кадров пройдёт уже после инаугурации нового президента США.

В Офисе Генпрокурора, кстати, несмотря на то, что за 2020 сменилось два главы ведомства, все по-прежнему… бьётся в конвульсиях в попытке сделать что-то полезное, но все никак. И назначение Венедиктовой ничего не изменило (понятной дело – у каждого режима должен быть свой прокурор). Хотя начинала Ирина Валентиновна очень лихо. Ещё за несколько дней до её назначения у многих в буквальном смысле задрожали коленки. Но дальше обещаний начать активную работу пока дела не зашли. Хотя кадровая политика выстроена не плохо - убрали скандальных персонажей, укрепили руководящий состав. В общем есть вероятность, что эта карета может поехать. Но ее движение до сих пор зависит от того, с кем будет играть Венедиктова, а она пока продолжает наживать себе врагов и изображать независимость.

Торговцы данными.

Отдельная история с НАЗК. По нашей инсайдерской информации там наладили активную работу с конфиденциальной информацией. С приходом в структуру бывших журналистов скандального издания Bihus.Info и началом сотрудничества с агентством скрытая информация в декларациях некоторых чиновников, не предназначенная для разглашения, стала достоянием общественности. Последние расследования Дениса Бигуса основаны именно на этих данных.

Поговаривают в самой структуре, что не редкими стали и заказные проверки деклараций. Какие-то спускают сверху, чтоб приструнить политических оппонентов, а другие и вовсе заходят за деньги. Тут объективно полно работы для НАБУ, но это же дружественная структура… В остальном дела идут довольно глухо – недавно КС заявил, что НАЗК систематически разбрасывается обвинениям о препятствовании их работе дабы попросту ничего не делать.

А ведь у нас ещё и САП… - зачем в государстве такое количество антикоррупционных органов, не понимают, наверное, даже во власти. Эффективность – сомнительная, работа – безалаберная. Ну хоть информацию на Запад поставляют исправно, правда, для государства, вероятно, куда эффективнее была бы старая правоохранительная модель и распределение антикоррупционных функций среди существующих органов.

Сломанная игрушка.

И так – СБУ. Чем же отличись безопастники в 2020-м году? Да ничем, собственно – полный штиль. После прихода Баканова, кажется, структура просто самоустранилась. Все сложные операции проходят под контролем полиции. Конечно, о защите государственной безопасности силами СБУ, как должно, и раньше-то речи не было – коммерческая структура, частная охрана, вписанная в госсистему. А за последний год она и вовсе стала какой-то сломанной президентской игрушкой. Чего ещё ждать, когда во главу такой структуры ставят не какого-нибудь прожжённого генерала, а руководителя ООО "Студия Квартал-95"… Эта идея провальная, даже с точки зрения, влияния на СБУ – толку от того влияния, когда игрушка сломана? (Хоть бы замов опытных назначили…). Глава службы, мягко говоря, не соответствует требованиям занимаемой должности и эффективность работы службы сразу не то, чтобы упала…обнулилась! Более того, по информации из ведомства, многие процессы в СБУ остановились именно из-за страхов Баканова двигаться вперед. А как иначе? Работа в подобной структуре требует не абы какой психологической закалки!

В общем, самое время назначить в СБУ опытных профи, которые оживили бы структуру, иначе её можно просто утилизировать – чтобы зря госсредствами не разбрасываться.

Островок стабильности в пучине хаоса.

В общем, на фоне происходящего в правительственных органах бедлама (да и не только в правоохранительном секторе) в структурах МВД продемонстрировали завидную стабильность. Конечно, во многом это связано с тем, что хаотичные кадровые перестановки МВД не затронули. Арсен Аваков продолжаетукреплять позиции в политике. Сегодня уже очевидно, что его опыт и возможности значительно переросли кабинет руководителя ведомства. Во многих вопросах он стал опорой президенту. Как результат – все кризисы 2020 года тянуло на себе в основном МВД. А ведь в других структурах (тот же НАБУ или СБУ, да и Минобороны) проблемы связаны как раз-таки с руководящей верхушкой.

По большому счету, стабильность в ситуации с COVID удерживало именно это ведомство: начиная от беспорядков, которые сами по себе были опасны для здоровья людей, заканчивая пресечением незаконного заработка на распространении эпидемии и обеспечением борьбы с самой инфекцией.

К полиции, конечно, замечания остаются. Даи с кадрами такая же проблема, как и в других ведомствах - большой отток из-за низких зарплат. Но, несмотря на сложности, реформы продолжаются. И все же тут есть позитивные сдвиги - патрульная полиция, уход в цифру, камеры видеофиксации нарушений скоростного режима и правил дорожного движения, а как следствие снижение количества ДТП. Продвижение в резонансном убийстве журналиста Павла Шеремета - задержаны все исполнители, правоохранители почти вышли на заказчиков. МВД хорошо проявило себя и в работе со стихийными бедствиями (те же тушения пожаров, охвативших несколько областей или ликвидация последствия наводнений на Западной Украине, которые побороли силами ГСЧС и полиции).

"Чёрная пятница" в Минобороны.

Бюджет 2021 предусматривает увеличение финансирования Минобороны на 121,7 млн грн. В масштабах государства сума небольшая, но и такая надбавка слишком-то нецелесообразна. Не бюджет надо увеличивать, а производство! Ведь, учитывая размах коррупции, подтачивающей отечественный оборонпром, любая надбавка – это убытки. Увы, стоит признать, что происходит сознательное разрушение "УкрОборонПрома". Началось оно давно и останавливать это пока никто не собирается. Распродажа имущества идёт полным ходом. В частности, "Антонов", который входит в состав "УкрОборонПрома".

"Убыточное предприятие" - приговор, который так часто звучит в концерне "Антонов". Множество предприятий уже успешно подерибанили, прикрываясь этим вердиктом. Теперь очередь дошла до ГП "Антонов" - вокруг него, как саранча, уже столпились застройщики. Дело в том, что во владении предприятия огромное количество земли в Киевской области и Киеве, которая, скорее всего, уйдёт за копейки. Её, поговаривают, уже давно поделили. Да и в целом под конец года в Минобороны заявили о планах ликвидировать 44 предприятия, 5 – приватизировать.

К слову, один из причастных к уничтожению отрасли - вице-премьер-министр и глава Минстратпрома Олег Уруский, также подрабатывающий незаконными отчуждением земли и недвижимости. В 2014-м он незаконно отдал 10 гектаров в центре Киева частнику под застройку. Позже, будучи главой "Госкосмоса" обеспечил "добро" на отчуждение имущества "Киевского радиозавода", завод "Арсенал" ждала та же участь. Из госагентства его уволили за разглашение секретки, правда, в СБУ помогли избежать ответственности. И все же он продолжает "опекаться" оборонным сектором и в этом году.

А в 2020-м по плану должна проходить реформа оборонно-промышленного комплекса, если бы не диверсия из рядов Минстратпрома… То в ноябре "УкрОборонПром" заявляет о препятствиях в реализации реформы со стороны этого ведомства. То министерскую верхушку обвиняют в управлении кадровыми вопросами в ручном режиме: на том же ГП "Антонов" вмешательство Уруского с целью контроля и передела прибыли привело к увольнению президента авиастроительной компании Александра Лося в середине ноября, аналогичная ситуация и в "Госкосмосе". При этом к Минстратпрому под конец года накопились вопросы о невыполнении прямых обязанностей, в частности, по формированию и обеспечению реализации государственной военно-промышленной политики. Да и задание по изготовлению кислородных концентраторов для спасения больных COVID-19 в Минстратпроме провалили, - очень заняты были, похоже.

Тушите свет.

И на последок – ГБР. Сейчас сама большая проблема Бюро - кадровая политика. Из-за отсутствия веры в светлое будущее тут начался серьезный отток кадров. Это связано со скандальным уходом Романа Трубы: тогда на "пленках Ермака" услышали запись, сделанную в кабинете Трубы. Эта ситуация полностью скомпрометировала правоохранительный орган...Сейчас, по сути, и дела-то вести некому. Новое руководство так и не смогло укрепить личностный состав. Это и стало основной причиной неэффективности работы органа. Хотя на него возлагали существенные надежды в обществе. Но опять же - страх Зеленского, который он посеял в СБУ, докатился идо ГБР. Теперь это обычное похоронное бюро для уголовных дел против чиновников.

Красная черта.

Подводя черту, отметим: размах невежества в органах власти, в том числе и правоохранительных, достигает красного сектора. Уже вот-вот зазвучит сигнал тревоги. Правоохранительные вопросы фактически полностью закрывает МВД. Остальные – либо дерибанят, либо работают на другое государство. И все это вызывает один вопрос -как долго Украина протянет в этой ситуации?

Новости по теме: МВД скандал